Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом процесс формирования положительного отношения к урокам физического воспитания,
Предметом – отметка, как фактор положительного отношения к урокам физического воспитания.
Цель данного исследования: заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические подходы к формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4

1.1. Содержание понятия позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4

1.2. Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры 17

1.3. Сущность контроля и оценки знаний и их функции 20

Глава 2. Практическая часть исследования 29

2.1. Организация исследования 29

2.2. Описание инструментария исследования 31

2.3. Результаты и интерпретация 36

Заключение 37

Литература 39

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 72.70 Кб (Скачать)

б) респонденты должны тщательно  подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

   Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

    Анкетирование редко  бывает сплошным (охватывающим всех  членов изучаемой общности), гораздо  чаще оно имеет выборочный  характер. Поэтому достоверность  и надежность полученной анкетированием  информации зависит, прежде всего,  от репрезентативности выборки. 

    Основным (но не единственным) инструментом этого метода является  анкета, состоящая не только из  опросного листа и “паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

     Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается  не только на основе общих  требований к опросу, но и с  учетом ряда дополнительных соображений.  В анкете можно и нужно ставить: 

не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;

- как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;

- вопросы-“крючки”, ставящиеся для того, чтобы респондент “клюнул”, т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;

- вопросы-“фильтры”, позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за “фильтром” вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

- контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;

- вопросы-“ловушки”, являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;

- наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;

- дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа “да - нет”);

- вопросы-“меню”, т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;

- вопросы-“диалоги”, ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;

- шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;

- табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;

- закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;

- открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;

- полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ анкетирования исследовательского  уровня удовлетворения учащихся

 

 

  В нашем исследовании использовались следующие анкеты:

- анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры. (ссылаемся на [прил.1] ).

- анкета мотивации к урокам физической культуры

1. Тебе  нравится на уроках физкультуры?

- нравится-2б.;

- не очень -1б.;

- не нравится – 0б.

2. Если  у тебя  сегодня первый урок  – физкультура, то утром, когда  просыпаешься, ты всегда с радостью  идешь в школу?

- иду с радостью -2б;

- бывает по-разному-1б.;

- чаще нет -0б.         

3. Если  бы учитель сказал, что завтра  можешь не приходить на уроки  физкультуры, ты согласился бы?

- все равно пришел бы на урок-2б.;

- не знаю-1б.;

- не пошел бы на урок -0б.

4. Тебе  нравится, когда у вас отменяют  уроки физкультуры?

- не нравится – 2б.;

- бывает по-разному – 1б.;

- нравится – 0б.

  5. Ты  часто рассказываешь родителям  про уроки физкультуры?

- часто -2б.;

- редко -1б;

- не рассказываю -0б.

6. Ты  хотел бы, чтобы у тебя был  другой учитель по физкультуре?

- не, не хотел бы -2б.;

- мне все равно – 1б.;

- хотел бы -0б.

7. У тебя  в классе много друзей?

- много -2б.;

- мало -1б.;

- нет друзей -0б.

8. Тебе  нравятся твои одноклассники?

- нравятся -2 б.;

- не очень -1б.;

- не нравятся – 0б.

Ссылаемся на [прил.1.]

В ходе анкетирования  было выявлено отношение учащихся к  оценке как к положительному моменту  на уроках физической культуры. На вопросу все учащиеся отвечали честно, ни кто не советовался друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты и интерпретация

 

 

  После выполнения испытуемыми предложенных им методик получились следующие результаты:[прил.2. ]

- анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры. [прил.3.]

Мотивации к урокам физической культуры [прил.4-5.]

    Далее в течение недели  данным испытуемым не выставлялись  отрицательные оценки, а только  делались предупреждения.

    Затем испытуемым снова  предложили ответить на те же самые вопросы.   Получились следующие результаты:

- анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры. [прил.6.]

  По  полученным результатам можно  сделать вывод о том, что  положительное отношение к урокам  физического воспитания напрямую  зависит от отметок, полученных  на данных уроках, а так же  что отметки влияют и на  уровень мотивации к данным  урокам. Наша гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Подводя итог исследовательской работы, можно сделать вывод о том, что отношение к занятиям физической культурой. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, позитивное отношение к занятиям физической культурой предусматривает сформированность трех основных компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого. Положительное отношение школьника к урокам физической культуры будет обобщенным и устойчивым, а необходимость заниматься физической культурой станет его убеждением, если он будет понимать роль любых занятий физической культурой в своем развитии, а не только тех, которые ему понравились вначале.

    Позитивное отношение  к занятиям физической культурой  это устойчивая внутренняя потребность  человека, основанная на глубоком  интересе к физической культуре, опирающаяся на имеющихся у  индивидуума склонностях и способностях, которые позволяют быть успешными  в этом виде деятельности, испытывать  удовлетворение от занятий физической  культурой.

    В нашей работе мы  предположили, что положительное  отношение к урокам физического  воспитания зависит от отметок  получаемых учениками на данных  уроках.

    “Отметки, с одной стороны,  подменяют прямые мотивы учения  косвенными,  а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю.

      Данная работа  подтвердила актуальность исследования  по теме « Отметка как фактор  стимулирования положительного  отношения к урокам физической  культуры.

      В работе была  выделена проблема - оценивание учащихся  может нести как положительный,  так и отрицательный эмоциональный  настрой, проблема данной тематике в том, чтобы оценивание не нарушало положительную мотивацию у школьников младшего возраста, поэтому в процессе исследования это проблема решалась.

Цель исследования: заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.

Объектом в исследовательской  работе: является процесс формирования положительного отношения к урокам физического воспитания,

Предмет-отметка, как фактор положительного отношения к урокам физического воспитания.

Задачи исследования в ходе его  были решены.

 

  Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

    Т. о. по полученным результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что положительное отношение к урокам физического воспитания напрямую зависит от отметок, полученных на данных уроках, а так же что отметки влияют и на уровень мотивации к данным урокам. Наша гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акилов М.В. “Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования” / М.В. Акилов//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2000.
  2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья / Ю.А. Андреев. - СПб.: Питер,2007.- 380с.
  3. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. - М.: Владос, 1996.-158с.
  4. Артемов В.А. Образ жизни и здоровье сельского населения / В.А. Артемов // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового153образа жизни. М., 1996.- 72с.
  5. Артишевская Т.М. Педагогика и психология / Т.М. Артишевская - М.: Просвещение, 2001.-262с.
  6. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.- 1990.
  7. Божович Л.И. Избранные психологические труды/ Л.И. Божович; нод ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1995.-464с.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- М.: Просвещение 1968.-464с.
  9. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Я.С. Вайнбаум В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Издат. центр “Академия”, 2002.-280с.
  10. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности /М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001.- №3.- 2-7.
  11. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П.А.Виноградов, А.П. Душанин, В.И.Жолдак. - М., 1996.-288С.
  12. Дуркин П.К. Методологический аспект формирования у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 6. - 63.
  13. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П.Ильин. - М: Просвещение, 2000.-486с.
  14. Кабаева В.М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения подростков к собственному здоровью: методические рекомендации для педагогов-психологов / В.М. Кабаева. - М.:АПКиПРО, 2002.
  15. Комков А.Г. Научно-методические проблемы формирования физической активности школьников (социально-педагогический аспект) // Всб.: Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи .-НИИФК, 1996.-С.12-14.
  16. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие/ Л.И. Лубышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-240с.
  17. Лубышева Л.И., Косихин В.П. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном воспитании/ Л.И. Лубышева, В.П. Косихин.// Теория и практика физ. культуры.- 2002.- JVb6.-C. 10-15.
  18. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Гофман Л.Д. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков/ В.И.Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Д.Гофман.-М., 2001.-142с.
  19. Лях В.П., Мейксон Г.Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей/ В.И.Лях, Г.Б.Мейксон. - М.: Просвещение, 1993.-160с.
  20. Методика физического воспитания школьников./ Под ред. Г.Б.Мейксона, Л. Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 2001.-146с.

 

 

 

 

“Как вы относитесь к урокам физической культуры?”

 

                                                                                                    Приложение 1.

 

 

Баллы

Варианты ответов

7

Очень доволен

6

Доволен

5

Скорее доволен, чем не доволен

4

Не знаю

3

Скорее не доволен, чем доволен

2

Не доволен

1

Совсем не доволен


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Таблица по исследованию 9  класса. Экспериментальная группа

Ф.И.О.

Результаты

1.

Афлатонов А. А.

12

2.

Баженов Е.Ю.

14

3.

Бечиков Д.В.

10

4.

Никитина Е. Ю.

12

5.

Носова Н. В.

8

6.

Полтавец А. Н.

12

7.

Попов Е. А.

14

8.

Прохоров А. А.

12

9.

Смольников О. А.

13

10.

Тушина Н. О.

10


 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Приложение  3.

 

Таблица по исследованию 9  класса. Контрольная  группа

Ф.И.О.

Результаты

1.

Черепанов Н.А.

12

2.

Хотнянский Р.С.

14

3.

Арстанова А.С.

9

4.

Ведерникова В.А.

13

5.

Антоненко С. А.

14

6.

Животков С. А.

10

7.

Давлетов Р. Н.

14

8.

 Исмаков А. С.

13

9.

Сухинин А. А.

10

10.

Жеданова Т. В.

12

Информация о работе Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой