Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом процесс формирования положительного отношения к урокам физического воспитания,
Предметом – отметка, как фактор положительного отношения к урокам физического воспитания.
Цель данного исследования: заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические подходы к формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4

1.1. Содержание понятия позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4

1.2. Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры 17

1.3. Сущность контроля и оценки знаний и их функции 20

Глава 2. Практическая часть исследования 29

2.1. Организация исследования 29

2.2. Описание инструментария исследования 31

2.3. Результаты и интерпретация 36

Заключение 37

Литература 39

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 72.70 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   2

Глава 1. Теоретические подходы  к формированию позитивного отношения  учащихся к занятиям физической культурой                                                   4

1.1. Содержание понятия позитивного  отношения учащихся к занятиям  физической культурой                                                                                           4

1.2. Психологический аспект удовлетворенности  на уроках физкультуры    17

1.3. Сущность контроля и оценки  знаний и их функции                                20

Глава 2. Практическая часть исследования                                                    29

2.1. Организация исследования                                                                        29

2.2. Описание инструментария исследования                                                  31

2.3. Результаты и интерпретация                                                                      36

Заключение                                                                                                          37

Литература                                                                                                         39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      На современном  социально экономическом этапе  развития нашего общества при  повышающейся его демократизации и гуманизации возрастают требования к физическому развитию человека, а это, в свою очередь, диктует необходимость формирования у подрастающего поколения активно положительного отношения к физической культуре.

     В системе образования  России в настоящее время идут  поиски эффективных форм обучения, открываются школы с углубленным  изучением предметов, школы-гимназии, лицеи. Учебная нагрузка в образовательных  учреждениях значительно влияет  на здоровье школьника. Возрастает  фактор “здоровья” ученика. Однако в нашем государстве пока еще не выражена в достаточной мере мотивация здоровья, “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, которые мотивировали бы к заботе о собственном здоровье.

  Актуальность данной темы  подтверждается тем, что отметка  является стимулом для учащихся  результатом их деятельности, важнейшим  рычагом влияния их отношения  к учебе.

  Проблема- оценивание учащихся может нести как положительный, так и отрицательный эмоциональный настрой, проблема данной тематике в том, чтобы оценивание не нарушало положительную мотивацию у школьников младшего возраста.

      В данной работе  мы изучили влияние отметок  на положительное отношение к  урокам физического воспитания.

       Основными источниками исследования стали: исследования, в которых раскрываются методологические проблемы отношения (М.А. Арвисто, И.М. Бутин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, В.А. Попов); исследования в области гуманизации и гуманитаризации образования и самовоспитания (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Л.В. Байбородова, В.П. Симонов, М.И. Рожков); научные работы, рассматривающие содержание и значение физической культуры как вида культуры общества и личности (В. К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.П. Матвеев, Н.Н. Визитей, Г.Н, Пономарев); теоретические подходы к анализу физического воспитания младших школьников (И.М, Бутин, И.А. Бутина, А.Д. Вакулов, Б.И, Иванов, Т.Н. Леонтьева); теоретические принципы здоровье сберегающей педагогики (Л.Ф. Тихомирова) В работе нашли применение общенаучные принципы системно- структурного анализа.

   Тема исследования: Отметка  как фактор стимулирования положительного  отношения к урокам физического  воспитания.

   Объектом процесс формирования положительного отношения к урокам физического воспитания,

   Предметом – отметка, как фактор положительного отношения к урокам физического воспитания.

  Цель данного исследования: заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.

     Определили следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретический материал.
  2. Обследовать учеников 7-х, 8-х и 9-х классов. Анкетирование.
  3. Обработать данные и провести анализ.

  Гипотезой нашего исследования явилось следующее: положительное отношение к урокам физической культуры зависит от отметки выставляемой ученику. Если

Методы исследования:1) рассказ, теоретический материал.

                                        2) анкетирование.

Теоретического уровня: анализ, синтез, обобщение, интерпретация.

Практического уровня: анкетирование.

    Практическая значимость: результаты, полученные в ходе нашего исследования могут быть использованы учителями в педагогической  и воспитательной работы. Для создания успешной ситуации в коллективе учеников по достижению положительных отметок.

Глава 1.Теоритические подходы к формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой

 

1.1. Содержание понятия позитивного  отношения учащихся к занятиям  физической культурой

    

 Для определения содержания  позитивного отношения учащихся  к занятиям физической культурой  необходимо первоначально рассмотреть  такое фундаментальное для педагогики  понятие как “отношение”.

      На философском  уровне “отношение” характеризуется  как необходимое условие взаимосвязи  всех явлений, обусловленных материальным  единством мира. С одной стороны,  философия определяет содержание, направление, уровень, диалектический  метод познания отношения, с  другой стороны - в философском  понимании мира есть составные  части знания, специализированные  на вполне определенных и конкретных  отношениях (эстетических, нравственных).

      Сущность понятия  “отношения личности”, по мнению  Серёгиной О.Б., педагоги рассматривают  в связи с механизмами их  формирования, исследование “отношения”  как педагогической категории  открывает значительные перспективы  для педагогической науки и  практики.

      Раскрытие конкретных  психологических данных о становлении  такой составляющей структуры  личности как “отношение” остается  перспективным направлением исследований, широко рассматривается в работах  B.C. Агеева, Г.В. Акопова, В.П. Бездухова, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л. Рубинштейна, в исследованиях, посвященных изучению физической культуры школьников, В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, Л.И. Лубышевой, Г.М. Соловьева.

        В своих  трудах А.С. Макаренко рассматривал  отношение в качестве универсального  явления, характеризующего воспитание. Развитие личности по А.С. Макаренко,  всегда эволюция отношений. Сформулированное  им положение об отношении как объекте педагогической работы, положило начало изучению личности человека через его отношение к явлениям окружающего мира.

       Согласно педагогическим  взглядам А.С. Макаренко, “невозможно  выключить личность, изолировать  её, выделить её из отношений”.

     Раскрывая сущность  понятия “отношение”, В.Н. Мясищев  указывал на то, что психологический  смысл отношения состоит в  том, что оно является одной  из форм отражения человеком  окружающей его действительности.

     Формирование отношений  в структуре личности человека  происходит в результате отражения  им на сознательном уровне  сущности тех социальных объективно  существующих отношений общества  в условиях его макро  и  микробытия.[с.44. 8.]

    Личность рассматривается  как активный деятель, избирательно  связанный с действительностью.  Отношения личности структурируются  от отношения к отдельным социальным  явлениям до целостного мировоззрения,  проявляются в действиях, поступках,  поведении человека в целом,  составляют структуру личности, являясь одним из ее компонентов,  по мнению В.Н. Мясищева. На  основе этой избирательности  он направляет свою деятельность, в чем заключается взаимосвязь  личности и среды. Эта связь  носит потребностный характер.

       Представляя психологические  отношения человека как целостную  систему индивидуальных избирательных,  сознательных связей личности  с различными сторонами действительности, В.Н. Мясищев очень настойчиво  подчеркивал их громадное значение  для проявления и развития  способностей человека - тех характеристик  его индивидуальности, от которых  зависит успех при выполнении  им многочисленных видов деятельности.

      Отношение к занятиям  физической культурой — один  из элементов самосохранительного поведения и саморазвития личности. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, позитивное отношение к занятиям физической культурой, по мнению В.К. Бальсевича, предусматривает сформированность трех основных компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого.

      О сформированности когнитивного компонента свидетельствует наличие у человека знаний о своем физическом состоянии, понимание им роли физической культуры в жизнедеятельности, знание основных средств, определяющих физическое развитие и обогащение физической культуры.

     Сформированность мотивационно-поведенческого компонента определяет высокий рейтинг физической культуры в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, высокую мотивации в области физического воспитания и самовоспитания, а также степень приверженности19человека занятиям физической культурой.

     Сформированность эмоционального компонента отражают позитивные переживания и чувства человека, связанные с образом его физического “Я”, а также изменения эмоционального состояния, обусловленные повышением или снижением уровня физической культуры человека.

      Все компоненты  отношения тесно взаимосвязаны  и оказывают взаимное влияние  на формирование каждого из  них в отдельности. В литературе  нет единодушного мнения относительно  того, в какой последовательности  формируются вышеназванные компоненты  в процессе индивидуального развития.

      Рассматривая более  подробно эмоциональный компонент,  Ю.П. Сокольников выделяет положительное,  отрицательное и безразличное  отношение.

      Положительно человек  относится к тому, что его привлекает, отрицательно к тому, что его  отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. В наиболее простой  форме это выражается в оценках  “нравится - не нравится”, “люблю - не люблю”, “доволен - не доволен”, “интересно - не интересно”.

      Безразличное или  нейтральное отношение выражается  в заявлении “всё равно”. Истинно  безразличное отношение может  быть только к незначимым для  человека объектам (не вызывающим  у него интереса).

      Отношения не всегда  характеризуются устойчивостью.  Особенно неустойчивы отношения  у детей. Легкая изменчивость  требует от учителя постоянной  заботы о поддержании положительного  отношения учащихся к учебе  и к своему предмету. Нельзя  рассчитывать на то, что раз  школьники любят активно двигаться,  хотят бегать, играть, то положительное  отношение к урокам физической  культуры возникнет само собой.  Неинтересно поданный учебный  материал, несоответствие учебной  деятельности возрастным интересам  и склонностям могут сформировать  отрицательное отношение учащихся  не только к урокам физкультуры,  но и к физической культуре  вообще.

     Отношение к занятиям  физической культурой, как и  многие другие отношения, претерпевают  возрастные изменения. В средних  классах школьники все больше  начинают дифференцированно относиться  к различным сторонам урока  физической культуры.

      Благодаря волевому (мотивационно-поведенческому) компоненту, отношения выступают как внутренний механизм саморегуляции деятельности и поведения в той или иной области (по аналогии с психологическим механизмом самооценки), а, следовательно, их изучение выявляет потенциальный план личности, ее систему внутренних механизмов поведения.

Информация о работе Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой