Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом процесс формирования положительного отношения к урокам физического воспитания,
Предметом – отметка, как фактор положительного отношения к урокам физического воспитания.
Цель данного исследования: заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические подходы к формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4

1.1. Содержание понятия позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4

1.2. Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры 17

1.3. Сущность контроля и оценки знаний и их функции 20

Глава 2. Практическая часть исследования 29

2.1. Организация исследования 29

2.2. Описание инструментария исследования 31

2.3. Результаты и интерпретация 36

Заключение 37

Литература 39

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 72.70 Кб (Скачать)

     Эмоции, связанные с  осознанием каждым учеником своих  больших возможностей в достижении  успехов на уроке физической  культуры, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. Сюда  же могут быть отнесены эмоции  от справедливо поставленной  отметки. Эти эмоции В. А.  Сухомлинский называл  “радостью”  или даже “счастьем” ученического  труда.

      Оценивание успехов  подростков на уроках физической  культуры влияет на самооценку, что в свою очередь порождает  либо неудовлетворенность собой  и своим телом, либо чувство  уверенности человека в своих  силах, наличие четких собственных  критериев деятельности и способности  их отстоять, позитивное восприятие  себя.

    Вследствие неоднократно  испытанного им неудовлетворения  на уроках у него может сформироваться  негативное отношение к предмету  “физическая культура”, то есть  вторичный феномен - неудовлетворенность.

     Удовлетворённость - это устойчивое положительное  отношение к проявляемой человеком  активности, возникающее после неоднократно  испытанного удовлетворения, как  от её процесса, так и от  её результата.

      При исследовании  отношений школьников к различным  аспектам физического воспитания  зарубежные специалисты физической  культуры и спорта обычно определяют  эти отношения как положительные,  хотя указывают, что иногда  они могут быть ниже желаемого  уровня.

     Анализируя причины  позитивного отношения к занятиям  физическим воспитанием, Т. Шлан показал, что при занятиях физической культурой и спортом положительно изменяется отношение к сотрудничеству со сверстниками. Как отмечает в своих исследованиях Д. Хеллисон, занятия физическими упражнениями весьма эффективно влияют на изменение отношения к самому себе. Другие исследователи Р. Зайонг и Д. Фелкер установили достоверную положительную связь между самоуважением человека и восприятием своего тела.

          Позитивное  отношение к занятиям физической  культурой это устойчивая внутренняя  потребность человека, основанная  на глубоком интересе к физической  культуре, опирающаяся на имеющихся  у индивидуума склонностях и  способностях, которые позволяют  быть успешными в этом виде  деятельности, испытывать удовлетворение  от занятий физической культурой.[с.45. 19.]

      Подводя итог, можно  сделать вывод о том, что  отношение к занятиям физической  культурой является одним из  элементов самосохранительного поведения и саморазвития личности. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, позитивное отношение к занятиям физической культурой предусматривает сформированность трех основных компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого.   Положительное отношение школьника к урокам физической культуры будет обобщенным и устойчивым, а необходимость заниматься физической культурой станет его убеждением, если он будет понимать роль любых занятий физической культурой в своем развитии, а не только тех, которые ему понравились вначале. По мнению Миниярова В.М., одним из важнейших слагаемых отношения к занятиям физической культурой являются систематические занятия физическими упражнениями. Полученные знания позволяют ориентировать учащегося, формировать его мотивы в познавательной и практической физкультурно-спортивной деятельности, определяют его отношение к физической культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психологический аспект удовлетворенности  на уроках физкультуры

  

   Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. К сожалению, как показывает анализ педагогической литературы, этот психологический феномен не используется для изучения отношения школьников к учению. Вместе с тем,  он существенно дополняет получаемую при изучении отношений  с помощью интересов и мотивов картину.  Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени отношение,  предшествующее учебной деятельности. Удовлетворенность же возникает в процессе деятельности и, следовательно,  является субъективной. Оценкой  этой деятельности со стороны субъекта.  Н.Р.Кузьмина отмечает, что удовлетворенность характеризует силу эмоционального отношения человека,  в частности, к своей  профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положительным является его отношение к ней. И, наоборот, чем больше аспектов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем белее глубоко его отрицательное отношение к ней. [ с. 44. 5.]

    Что же понимается  под удовлетворенностью?   Е.П.Ильин  отмечает, что, несмотря на то, что это понятие широко используется  в социологических работах, его  определение не дано, и оно  часто подменяется понятием “удовлетворение”. Во многих работах удовлетворенность  рассматривается как мотив, а  в ряде работ - как оценка  деятельности - В последнем случае  удовлетворенность рассматривается  как один из аспектов изучения  проблемы отношения.

     Е.Г.Ильин определяет  удовлетворенность как устойчивое  долгосрочное оценочное отношение  субъекта к выполняемой им  деятельности (учебной, трудовой,  спортивной, общественной) в целом  или отдельным ее сторонам,  возникающее в результате неоднократно  испытанного удовлетворения от  совершавшейся работы.

     Удовлетворенность отличается  от удовлетворения по ряду  признаков. Во-первых, удовлетворенность  характеризует долгосрочное отношение  человека к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие, поступок).

      Во-вторых, удовлетворенность  достигается после многократного  достижения цели, когда человек  убедится в вероятности и даже  гарантированности достижения цели, удовлетворения потребности, интереса, а удовлетворение - после однократного. Например, учащиеся могут быть  удовлетворенными уроками физкультуры  потому, что они знают, что на  них будут двигаться, испытывать  азарт от игр.

      В-третьих, удовлетворение - это однократно положительное  переживание, эмоция, протекающая  в данный момент; удовлетворенность  - это отношение, базирующееся  на неоднократно испытанном удовлетворении, удовольствии. Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный  момент положительную эмоцию; выражая  удовлетворенность человек в  данный момент может и не  испытывать положительную эмоцию, а выражает свою оценку роду  деятельности, которым он занимается.

     В-четвертых, к многократному  переживанию удовлетворения, удовольствия  человек привыкает, и эмоции  ослабевают, а удовлетворенность  в этих условиях возрастает.[с. 45. 13.]

     Удовлетворение - это  первичный феномен, а удовлетворенность  – вторичный,  возникающий на  базе первого, в  результате  перехода актуально переживаемой  эмоции в эмоциональный фон  (хорошего настроения) и формирования  готовности выполнять понравившуюся  деятельность. Отсюда видна важность  формирования этого психологического  феномена у учащихся (которые  по физиологическому механизму  близок к доминанте, а с психологической точки зрения является фиксированной установкой).   Соединяясь, и тот, и другой механизмы обусловливают направленность и степень активности человека.[с. 44. 5.]

     В данной работе  удовлетворенность рассматривается  как необходимый компонент отношения  школьников к урокам физической  культуры.

    Возникновение удовлетворенности,  как и вообще отношения, определяется  многими факторами. При этом, как  считает Ф.Герцберг, факторы, вызывающие удовлетворенность, не совпадают с факторами, вызывающими неудовлетворенность. Первые он назвал “мотиваторами”  (содержание деятельности,  перспектива роста),  вторые - факторами «гигиены» (условия деятельности, взаимоотношения с коллегами и руководителями). В связи с этим существуют точки зрения, согласно которым удовлетворенность определяется либо одним  ведущим фактором, либо их совокупностью.

      Т.о.удовлетворенность учением может зависеть в одних случаях от какого-либо доминирующего фактора или же формироваться под воздействием целого комплекса учебных факторов (интереса к предмету, благоприятного климата на уроках). Поэтому педагогу важно не только установить наличие или отсутствие у учащихся удовлетворенности, но и вскрыть, на чем базируется у них удовлетворенность или неудовлетворенность. Это тем более важно, поскольку в процессе обучения учащихся в школе роль ведущих факторов от младших классов к старшим может меняться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сущность контроля и оценки  знаний и их функции.

 

      Понимание того, что контроль и оценка являются необходимыми компонентами учебного процесса, казалось бы, исключает всякие дискуссии и сомнения относительно их целесообразности в обучении.

   Для понимания сущности контроля и оценки знаний, их места в учебном процессе давайте    проанализируем структуру обучающей деятельности учителя и учащихся:

    Обучающая деятельность  учителя состоит из трех компонентов:

а) мотивационный компонент

– учитель подчеркивает важность изучения темы, ее место в системе   уроков,   формулирует цели и задачи,  минимальный объем предметных компетенций,

– определяет содержание   домашней    самостоятельной работы на весь период изучения темы);

б) операционально-познавательный компонент

– учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, формируют предметные компетенции,

– учитель осуществляет контроль,  оценку  и  коррекцию  работы учащихся;

в) контрольно-оценочный компонент

– производится обобщение изученного и подведение итогов работы учащихся по данной теме,

– проводится итоговый контроль и оценка учебной работы каждого ученика

по выполнению плана изучения темы).

      Как вы обратили  внимание,  в обучающей деятельности  учителя, и в структуре учебной  деятельности школьников контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) входят как компоненты этих  видов деятельностей, что позволяет  прийти к заключению о том,  что продуктивность учебного  процесса  определяется  уровнем  их сформированности.

    Поэтому, составляя календарно-тематические и поурочные планы, учителя  проектируют не только  содержание учебного материала, методы и средства обучения,  но и  контрольно-оценочный компонент с точным указанием времени и форм контроля и оценки,  уточнением того, какие качества знаний учащихся (прочность и глубина знаний, их оперативность, системность, умение переносить знания и умения при решении нового класса задач) будут подвергаться контролю и оценке.

      Понимание того, что  контроль и оценка являются  необходимыми компонентами учебного  процесса, казалось бы, исключает  всякие дискуссии и сомнения  относительно их целесообразности  в обучении.

      Многие исследователи  рассматривают оценку как фактор, стимулирующий интерес к обучению.

     Неоднократно проводившиеся  опросы школьников показывают, что  подростки в большинстве своем  не склонны учиться без отметок.

     “Человек, который работает, нуждается в определенном отношении  к тому, что он делает, испытывает  потребность в том, чтобы результаты  его труда оценивались. Больше  всего он нуждается в одобрении,  в положительной оценке. Его очень  огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя,  действует угнетающе и парализует  желание работать равнодушие,  когда его труд игнорируется, не замечается”. 

    К подобному же выводу  о роли оценки приходят и  зарубежные исследователи: 

    “Поощряемые ученики  достигают значительно больших успехов по сравнению с теми, кто никак не поощрялся”.

Однако, как показывает опыт, на практике  все происходит несколько иначе.

      Сомнения относительно  целесообразности оценки в школьной  жизни  вызваны недостаточно  ясным представлением о тех  функциях, которые она играет  в учебной деятельности школьников  и непониманием тех отрицательных  последствий, к которым может  привести ее изъятие из употребления.

    В педагогике под проверкой  и оценкой знаний учащихся  понимают   выявление   и  сравнение на том или ином  этапе обучения результатов учебной  деятельности учащихся с требованиями  программы. В практике работы  школы  используются  отметки   и оценки.  Исторический анализ  показал, что зачастую под отметкой  в российском образовании понимается  оценка и наоборот.

     “Оценка” - это процесс  оценивания, выражающийся в развернутом   оценочном   суждении,  выражается  в вербальной форме.

     “Оценка” - это процесс  соотношения реальных результатов  с планируемыми целями.

    “Оценка” может быть  разнообразной, вариативной в  зависимости от типа образовательных  учреждений, их специфики и направленности.

     Главная задача оценки - установить глубину и объем  индивидуальных знаний.

     Оценивание является  наиболее очевидным показателем  уровня школьного образования,  основным индикатором диагностики  проблем обучения и средством  осуществления обратной связи.

     Отметка - это цифровое  выражение знаний учащихся, фиксирующее  уровень их обученности,   выражается  в баллах. Отметка выводится из оценки

Информация о работе Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой