Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению к здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:39, аттестационная работа

Описание работы

Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. В целом уровень здоровья человека в масштабе планеты к началу 20 века оценивается как более высокий по сравнению с предыдущими столетиями.
Однако для многих регионов планеты, в том числе и для Беларуси, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….. 6
1.1 Понятие о здоровье……………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые документы в области укрепления и сохранения здоровья детей………………………………………………………
1.3. Сотрудничество с семьёй в воспитании культуры здоровья .
1.4. Положение, на котором строится работа с семьёй…………………
2.0. Обобщение педагогического опыта по работе с семьёй в клубе «Геркулес»…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Работа по клубу Геркулес с диаграммой.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

  -учёт  влияния  на состояние здоровья  детей;

  - запрос родителей;

  - развивающий эффект;

  - новизна и актуальность;

  - игровая форма проведения. 

    Работа  с родителями строилась поэтапно, с использованием широкого спектра разнообразия ее форм.

    1 этап - Изучение семьи и условий семейного воспитания

1.Анкетирование.

В начале года провожу анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) для того, чтобы узнать больше о  ребёнке, о его физическом воспитании в семье, узнать уровень педагогической подготовленности в физическом воспитании родителей, наметить план работы с родителями и детьми. Для определения эффективности  работы, результатов по совместной спортивной деятельности детей и взрослых использую также анкетирование взрослых и детей в конце года. С помощью анкеты я получила данные (информацию) по интересующей меня теме сразу от всех родителей группы. Через анкеты я определила их отношение к вопросу ЗОЖ, степень вовлеченности в воспитательный процесс, их требования, желания, знания.

    Так, в результате анализа анкеты «Здоровая  семья» выяснилось противоречие между настоящим образом жизни семьи и желанием быть семьей, ведущей здоровый образ жизни. Многие родители имеют вредные привычки, нарушают режим дня, не занимаются спортом, часто болеют, не поддерживают свое здоровье, но называют свою семью здоровой, ведущей ЗОЖ, а самих себя считают активным творцом здоровья всех членов семьи.

    В результате анализа анкеты «Расти здоровым, малыш» выяснилось, что большинство родителей считают, что ребенок-дошкольник не может не болеть ; многие не уверены в своих возможностях и знаниях о том, как растить здорового ребенка; родители практически ничего не делают для сохранения здоровья ребенка, полагаясь на медикаментозные средства лечение; основная масса родителей считает, что основы здорового образа жизни семьи все-таки необходимо формировать; иерархические ступеньки выставили таким образом: 1 – рациональное питание; 2 – гигиена; 3 – положительные эмоции; 4 – двигательная активность; 5 – закаливание.

2. Посещение на дому помогает установить более тесный контакт с ребенком и семьей, увидеть условия проживания и воспитания малыша, при необходимости оказать  педагогическую помощь, познакомить с новинками литературы и т.д.

    2 этап - Пропаганда психолого-педагогических знаний

1. Знакомство с новинками педагогической литературы о ЗОЖ

2. Информационные бюллетени, папки-передвижки

3. Консультации

4. Фотомонтажи, фотоальбомы, рисунки

5. День открытых дверей.

 Он  проводится довольно часто с целью обратить внимание, как в группе осуществляется забота о здоровье детей: проветривание помещения, соблюдение санитарного режима, внимание за осанкой, активизация подвижности, предупреждение утомляемости, обязательная прогулка, интересные занятия, режимные моменты и т.д. Затем в беседе родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации, высказывают пожелания.

6.Психолого-педагогическое консультирование специалистов детского сада и воспитателя группы по запросам родителей.

7.Родительские собрания, конференции, семинары-практикумы

    3 этап - Активизация и коррекция семейного воспитания

  1. Участие родителей в музыкально-развлекательных мероприятиях
  2. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
  3. Участие родителей в занятиях.
  4. Участие родителей в фото-выставках, выставках
  5. Участие родителей в разработке и осуществлении планов воспитательно-образовательной работы по формированию основ ЗОЖ

    Таким образом, использование разнообразия форм и методов организации работы с родителями по формированию основ ЗОЖ у ребенка позволило заложить основу сотрудничества не только на настоящий момент, но и на будущее:

  1. Родители и педагоги стали партнерами в воспитании основ ЗОЖ у детей. Проявление искреннего интереса родителей к работе с детьми, активное их участие в жизни группы и анализе педагогической деятельности, вопросы к педагогам по проблеме воспитания своего ребенка – это критерий эффективного использования разнообразных форм работы.
  2. У родителей и педагогов появилась единая цель – воспитание здорового ребенка.
  3. Зная широкие возможности семьи, родители стали максимально использовать ее воспитательный потенциал по формированию ЗОЖ.
  4. На основе сотрудничества родителей и педагогов стал осуществляться анализ процесса воспитания осознанного отношения всех участников к своему здоровью, его промежуточных и конечных результатов.

  Анализ  анкеты «Чему вас научил «Геркулес» ?» родителей и устного анкетирования детей убедительно показывают:

  1. Многие родители имели высшее  и среднее образование, но уровень  знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

  2. Все дети любят ходить на совместные мероприятия – не было случая, когда ребёнка пришлось принуждать к этому;

  3. Самыми любимыми для детей были занятия на спортивном оборудовании (батут, сухой бассейн, упражнения на хопах), хождение по массажным дорожкам «Морское дно»), разучивание комплексов ритмической гимнастики;

  4. Дети с удовольствием повторяли освоенные упражнения дома, обучали домочадцев акробатическим упражнениям;

  5. Главную пользу от таких занятий родители видели в том, что они узнали, чем занимаются в детском саду, какие упражнения полезны их ребёнку и как правильно их выполнять. Большинство родителей отметили, что ребёнок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным, стал меньше болеть;

  6. Все участники совместной спортивной деятельности положительно отзывались о методах работы руководителя физического воспитания, воспитателей, медицинских работников;

  7. В числе немногих замечаний были лишь замечания -  проводить занятия клуба чаще, занятия в тёплый период перенести на свежий воздух.

   Я посетила родительские собрания во всех возрастных группах, где рассказала о новой форме работы по оздоровлению – семейный клуб «Геркулес». Была представлена презентация  работы клуба, обсуждалась тематика запланированных мероприятий, новые формы взаимодействия детей и родителей в рамках клуба. Я старалась заинтересовать родителей, привлечь, и в тоже время, показать всю важность и значимость предстоящих занятий, как для детей, так и для родителей. То, что занятия в клубе проходят регулярно и посещает его до 12 семей, доказывает, что я была услышана и понята правильно.

  Особый  интерес  для  родителей  и  детей представляют встречи в  клубе «Геркулес», так как они носят более неформальный  характер и объединяют участников общими интересами, проблемами. Мы выявили и определили постоянных участников клуба, согласовали с ними тематику и план будущих встреч. У нас в клубе свободное членство, любой желающий может прийти с ребёнком и позаниматься с ним. Мы рады всем и каждому. Чтобы ребёнок сам потянулся к физкультуре, ему должно быть интересно. Для этого мы используем любимые формы игровых упражнений, многообразное спортивное оборудование (батут, фитбол, сухой бассейн, гимнастический ролик, диск здоровья, массажные дорожки и т.д.), делаем подборку спортивных и подвижных игр.  Привлекаем родителей и детей  к изготовлению нестандартного оборудования. Посещая клуб, дети и родители имеют возможность активно участвовать в любой деятельности: говорить, спорить, играть, соревноваться.

  Мы  приглашаем родителей, чтобы они  могли проследить за успехами своих малышей, ростом их результатов. И как гордиться ребёнок, когда мама и папа пришли с ним позаниматься. Ребёнок старается выполнить движение или упражнение  лучше, чтобы мама и папа захотели прийти ещё раз.

  Из  собственных наблюдений оказалось, что посещение клуба «Геркулес» способствует быстрому овладению двигательными  навыками, раскрытию ритмопластических и других физических, психических возможностей ребёнка более полно.

  Весёлая музыка на занятиях клуба, высокая двигательная активность детей создаёт радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. На занятиях дети много улыбаются. Во время выполнения комплекса ритмической гимнастики напевают мелодии звучащих песен. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от выполненного упражнения. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получится, потому что рядом с ними их родители.

  После занятий родители приходят и просят записать фонограмму понравившегося танца. Приходя, домой, ребёнок будет учить всех домочадцев танцевальным движениям, спортивным упражнениям, новым играм.

  Упражнения  на спортивных снарядах очень нравятся детям. Но на физкультурных занятиях не всегда есть время уделить достаточно  времени одному ре бёнку. Многие дети испытывают страх от самостоятельных занятий на спортивном оборудовании (гимнастическая стенка, батут, верёвочная лестница) А на занятиях в клубе «Геркулес» ребёнок находится рядом со своими родителями, родитель в любую минуту может подстраховать ребёнка, будет видеть когда ребёнок устаёт и ему  нужно сменить вид деятельности.

  Дети  ждут четверга с нетерпением. Ни какие дела родителей и никакая усталость не сломят их желания придти в клуб. Даже болезни уходят прочь.

На занятии семейного клуба "Геркулес" по теме профилактика плоскостопия у детей, старшая медсестра знакомит родителей с особенностями строения детской стопы. Затем расскажет о диагностике и профилактике плоскостопии. (Приложение 6)

В практической части занятий можно показать детям и родителям комплекс упражнений при плоскостопии или для ее предупреждения, особое внимание уделив массажу стоп.

Занятие заканчивается демонстрацией оборудования для профилактики плоскостопия (профилактических дорожек, массажных ковриков, мячей, массажеров для стоп).

  В нашем клубе проводим спортивные праздники (Приложение 7), где активное участие принимают родители, они играют главные роли. Вместе с детьми родители бегают, преодолевают различные препятствия, учувствуют в играх, играют роли. Проведение спортивных праздников положительно влияет на совершенствование двигательных навыков, воспитание физических и морально-волевых качеств детей, интереса к физкультуре.

    Систематическая работа с родителями  в клубе и в детском саду  даёт положительные результаты. Если раньше родители не знали, чем заполнить досуг детей, и злоупотребляли зрелищными мероприятиями, просмотром телевизора, компьютерными играми, то теперь стали проявлять большую инициативу в организации отдыха детей. Многие дети приходили в сад и рассказывали, что ходили с родителями на речку, в лес, на каток, на стадион.

Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой — лыжными). Однако не следует забывать о том, что туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной активности. Ещё оздоровительные прогулки выполняют и познавательные функции, что позволяет расширять представления детей о своем крае. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями дошкольников являются именно прогулки с родителями на природу (Приложение 8) Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру.

    Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. Первый вопрос, с которым сталкиваются большинство семей, планирующих свои выходные дни или отпуск, это с какого возраста уже можно брать детей в поход. Наш ответ таков: самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с 3-4 лет. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Такие веселые соревнования между всеми членами семьи доставляют удовольствие и старшим, и младшим.

Информация о работе Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению к здоровому образу жизни