Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению к здоровому образу жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:39, аттестационная работа

Описание работы

Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. В целом уровень здоровья человека в масштабе планеты к началу 20 века оценивается как более высокий по сравнению с предыдущими столетиями.
Однако для многих регионов планеты, в том числе и для Беларуси, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….. 6
1.1 Понятие о здоровье……………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые документы в области укрепления и сохранения здоровья детей………………………………………………………
1.3. Сотрудничество с семьёй в воспитании культуры здоровья .
1.4. Положение, на котором строится работа с семьёй…………………
2.0. Обобщение педагогического опыта по работе с семьёй в клубе «Геркулес»…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Работа по клубу Геркулес с диаграммой.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

    Статистические  данные Министерства здравоохранения  Республики Беларусь, анализ заболеваемости детей в дошкольных учреждениях в условиях экологической ситуации в республике подтверждают очевидность того, что сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную проблему.

    Государственная политика в области поддержки  и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:

  1. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, 24.11.1996 г.
  2. Конвенция о правах ребенка, Нью-Йорк, 20.11.1989 г.
  3. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения с изменениями и дополнениями, 2000 г.
  4. Концепция дошкольного образования Республики Беларусь, 16.07.2000 г.
  5. Закон Республики Беларусь «Об образовании», 2911.1991
  6. Государственная программа «Здоровье нации»
  7. Государственная программа «Здоровый образ жизни»
  8. Президентская программа «Дети Беларуси»
  9. Постановление Совета Министров от 26.10.2001 №1553 «О государственной программе по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002-2006 годы»
  10. Методические рекомендации «Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования», 25.06.2004 г.
  11. Методические рекомендации «Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях», 2.04.2002 г.
  12. Концепция формирования условий для подготовки детей 5-летнего возраста к получению основного образования на последующих уровнях, 31.10.2003 г.
  13. Положение об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, 9.11.2004 г.
  14. Инструкция о физическом воспитании детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, 10.06.2006 г.

Из  Конвенции о правах ребенка

Преамбула: …ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.

Статья  6.2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья  24.2. Государства-участники принимают необходимые меры для:

е) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний…

Из  Конституции Республики Беларусь

Статья 45. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

    Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием  физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.

Из  Концепции дошкольного  образования Республики Беларусь

2. Исходные положения.

Дошкольная  ступень в целостной системе  образования призвана выполнять  следующие функции: охрана жизни и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни…

Из  закона Республики Беларусь «Об образовании»

Статья 12. Требования к организации образовательного процесса.

При организации  образовательного процесса руководители учреждений образования, педагогические работники обязаны принимать меры по обеспечению охраны здоровья и безопасности жизни обучающихся, соблюдению норм санитарного законодательства.

Статья 20. Цели и структура дошкольного  образования.

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих этапах.

Статья 45. Компетенция и ответственность учреждения образования.

Учреждение образования несет ответственность в установленном законодательством порядке за действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся и работников учреждения образования.

Статья 50. Охрана и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий в учреждениях  образования определяются законодательством Республики Беларусь.

Из  положения об учреждении, обеспечивающим получение  дошкольного образования

Глава 1. Общие положения.

12. Основными задачами дошкольного учреждения являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни…

18. Дошкольное  учреждение несет в установленном  законодательством Республики Беларусь порядке ответственность за: несоответствие применяемых норм, методов и средств организации воспитательно-образовательного процесса возрастным, индивидуальным особенностям и потребностям детей, состоянию здоровья; несоблюдение санитарных норм и правил; действия, повлекшие за собой нарушение норм по безопасности жизни, охране здоровья детей и работников дошкольного учреждения.

Из  инструкции о физическом воспитании детей  в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования

Глава 1.Общие положения.

2. Физическое  воспитание детей в учреждениях образования, обеспечивающих получение дошкольного образования (далее – учреждения дошкольного образования), – составляющая образовательного процесса, направленная на охрану и укрепление здоровья, развитие физических способностей детей, совершенствование их двигательной активности.

3. Основные задачи физического воспитания в учреждении образования – охрана и укрепление здоровья детей…

Глава 2. Содержание, формы и организация  физического воспитания.

6. В учреждении дошкольного образования создаются необходимые условия для организации физического воспитания, обеспечивается безопасность детей и преемственность физического воспитания на всех ступенях дошкольного образования.

25. Руководитель  физического воспитания, воспитатели  групп несут ответственность за соблюдение мер безопасности при эксплуатации физического зала, оборудования и инвентаря. По окончании физкультурных мероприятий оборудование и инвентарь приводится в порядок в соответствии с санитарными нормами и располагаются в отведенных для них местах.

29. Организацию,  продолжительность и количество  занятий с детьми плаванием, требования к устройству и содержанию плавательных бассейнов и помещений, теплопроцедур с обогревочной камерой (сауной) определяют «Санитарные правила и нормы устройства содержания детских дошкольных учреждений».

Глава 3. Функции органов управления и  участников образовательного процесса.

35. Министерство  образования Республики Беларусь: разрабатывает проекты государственных  программ в области дошкольного  образования, охраны детства; анализирует и контролирует деятельность учреждений дошкольного образования по организации физического воспитания, охране и укреплению здоровья детей в учреждениях дошкольного образования, выполнению программ физического воспитания детей.

    Таким образом, стратегическим направлением государственной политики Республики Беларусь является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, как первоочередной социальной проблемы, регламентируемой и обеспеченной рядом нормативно-правовых документов. 
 

1.3 Сотрудничество с семьей в воспитании культуры здоровья 

    Формирование  сотрудничества родителей и педагогов  в вопросе воспитания культуры здоровья зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания ЗОЖ может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

    Как педагоги, так и родители хотят  видеть своих детей здоровыми  и счастливыми. Родители всегда готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Родители  – взрослые люди, имеющие большой  жизненный опыт, знания, умеющие  анализировать ситуации, поэтому  в решении ряда проблем педагог может не только дать, но и получить их нужный и полезный совет.

    В тоже время преобладающая часть  родителей – не профессиональные воспитатели и не имеют специальных  знаний воспитания осознанного отношения к своему здоровью. Хорошо, когда ЗОЖ является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример ЗОЖ, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям.

     Воспитание  здорового ребенка – одна из главнейших задач не только дошкольного учреждения, но и семьи. Активное включение родителей  в процесс воспитания здорового ребенка и ЗОЖ семьи – одно из обязательных условий воспитания ЗОЖ ребенка. Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада поэтапно с помощью разнообразных современных форм деятельности. Главное – донести до родителей знания.

    В настоящее время накоплен богатый  опыт организации различных форм работы с родителями: В.И.Безлюдная, В.С.Богословская, В.П.Дуброва, Л.Г.Емельянова, Л.В.Загик, О.Л.Зверева, А.А.Петрикевич, А.М.Счастная, Кротова Т.В.(нетрадиционные методы работы с семьей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4  Положение, на котором строится работа с семьёй

    Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.

    Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том  случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность  и последовательность работы (в  соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный  подход к каждому ребенку и  к каждой семье на основе  учета их интересов и способностей.

4. Взаимное  доверие и взаимопонимание педагогов  и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями  система работы с семьей включает:

- Ознакомление  родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- Ознакомление  родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной  работой в детском саду.

- Обучение  конкретным приемам и методам  оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания).

- Ознакомление  с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках.

Информация о работе Дошкольное учреждение и семья: взаимодействие по приобщению к здоровому образу жизни