Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:39, аттестационная работа
Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. В целом уровень здоровья человека в масштабе планеты к началу 20 века оценивается как более высокий по сравнению с предыдущими столетиями.
Однако для многих регионов планеты, в том числе и для Беларуси, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….. 6
1.1 Понятие о здоровье……………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые документы в области укрепления и сохранения здоровья детей………………………………………………………
1.3. Сотрудничество с семьёй в воспитании культуры здоровья .
1.4. Положение, на котором строится работа с семьёй…………………
2.0. Обобщение педагогического опыта по работе с семьёй в клубе «Геркулес»…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статистические данные Министерства здравоохранения Республики Беларусь, анализ заболеваемости детей в дошкольных учреждениях в условиях экологической ситуации в республике подтверждают очевидность того, что сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную проблему.
Государственная политика в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:
Из Конвенции о правах ребенка
Преамбула: …ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.
Статья 6.2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 24.2. Государства-участники принимают необходимые меры для:
е) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний…
Из Конституции Республики Беларусь
Статья 45. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.
Из Концепции дошкольного образования Республики Беларусь
2. Исходные положения.
Дошкольная ступень в целостной системе образования призвана выполнять следующие функции: охрана жизни и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни…
Из закона Республики Беларусь «Об образовании»
Статья 12. Требования к организации образовательного процесса.
При организации образовательного процесса руководители учреждений образования, педагогические работники обязаны принимать меры по обеспечению охраны здоровья и безопасности жизни обучающихся, соблюдению норм санитарного законодательства.
Статья 20. Цели и структура дошкольного образования.
Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих этапах.
Статья 45. Компетенция и ответственность учреждения образования.
Учреждение образования несет ответственность в установленном законодательством порядке за действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся и работников учреждения образования.
Статья 50. Охрана и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
Учебная нагрузка, режим занятий в учреждениях образования определяются законодательством Республики Беларусь.
Из положения об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования
Глава 1. Общие положения.
12. Основными задачами дошкольного учреждения являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни…
18. Дошкольное
учреждение несет в
Из инструкции о физическом воспитании детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования
Глава 1.Общие положения.
2. Физическое воспитание детей в учреждениях образования, обеспечивающих получение дошкольного образования (далее – учреждения дошкольного образования), – составляющая образовательного процесса, направленная на охрану и укрепление здоровья, развитие физических способностей детей, совершенствование их двигательной активности.
3. Основные задачи физического воспитания в учреждении образования – охрана и укрепление здоровья детей…
Глава 2. Содержание, формы и организация физического воспитания.
6. В учреждении дошкольного образования создаются необходимые условия для организации физического воспитания, обеспечивается безопасность детей и преемственность физического воспитания на всех ступенях дошкольного образования.
25. Руководитель физического воспитания, воспитатели групп несут ответственность за соблюдение мер безопасности при эксплуатации физического зала, оборудования и инвентаря. По окончании физкультурных мероприятий оборудование и инвентарь приводится в порядок в соответствии с санитарными нормами и располагаются в отведенных для них местах.
29. Организацию,
продолжительность и
Глава 3. Функции органов управления и участников образовательного процесса.
35. Министерство
образования Республики
Таким
образом, стратегическим направлением
государственной политики Республики
Беларусь является сохранение и укрепление
здоровья подрастающего поколения, как
первоочередной социальной проблемы,
регламентируемой и обеспеченной рядом
нормативно-правовых документов.
1.3
Сотрудничество с семьей
в воспитании культуры
здоровья
Формирование сотрудничества родителей и педагогов в вопросе воспитания культуры здоровья зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания ЗОЖ может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители всегда готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Родители – взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может не только дать, но и получить их нужный и полезный совет.
В тоже время преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели и не имеют специальных знаний воспитания осознанного отношения к своему здоровью. Хорошо, когда ЗОЖ является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример ЗОЖ, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач не только дошкольного учреждения, но и семьи. Активное включение родителей в процесс воспитания здорового ребенка и ЗОЖ семьи – одно из обязательных условий воспитания ЗОЖ ребенка. Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада поэтапно с помощью разнообразных современных форм деятельности. Главное – донести до родителей знания.
В
настоящее время накоплен богатый
опыт организации различных форм работы
с родителями: В.И.Безлюдная, В.С.Богословская,
В.П.Дуброва, Л.Г.Емельянова, Л.В.Загик,
О.Л.Зверева, А.А.Петрикевич, А.М.Счастная,
Кротова Т.В.(нетрадиционные методы работы
с семьей).
1.4 Положение, на котором строится работа с семьёй.
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.
Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное
доверие и взаимопонимание
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- Ознакомление
родителей с содержанием
- Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания).
- Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках.