Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.docx

— 60.83 Кб (Скачать)

     Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид  взаимодействия людей между собой  и один из компонентов здорового  образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет  индивид, которые органично и  непринужденно реализуются им в  деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности. В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосознанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению. А удовлетворять их тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура каждого участника этого процесса.

     Развитие  коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого, применять  адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные, в разговоре с человеком  спокойным и доброжелательным, могут  вызвать нежелательную реакцию  у возбужденного собеседника. Важно  также уметь общаться в разных ситуациях — серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе — другие; веселая, беседа в гостях на празднике —  третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) — четвертые. Важно  умение сотрудничать в различных  видах деятельности. Развитие коммуникативной  культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные  умения. Это в первую очередь, потребность  в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которое в норме присуще  каждому, но мера его развитости неодинакова  в связи с половыми, социокультурными, возрастными особенностями человека. Эту потребность можно удовлетворить  иногда, когда личность обладает эмпатией способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства— сопереживать и сочувствовать им. Важно развивать рефлексию, т.е. готовность к самоанализу и навыкам его; она является предпосылкой способности к саморегуляции. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Своеобразие владения речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точёную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания [15, с. 156].

     Коммуникативная культура предполагает наличие таких  социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий  умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными  людьми; находить темы для разговора  в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом  и эмоциональном общении, в групповом  или коллективном сотрудничестве.

     Развитию  коммуникативной культуры бесспорно  содействует разнообразная и  разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными  межличностными контактами гуманистического характера.

Психофизическая регуляция организма

     Все субъективные восприятия разнообразных  жизненных ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны  с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного  преодоления каких-либо трудностей. Отрицательные эмоции приводят к  повышению содержания в крови  ацетилхолина, вызывающего сужение  артерий сердца. Как избавиться от чрезмерных волнений, преодолеть отрицательные  эмоции? Избавиться от них можно, переключая внимание на другой предмет или вид  деятельности. Чем больше значит для  нас какое-либо событие, тем сильнее  реакция на него. Поэтому привычка трезво оценивать обстоятельства полезна  для здоровья человека.

     Под влиянием сильных эмоциональных  воздействий возникает состояние  стресса (напряжения). К числу отрицательных  факторов, вызывающих его у студентов, можно отнести проблемы в семье, общежитии, обиду, тоску, неустроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное  оскорбление, сильный страх, дефицит  времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться. Но не всякий стресс вреден. Существует эустресс — положительный стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым условиям. «Плохой» стресс — дистресс является главной причиной возникновения неврозов. Возникновение  неврозов зависит и от того, как  стресс-факторы воспринимаются личностью [15, с. 159].

     Анализ  данных о возникновении и течении  заболеваний, связанных со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, в отсутствие активности, направленной на изменение возникшей  ситуации. В преодолении стресса  можно выделить как бы два подхода. Порочный, где нежелание усилий (физических, умственных, усилий по переделке самого себя, усилий поиска) повышает стрессогенность  жизни и уменьшает возможность  справиться со стрессом. Действенный, где готовность к усилиям снижает  вероятность стресса, а развиваемая активность его преодоления не только меняет нужным образец действительность, но и смягчает стресс, если он все же «пробился». Отрицательное воздействие стресса усиливается, если человек больше сосредоточен на оценке того, «Что случилось?» и «Чем это грозит?» чем на вопросе: «Что можно сделать?».

     Предотвращение  срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение, а не были горьким  лекарством. Существуют и другие эффективные  методы борьбы со стрессом.

     Один  из доступных способов регулирования  психического состояния — психическая  саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц; система образований и закрепления  полезных условных рефлексов с коры головного мозга, на внутренние органы; упражнения в целенаправленном воспроизведении  следов эмоционально окрашенных ситуаций.

     Мышечная  деятельность связана с эмоциональной  сферой. Внутреннее состояние человека, который чем-то огорчен, расстроен, взволнован, выражается в том, что  его мышцы напряжены. Расслабление мьшщ служит внешним показателем  положительных эмоций, состояния  общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Но существует и обратная связь: мышцы  — нервная система. Всем известно тонизирующее действие утренней гимнастики; классические опыты И.М. Сеченова показывают, что утомление быстрее проходит не во время пассивного отдыха, а  под влиянием физических упражнений [15, с. 160].

     Отсюда  понятно, что в аутогенной тренировке расслабление мышц (релаксация) имеет  двойное физиологическое значение:

     1) как самостоятельный фактор, уменьшающий  эмоциональную напряженность; 

     2) как вспомогательный фактор, подготавливающий  условия для переходного состояния  от бодрствования ко сну. 

     Существует  еще одна сторона тренировки саморасслабления. Произвольная релаксация мышц, удерживающаяся на протяжении некоторого отрезка времени, согласно методике занятий сменяется  их волевым напряжением. В утренние и дневные часы сеанс аутотренинга заканчивается энергичными движениями, чтобы почувствовать себя бодрым. Систематическое чередование сменяющих  друг друга фаз «расслабления  — напряжения» есть не что иное, как использование физиологических  механизмов для тренировки подвижности  основных нервных процессов: торможения и возбуждения. Такая тренировка имеет самостоятельное лечебное, профилактическое и гигиеническое  значение, особенно для людей с  инертностью (малоподвижностью) основных нервных процессов, т.е. для лиц  с заторможенной инициативой, нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям.

     При использовании аутотренинга некоторые  люди неоправданно отождествляют приемы психического самовоздействия —  самовнушение и самоубеждение, тогда  как приемы аутотренинга основаны лишь на самоубеждении, которое делает личность сильнее, активизирует ее.

     Самовнушение  возникает непроизвольно и подкрепляется  отрицательными эмоциями. При самоубеждении  в связи с общей осознанностью  и целенаправленностью этого  акта ощущения могут быть как приятными, так и неприятными, но во всех случаях  они регулируются волевым усилием.

     Аутогенная  тренировка почти не имеет противопоказаний. Для достижения положительных результатов  необходимо заниматься активно, настойчиво и последовательно, не теряя терпения.

     Разновидностью  аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими  целями отличается меньшим объемом. И имеет следующие особенности  — применяется как утром для  создания психофизиологической настройки  на предстоящий день, так и вечером, перед сном. Используется аутотренинг  и в целях профессионально-прикладной подготовки, особенно в тех видах  профессиональной деятельности, которая  осуществляется в особо сложных  и напряженных по нервно-психическим  усилиям процессах.

     В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика. Правильно поставленное брюшное  дыхание вовлекает в дыхательный  акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и  увеличивает жизненную емкость  легких; за счет движений диафрагмы  массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, оживляется их кровоснабжение.

     Фаза  вдоха является мобилизующей. Поэтому  если необходимо мобилизовать себя (например, ускорить пробуждение после сна) вдох растягивается и завершается  энергичным коротким выдохом. Это «утренний» тип дыхания. Если же необходимо успокоить  себя, снять излишнее возбуждение, прибегают  к «вечернему» типу дыхания: после  сравнительно короткого энергичного  вдоха следует несколько растянутый и удлиненный выдох, а за ним короткая пауза — задержка дыхания [15, с. 162].

     Используются  в системе психотренинга и  упражнения, тренирующие внимание и  развивающие самоконтроль, словесный  самоприказ; аутогенное погружение и  др.

    Заключение.

  • Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
  • Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
  • Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
  • Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
  • Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
  • Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей»— хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Информация о работе Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ