Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.docx

— 60.83 Кб (Скачать)

     Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 мес) составляет 8000—11000 шагов в  сутки; в экзаменационный период (2 мес) — 3000—4000 шагов, а в каникулярный период 14 000—19000. Очевидно, что уровень  двигательной активности студентов  во время каникул отражает естественную потребность в движениях, ибо  в этот период они свободны от учебных  занятий. Исходя из этого можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50-65%, в период экзаменов — 18—22% биологической  потребности. Это свидетельствует  о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 мес в году [15, с. 150].  

     

     Рис. 1.1 - Схема соотношения границ различной двигательной активности: МНВминимально необходимая величина; МДВмаксимально допустимая величина; І — патология; ІІ – гипокинезия; ІІІгигиеническая норма; ІVгиперкинезия; V — патология 

     Учебные занятия по физическому воспитанию (два раза в неделю) в среднем  обеспечивают возможность движений в объеме 4000— 7300 шагов, что не может  компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К сожалению, в выходные дни малоподвижный  образ жизни доминирует у большинства  студентов, а двигательный компонент  составляет менее 2% бюджета свободного времени.

     У студентов-спортсменов среднесуточный объем двигательной активности составляет 16000—24000 шагов. Его повышение до 28000—32000 шагов на учебно-тренировочных занятиях затрудняет восстановление. Как следствие, у них существенно снижается  в последующие дни объем повседневной двигательной активности до 2500—4000 шагов. Такое явление отражает процесс  саморегуляции двигательной активности, внутреннее содержание которого составляет взаимодействие процессов утомления  и восстановления [15, с. 150].

     Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности — зимой она снижается  на 5—15% по отношению к лету. У  студентов, отнесенных к основной медицинской  группе, она выше, чем у тех  кто распределен в специальную  медицинскую группу, в среднем  на 17—28%. У мужчин двигательная активность выше, чем у женщин, в среднем  на 25—30%. Нейродинамические особенности (баланс между возбуждением и торможением) также влияют на объем двигательной активности. У лиц с преобладанием  возбуждения наблюдается более  высокий уровень двигательной активности, чем у лиц с преобладанием  торможения над возбуждением (в 2—3 раза). Лица с уравновешенностью  этих процессов по уровню двигательной активности занимают среднее положение [15, с. 151].

     В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 ч в неделю, т.е. занимается только в рамках учебных занятий по физическому воспитанию. Оптимальным двигательным режимом для студентов является такой, при котором мужчины уделяют занятиям 8—12 в неделю, а женщины 6—10 ч. При этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6—8ч мужчинам и 5—7 ч женщинам. Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Важный фактор оптимизации двигательной активности—самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микро паузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий—свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.

     Таким образом, чтобы выполнять указанный  двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3—1,8 ч в  день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой  интенсивностью можно сократить  ее продолжительность. Так, двухчасовую  прогулку со скоростью 4,5 км/ч заменяет 15-минутный бег со скоростью 10 км/ч или 30 мин игры в баскетбол. В качестве компонента двигательной активности не следует забывать танцы. Их высокий эмоциональный эффект сопряжен и с хорошим функциональным эффектом (пульсовой режим 120—140 удар/мин) [15, с. 153].

Профилактика  вредных привычек

     Здоровый  образ жизни несовместим с  вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска  многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

     У пьющих мужчин в 2,5 раза выше заболеваемость психическими расстройствами, болезнями  печени, органов дыхания; у женщин часто рождаются дети с врожденными  аномалиями. Алкоголь — это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями. Сразу, после  приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория) — люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми (нарушаются тормозные процессы в ЦНС); возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда, появляется неразборчивость в связях (большинство  заражений венерическими болезнями  происходит в состоянии опьянения). Под действием алкоголя возникает  иллюзия о повышении работоспособности, приводящая к переоценке сил и  возможностей. На самом деле объективно снижается умственная работоспособность (быстрота и точность мышления, ухудшается внимание, допускается много ошибок). Ухудшается и физическая работоспособность, значительно снижается точность, координацией быстрота движений, а  также мышечная сила. Вслед за фазой  возбуждения неизбежно наступает  фаза угнетения.

     Продолжительное, и систематическое употребление алкоголя раздражающе действует  на проводящую систему сердца, а  также нарушает нормальный процесс  обмена веществ. Мышцы сердца изнашиваются, их сокращения становятся вялыми, полости  сердца растягиваются; на поверхности  сердца и в пространствах между  мышечными волокнами начинает откладываться  жир, что ограничивает его работоспособность. Также повышается проницаемость  кровеносных сосудов снижается  их эластичность, повышается свертываемость крови, что может стать причиной возникновения инфаркта миокарда.

     Страдают  также органы пищеварения. Раздражая  органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения  ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев завершается появлением ракового заболевания. Незначительно уступает печени по частоте поражения поджелудочная железа. Нарушается функция дыхательной системы, что проявляется в потере эластичности легочной ткани и возникновении эмфиземы легких. Ухудшается выделительная функция почек. Страдает функция половых желез — уменьшается сперматогенез, постепенно наступает половое бессилие. Понижается сопротивляемость организма к воздействию инфекций. Происходит снижение содержания в организме важнейших для жизнедеятельности витаминов В, РР, С, А, Е.

     Выделяются  три группы факторов, способствующих употреблению алкоголя. К социально-психологическому относится комплекс обычаев, традиций, «социальный опыт» употребления спиртного [12, с. 234]. Под их прикрытием удовлетворяется ряд потребностей индивида, например в общении, принадлежности к определенной группе, самоутверждении, которые молодой человек не мог  реализовать по каким-то причинам другим способом. С этим может быть связано  и «бегство» от реальной жизни, неуспех  в учебе, работе. Для алкогольной группы характерно поверхностное завязывание контактов, гарантированная степень взаимоуважения, совместное проведение свободного времени в ответ на принятие новым ее членом внутригрупповых обычаев. Как правило, это предполагает повышение интенсивности потребления алкоголя ее новым членом. В группе культивируются собственные ценности, вплоть до своеобразного «алкогольного кодекса чести». При этом дискредитируется трезвый образ жизни. Индивидуально-психологические факторы связаны с психотропным эффектом алкоголя. На первую фазу опьянения легче проецируются психологические ожидания, связанные с возбуждением, эйфорией; на вторую — с расслаблением и успокоением. Прием спиртного становится своеобразным суррогатом психической саморегуляции, цена которой чрезвычайно высока из-за неблагоприятных последствий [12, с. 234].

     Стиль жизни, связанный с употреблением  алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в  кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни студента в целом, его главные жизненные  ориентиры искажаются и не совпадают  с общепринятыми; работа, требующая  волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает  конфликтный характер взаимоотношения  с обществом.

     Барьером  к возникновению стремления к  спиртным напиткам является образование  внутреннего культурного стержня  личности, ее нравственных ценностей, постоянная потребность в трудовой деятельности, четкой организации своего учебного труда и отдыха, активное включение в жизнедеятельность  разнообразных средств физической культуры и спорта.

     Курение — одна из самых вредных привычек.

     Воздействие табачного дыма на органы дыхания  приводит к раздражению слизистых  оболочек дыхательных путей, вызывая  в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается  эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого

     Курение вызывает учащение сердцебиения до 85—90 удар/мин в покое при норме  для здорового человека 60—80 удар/мин. Это приводит к увеличению работы сердца в сутки примерно на 20%. Вдыхание табачного дыма способно повысить артериальное давление на 20-25%, вызвать атеросклероз. Ухудшению питания сердечной  мышцы кислородом способствует наличие  в табачной дыме окиси углерода вытесняющего из соединений с гемоглобином кислород, что приводил к развитию ишемической болезни сердца [12, с. 241].

     Курение приводит также к нарушению в  деятельности эндокринных желез, в  том числе надпочечников, щитовидной и половых желез. Среди мужчин 11% случаев полового бессилия обусловлены  курение табака. У женщин может  удлиняться менструальный цикл, у  беременных — развиваться токсикоз и угроза выкидыша. Отравляющее действие никотина на организм усиливается в сочетании с алкоголем.

     Притягательная  сила курения для молодежи в том, что они получают удовольствие от сознания своей «полноценности», самоутверждения, ощущения себя идущим в ногу с модой, видят в курении средство для  снятия эмоционального напряжения, повышения  работоспособности. Так курение  превращается в ритуал. Но какой  ценой все это достигается?

     К числу вредных привычек относится  употребление наркотиков. Существует несколько классов наркотических  веществ, отличающихся по характеру  и степени своего воздействия  на организм человека. Их основное свойство — способность вызвать состояние  эйфории (не оправданное реальной действительностью  возвышенное, радостное настроение). Причины употребления наркотиков разные. На первых порах — желание испытать еще незнакомое «острое» ощущение, подражать тем, кто уже употребляет  эти вещества, желание хоть на короткое время уйти от каких-либо тяжелых  жизненных ситуаций; почувствовать  состояние «невесомости», «блаженства». Способы приема наркотических веществ  различны: курение, вдыхание, прием  внутрь, введение подкожно, внутривенно. Но в любом случае это связано  с процессом стойкого привыкания («зависимости») к наркотическим  препаратам. Когда потребление наркотиков становится систематическим, то постепенно снижаются защитные реакции организма, развивается привыкание к препарату. Некоторые наркоманы употребляют  дозы наркотиков, в 10 раз превышающие  допустимые для использования с  лечебной целью. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним.

     После фазы эйфории наступает состояние, сопровождающееся слабостью, апатией, чувством разбитости, слезотечением, тошнотой, рвотой, болями в мышцах, чувством страха, бредом преследования, тяжелым сном. При передозировке могут наступить  нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и дыхания, мочеотделения, появляются различные сыпи, сильный  кожный зуд, резкая слабость, изменение  сознания, судороги. При передозировке  нередки, случаи смерти. При сформировавшемся привыкании к препарату отказ  от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается помимо перечисленных  нарушений спазмами и болями мышц, в пояснице. Появляется страх смерти, сон с кошмарами, неуравновешенность, агрессивность, депрессия. Такое состояние  длится несколько дней.

     Систематическое употребление наркотиков приводит к  резкому истощению организма, изменению  обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких  бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает  в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении  алкоголем. Лечить от наркомании очень  сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.

Культура  межличностного общения

Информация о работе Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ