Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:18, реферат
Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.
Что
побуждает студентов
Среди
причин невнимания к поддержанию
своего физического состояния
Забота
о своем физическом состоянии
отличается у женщин и мужчин. У
женщин это проявляется в поддержании
«внешних» форм состояния (пропорции
телосложения — 27%, соотношение роста
и массы тела — 54%, особенности
фигуры); у мужчин отмечена забота о
развитии мускулатуры — 61,2%, пропорций
телосложения—50%, физических качеств—32—47%.
Эти факты свидетельствуют о
необходимости более
Полученные
данные говорят об отсутствии у большинства
студентов активных усилий но поддержанию
своего физического состояния. Даже
в количественном отношении число
случаев систематического использования
необходимых средств для этой
цели (6%) существенно уступает числу
случаев пренебрежения этими
средствами (70%). Простые и доступные
средства — самомассаж, закаливание,
аутогенная тренировка очень редко
используются студентами, что свидетельствует
о существенных изъянах в их образовательной
подготовке. А наличие в арсенале
средств регулирования
Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин. В спортивных занятиях задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а в сборных командах вуза участвуют - 3,5 и 8,4% [15, с. 141].
Женщины предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% женщин и 33,6% мужчин не могут использовать каких-либо показателей — не хватает необходимых знаний; от 24 до 37% ориентируются лишь на самочувствие [15, с. 141].
Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.
Основной
источник информации для студентов
— занятия по физическому воспитанию
— теоретические и практические
(38—51%). Заметно влияние средств
массовой информации: газет, теле- и
радиорепортажей (25—44%). Редко используется
информация, полученная из специальной
литературы, от посещения спортивных
зрелищ (14— 23%). В качестве значимой
студенты выделяют информацию о рациональном
питании, методике оздоровительного бега
и ходьбы, а также самоконтроле
в процессе занятий физическими
упражнениями, методике использования
гимнастических и дыхательных упражнений,
закаливании, о вопросах регулирования
половой жизни (от 60 до 87%). Повышенный
интерес студентов к вопросам
регулирования половой жизни
отражает актуализацию одной из важных
социально-биологических
Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36 до 59%) [15, с. 142].
Анализ
полученной информации свидетельствует
о мозаичности структуры знаний
студентов, их недостаточной упорядоченности
и взаимосвязи. Имеющиеся знания
не обладают необходимым функциональным
характером для использования в
повседневной жизнедеятельности, а
студентам не хватает поисково-
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
Культура
питания играет значительную роль в
формировании здорового образа жизни
студентов. Каждый студент может
и должен знать принципы рационального
питания, регулировать нормальную массу
своего тела. Рациональное питание
— это физиологически полноценный
прием пищи людьми с учетом пола,
возраста, характера труда и других
факторов. Питание строится на следующих
принципах: достижения энергетического
баланса; установления правильного
соотношения между основными
пищевыми веществами — белками, жирами,
углеводами, между растительными
и животными белками и жирами,
простыми и сложными углеводами; сбалансированности
минеральных веществ и
Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он составляет в среднем 1700 ккал; у женщин на 5—10% ниже); энерготраты на усвоение пищи составляют около 200 ккал, или 10—15%; около 30—40% энергии уходит на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек — 2400 ккал. Потребность в энергии населения северных зон выше, чем центральной, на 10—15%, в южных — на 5% ниже.
Калорийность рациона на 1400—1600 ккал обеспечивается за счет углеводов (350—450 г), 600—700 ккал за счет жиров (80—90 г) и 400 ккал за счет белков (100 г). Из общего количества углеводов доля сахара должна составлять не более 25%. Желательно, чтобы не менее 30% углеводов обеспечивалось за счет картофеля, овощей, фруктов. Жировую часть рациона целесообразно обеспечить на 1/4 сливочным маслом, 1/4 — растительным, а 2/4 — за счет жира, содержащегося в самих пищевых продуктах. Количество белков животного происхождения должно составлять 50—60% его суточной нормы, половина которой обеспечивается за счет молочных продуктов [4, с. 71].
В период экзаменационных сессий, когда энерготраты возрастают, распад белков усиливается, вследствие чего энергетическая ценность рациона повышается до 3000 ккал, а потребление белков до 120 г, 1мг в процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500—4000 ккал В связи с этим изменяется соотношение основных пищевых продуктов. Так, при выполнении спортивных упражнений, способствующих увеличению мышечной массы и развитию силы, в питании повышается содержание белка (16—18% по калорийности). При длительных упражнениях на выносливость повышается содержание углеводов (60—65% по калорийности). В период соревнований в рацион целесообразно включать легкоусвояемые продукты, богатые белками и углеводами. Кроме того, возрастает потребность в витаминах и прежде всего (в расчете на каждые 1000 ккал) аскорбиновой кислоте (35 мг), теамине (0,7 мг), рибофлавине (0,8 мг), ниацине (7 мг), токофероле (5 мг) [4, с. 73].
Потребность организма в воде соответствует количеству теряемой им жидкости. Вода составляет в среднем 66% нашего тела. В нормальных условиях человек теряет за сутки в среднем 2300—2800 мл воды. Потребность в воде составляет 35—45 мл на 1 кг массы тела. В обычных условиях потребность организма в воде частично удовлетворяется за счет поступления с твердой пищей (в среднем 800—1000 мл/сут) и оксидационной воды (образующейся в самом организме при окислении белков, жиров и углеводов — 350—480 мл/сут). Поэтому для полного удовлетворения потребности организма в воде необходимо употреблять дополнительно около 1200—1500 мл так называемой свободной жидкости (чай, молоко, вода, компоты, супы, соки и др.). Недостаток воды способствует накоплению в организме продуктов распада белков и жиров, а избыток — вымыванию из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых веществ.
Важным
аспектом культуры питания является
режим питания и распределение
калорийности пищи в течение суток.
По этому поводу существуют три точки
зрения. Первая большое значение придает
максимальному завтраку. 40—50% калорийности
дневного рациона должно приходиться
на утренний прием пищи, примерно по
25% остается на обед и на ужин. Это
обосновано тем, что у большинства
людей жизнедеятельность
К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило — полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Выбрав тот или иной пищевой режим необходимо строго соблюдать его, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы, отнюдь не безразличны для организма. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные, беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности гастритов, холециститов.
При
занятиях физическими упражнениями,
спортом принимать пищу следует
за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после
их завершения. При двигательной деятельности,
связанной с интенсивным
Один
из обязательных факторов здорового
образа жизни студентов —
У
большого числа людей, занятых в
сфере интеллектуального труда
двигательная активность ограничена.
Это присуще и студентам, у
которых соотношение
Минимальные
границы должны характеризовать
тот объем движений, который необходим
человеку, чтобы сохранить нормальный
уровень функционирования организма.
Этому уровню должен отвечать двигательный
режим оздоровительно-