Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.docx

— 60.83 Кб (Скачать)

     Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние? «Уверенно  чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение» (68,1% опрошенных) и «получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус» (44,5% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% женщин и 6% мужчин). К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию [15, с. 140].

     Среди причин невнимания к поддержанию  своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала [15, с. 140].

     Забота  о своем физическом состоянии  отличается у женщин и мужчин. У  женщин это проявляется в поддержании  «внешних» форм состояния (пропорции  телосложения — 27%, соотношение роста  и массы тела — 54%, особенности  фигуры); у мужчин отмечена забота о  развитии мускулатуры — 61,2%, пропорций  телосложения—50%, физических качеств—32—47%. Эти факты свидетельствуют о  необходимости более дифференцированного  подхода к методикам физического  вое питания для лиц разного  пола [15, с. 140].

     Полученные  данные говорят об отсутствии у большинства  студентов активных усилий но поддержанию  своего физического состояния. Даже в количественном отношении число  случаев систематического использования  необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу  случаев пренебрежения этими  средствами (70%). Простые и доступные  средства — самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко  используются студентами, что свидетельствует  о существенных изъянах в их образовательной  подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического  состояния табака алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует  ограниченный выбор средств, с другой — говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства  студентов [15, с. 141].

     Во  внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют  в ней 60% женщин и 46% мужчин. В спортивных занятиях задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а в сборных командах вуза участвуют - 3,5 и 8,4% [15, с. 141].

     Женщины предпочитают не слишком продолжительные  по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и  ее регулировании 57,5% женщин и 33,6% мужчин не могут использовать каких-либо показателей  — не хватает необходимых знаний; от 24 до 37% ориентируются лишь на самочувствие [15, с. 141].

     Путь  к общекультурному развитию, а  следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают  практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в  убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере  знаний, сколько на их практическом смысле.

     Основной  источник информации для студентов  — занятия по физическому воспитанию — теоретические и практические (38—51%). Заметно влияние средств  массовой информации: газет, теле- и  радиорепортажей (25—44%). Редко используется информация, полученная из специальной  литературы, от посещения спортивных зрелищ (14— 23%). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими  упражнениями, методике использования  гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования  половой жизни (от 60 до 87%). Повышенный интерес студентов к вопросам регулирования половой жизни  отражает актуализацию одной из важных социально-биологических функций  молодежи—репродуктивную [15, с. 142].

     Несколько ниже потребность в информации, связанной  с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36 до 59%) [15, с. 142].

     Анализ  полученной информации свидетельствует  о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности  и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в  повседневной жизнедеятельности, а  студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения. 

 

     Содержательные  характеристики составляющих здорового образа жизни студентов

 

     К основным составляющим здорового образа жизни относят:

  • режим труда и отдыха;
  • организацию сна;
  • режим питания;
  • организацию двигательной активности;
  • выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
  • профилактику вредных привычек;
  • культуру межличностного общения;
  • психофизическую регуляцию организма;
  • культуру сексуального поведения.

Организация режима питания

     Культура  питания играет значительную роль в  формировании здорового образа жизни  студентов. Каждый студент может  и должен знать принципы рационального  питания, регулировать нормальную массу  своего тела. Рациональное питание  — это физиологически полноценный  прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих  принципах: достижения энергетического  баланса; установления правильного  соотношения между основными  пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными  и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

     Пища  служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания  жизни в состоянии полного  покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он составляет в среднем 1700 ккал; у женщин на 5—10% ниже); энерготраты на усвоение пищи составляют около 200 ккал, или 10—15%; около 30—40% энергии уходит на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек — 2400 ккал. Потребность в энергии населения северных зон выше, чем центральной, на 10—15%, в южных — на 5% ниже.

     Калорийность  рациона на 1400—1600 ккал обеспечивается за счет углеводов (350—450 г), 600—700 ккал за счет жиров (80—90 г) и 400 ккал за счет белков (100 г). Из общего количества углеводов доля сахара должна составлять не более 25%. Желательно, чтобы не менее 30% углеводов обеспечивалось за счет картофеля, овощей, фруктов. Жировую часть рациона целесообразно обеспечить на 1/4 сливочным маслом, 1/4 — растительным, а 2/4 — за счет жира, содержащегося в самих пищевых продуктах. Количество белков животного происхождения должно составлять 50—60% его суточной нормы, половина которой обеспечивается за счет молочных продуктов [4, с. 71].

     В период экзаменационных сессий, когда  энерготраты возрастают, распад белков усиливается, вследствие чего энергетическая ценность рациона повышается до 3000 ккал, а потребление белков до 120 г, 1мг в процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500—4000 ккал В связи с этим изменяется соотношение основных пищевых продуктов. Так, при выполнении спортивных упражнений, способствующих увеличению мышечной массы и развитию силы, в питании повышается содержание белка (16—18% по калорийности). При длительных упражнениях на выносливость повышается содержание углеводов (60—65% по калорийности). В период соревнований в рацион целесообразно включать легкоусвояемые продукты, богатые белками и углеводами. Кроме того, возрастает потребность в витаминах и прежде всего (в расчете на каждые 1000 ккал) аскорбиновой кислоте (35 мг), теамине (0,7 мг), рибофлавине (0,8 мг), ниацине (7 мг), токофероле (5 мг) [4, с. 73].

     Потребность организма в воде соответствует  количеству теряемой им жидкости. Вода составляет в среднем 66% нашего тела. В нормальных условиях человек теряет за сутки в среднем 2300—2800 мл воды. Потребность в воде составляет 35—45 мл на 1 кг массы тела. В обычных условиях потребность организма в воде частично удовлетворяется за счет поступления с твердой пищей (в среднем 800—1000 мл/сут) и оксидационной воды (образующейся в самом организме при окислении белков, жиров и углеводов — 350—480 мл/сут). Поэтому для полного удовлетворения потребности организма в воде необходимо употреблять дополнительно около 1200—1500 мл так называемой свободной жидкости (чай, молоко, вода, компоты, супы, соки и др.). Недостаток воды способствует накоплению в организме продуктов распада белков и жиров, а избыток — вымыванию из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых веществ.

     Важным  аспектом культуры питания является режим питания и распределение  калорийности пищи в течение суток. По этому поводу существуют три точки  зрения. Первая большое значение придает  максимальному завтраку. 40—50% калорийности дневного рациона должно приходиться  на утренний прием пищи, примерно по 25% остается на обед и на ужин. Это  обосновано тем, что у большинства  людей жизнедеятельность организма  в первой половине дня выше и им больше подходит плотный завтрак. Вторая точка зрения связана с равномерным  распределением нагрузки по калорийности при трех-четырехразовом питании (по 30% приходится на завтрак и ужин, 40% — на обед). Такое распределение калорий часто рекомендуют при любом питании. Третий подход связан с максимальным ужином (около 50% суточной калорийности приходится на ужин и по 25% на завтрак и обед). При этом имеется в виду, что ужинать надо не позднее 18—20 ч и не менее чем за 2—3 ч до сна. Объясняется подобная позиция тем, что максимальное выделение желудочного сока и ферментов приходится на 18-19 ч. Кроме того, для защиты от вечернего накопления продуктов метаболизма природа «предусмотрела» и вечерний максимум функций почек обеспечивающий быстрое выведение шлаков с мочой. Поэтому такая пищевая нагрузка тоже рациональна [4, с. 80].

     К режиму питания следует подходить  строго индивидуально. Главное правило  — полноценно питаться не менее 3-4 раз  в день. Выбрав тот или иной пищевой  режим необходимо строго соблюдать  его, поскольку резкие перемены в  питании, пищевые стрессы, отнюдь не безразличны для организма. Систематические  нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные, беспорядочные  приемы пищи) ухудшают обмен веществ  и способствуют возникновению заболеваний  органов пищеварения, в частности  гастритов, холециститов.

     При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует  за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после  их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму  потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную  или слегка подсоленную воду.

Организация двигательной активности

     Один  из обязательных факторов здорового  образа жизни студентов — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию  здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой  сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность» [15, с. 149].

     У большого числа людей, занятых в  сфере интеллектуального труда  двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам, у  которых соотношение динамического  и статического компонентов жизнедеятельности  составляет по времени в период учебной  деятельности 1:3, а по энерготратам 1:1; во внеучебное время соответственно 1:8 и 1:2. То обстоятельство, что динамический компонент деятельности студентов  во время учебных занятий и  во внеучебное время почти одинаково  указывает на низкий уровень двигательной активности значительного контингента  студентов. В то же время определенная часть студентов увлекается спортом, уровень достижений в котором  требует от них выполнения сравнительно высоких по объему и интенсивности  физических нагрузок. Поэтому возникает  важнейшая социально-педагогическая задача — определить оптимальные, а  также минимально и максимально  возможные режимы двигательной активности.

     Минимальные границы должны характеризовать  тот объем движений, который необходим  человеку, чтобы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического  характера. Оптимальные границы  должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается  наилучшее функциональное состояние  организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий  характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который  может привести к переутомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Назовем такой режим  индивидуально адаптированным к  максимальным возможностям студентов. Поэтому для студентов-спортсменов, ориентированных на достижение высоких спортивных результатов необходимо планировать индивидуальный режим обучения, жизнедеятельности, тренировки, обеспечивающий сочетание всех его компонентов. На рис. 1.1 представлена схема соотношения границ различной двигательной активности, они относительны, подвижны и определяются многими факторами.

Информация о работе Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ