Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:44, контрольная работа
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
29.Быстрота и
её развитие.
Быстрота как
двигательное качество – это
способность человека совершать
двигательное действие в минимальный
для данных условий отрезок времени
с определенной частотой и импульсивностью.
В вопросе о природе этого
качества среди специалистов нет единства
взглядов. Одни высказывают мысль, что
физиологической основой быстроты является
лабильность нервно-мышечного аппарата.
Другие полагают, что важную роль в проявлении
быстроты играет подвижность нервных
процессов. Многочисленными исследованиями
доказано, что быстрота является комплексным
двигательным качеством человека.
Основные формы проявления
Быстрота
– это качество, которое весьма
многообразно и специфично проявляется
в различных физических действиях человека.
Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль,
и перед ним неожиданно возникает препятствие,
требующее немедленной остановки. В этой
ситуации быстрота водителя проявляется
в двух формах. Первая – быстрота двигательной
реакции, выражающаяся временем, прошедшим
с момента, когда человек увидел препятствие,
до начала движения ногой к педали тормоза.
Вторая – быстрота движения, то есть скорость,
с которой правая стопа переместится с
педали акселератора на педаль тормоза
и нажмет ее. Между этими формами нет тесной
взаимосвязи: человек может обладать очень
быстрой реакцией и в то же время сравнительно
медленной скоростью движений. И наоборот.
Способность быстро выполнять
движения ациклические и циклические,
взрывные ускорения в них – одно из самых
важнейших качеств спортсмена такого,
например, как легкоатлет.
Быстрота
движения в первую очередь
определяется соответствующей
Встречаются утверждения, что быстрота
– качество врожденное, что нельзя, например,
стать бегуном на короткие дистанции,
если нет соответствующих природных данных.
Однако практика подтверждает, что в процессе
систематической многолетней тренировки
спортсмен может развить качество быстроты
в очень большой мере.
Быстрота имеет разные формы
проявления. Различают быстроту
как способность к быстрым
двигательным реакциям на
Одной из характеристик
Для развития частоты движений
можно использовать бег на месте с максимальной,
естественно, частотой, но с минимальным
подниманием стоп от пола. Это упражнение
можно использовать и как соответствующий
тест, подсчитывая количество шагов за
10 сек. (удобней подсчитывать касания пола
какой-нибудь ногой).
С целью превышения
Быстрота проявляется также в
способности преодолевать определенное
расстояние в наиболее короткий отрезок
времени, а также в импульсивности, резкости
одиночных или повторных движений. Между
указанными формами проявления быстроты
имеется связь, но нет прямой зависимости.
Уровень
развития быстроты, в конечном итоге,
определяет успех в подавляющем большинстве
видов спорта. Даже марафонец
должен, возможно,
быстрее пробежать свою дистанцию,
сохраняя высокую «крейсерскую» скорость*.
И успех тяжелоатлета зависит от того,
с какой скоростью он сумеет выполнить
необходимое движение.
Быстрота определяется:
а) путем измерения
скорости движения в ответ на определенный
сигнал реакциометрами различной конструкции;
б) по количеству
движений за установленное время
незагруженной конечностью или
туловищем в границах определенной амплитуды;
в) по времени
преодоления установленного короткого
________________
* Под «крейсерской»
скоростью подразумевается
расстояния
(например, бега на 20, 30 м);
г) по скорости
выполнения однократного движения в сложном
действии, например отталкивания в прыжках,
движения плечевого пояса и руки в
метаниях, удара в боксе, начального движения
бегуна на короткие дистанции, движений
гимнаста и др.
Все
проявления быстроты эффективно развиваются
при игре в баскетбол. Можно также порекомендовать
ручной мяч, настольный теннис, подвижные
игры с быстро меняющейся игровой ситуацией
и быстрым передвижением.
Воспитание
быстроты движений, повышение скорости
выполнения целостных двигательных
актов тесно связаны с повышением функциональных
возможностей организма спортсмена, обусловливающих
скоростные характеристики в различных
формах двигательной деятельности. В методике
воспитания быстроты существует два направления:
целостное воспитание быстроты в определенном
движении и аналитическое совершенствование
отдельных факторов, обуславливающих
максимальную скорость движения.
Для воспитания способности
Другой путь сходен с первым,
только стремление более
Эффективен и третий путь, когда
для воспитания способности
Развитие такого качества, как
быстрота зависит от
Наиболее
успешно быстрота развивается
в 10-12-летнем возрасте. Поскольку
быстрота движений зависит
от силы мышц, поэтому эти качества
развивают параллельно. Как известно,
чем меньше внешнее сопротивление
движениям, тем они быстрее. Уменьшить
вес снаряда, установленный правилами
соревнований, нельзя. Также невозможно
уменьшить вес тела без вреда для здоровья.
Но можно увеличить силу. Возросшая сила
позволит спортсмену легче преодолевать
внешнее сопротивление, а значит, и быстрее
выполнять движения.
Повысить уровень быстроты
Большое значение также имеет
подвижность в суставах и
При овладении техникой быстрых
движений нужно научиться расслаблять
мышцы-антагонисты, не вовлеченные в данный
момент в активную работу, научиться бегать,
прыгать с максимальной отдачей всех сил,
но в то же время свободно, без излишнего
напряжения. В достижении этого особо
важную роль играет упрочение двигательного
навыка, для чего необходимо многократно
повторять упражнения в течение длительного
времени. Но повторения должны выполняться
с интенсивностью 0,8 – 0,9 от максимальной,
чтобы не вызывать излишних мышечных
напряжений.
Важное
значение для воспитания быстроты и повышения
скорости движений имеет правильное определение
дозировки скоростных упражнений. Те из
них, которые выполняются с максимальной
интенсивностью, являются сильно действующим
средством, вызывающим быстрое утомление.
Это же относится и к упражнениям, направленным
на повышение скорости движений. Поэтому
упражнения, выполняемые с максимальной
скоростью, должны применяться часто,
но в относительно небольшом объеме. Длительность
интервалов отдыха обусловлена степенью
возбудимости центральной нервной системы
и восстановлением показателей вегетативных
функций, связанных с ликвидацией кислородного
долга. Тренировочную работу для развития
быстроты следует заканчивать, как только
субъективные ощущения спортсмена или
показания секундомера скажут об уменьшении
установленной или максимальной быстроты.
Отдых между повторными