Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению. Огромную потребность в движении дети обычно удовлетворяют в играх. Игра для них – это, прежде всего, движение, действие.
Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает проблема развития у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 6
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Быстрота как физическое качество, ее характеристика 6
1.2 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту 9
1.3 Возрастные и физиологические особенности младшего школьного возраста 11
ГЛАВА 2. 14
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1 Подвижная игра как средство развития физических качеств 14
2.2 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр 16
2.3 Методика организации и проведения подвижной игры 19
ГЛАВА 3. 26
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
3.1 Характеристика этапов проведенного исследования 26
3.2 Интерпретация результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 6
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Быстрота как физическое качество, ее характеристика 6
1.2 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту 9
1.3 Возрастные и физиологические особенности младшего школьного возраста 11
ГЛАВА 2. 14
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1 Подвижная игра как средство развития физических качеств 14
2.2 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр 16
2.3 Методика организации и проведения подвижной игры 19
ГЛАВА 3. 26
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
3.1 Характеристика этапов проведенного исследования 26
3.2 Интерпретация результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
ВВЕДЕНИЕ
Нормально
развивающийся ребенок с
Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает проблема развития у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений.
Проблему совершенствования методики развития физических качеств у младших школьников исследовали многие авторы. Так как попытки развития скоростных способностей в зрелые годы – сложны и малоэффективны, в то время как младший школьный возраст (6-10 лет) имеет благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений.
Если
упущены благоприятные периоды
для совершенствования
Учитывая тот факт, что младший школьный возраст наиболее благотворный для воспитания быстроты, очень важно уже в младшем школьном возрасте уделять этому качеству внимание. Поскольку рост скорости у детей связан со способностью к быстрому темпу движений, то и задачи по развитию двигательных возможностей на этом этапе будут сводиться к развитию умения выполнять упражнения с высокой частотой движений.
По утверждению
отечественных педагогов Е.Н.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей.
Во время
подвижных игр у детей
Благодаря реализации подвижных игр на уроке физического воспитания ученики повторяют, закрепляют, совершенствуют двигательные умения и навыки, развивают физические качества в частности - быстроту.
Объект исследования: подвижная игра как средство развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: быстрота детей младшего школьного возраста(6-10 лет).
Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников(6-10 лет).
Гипотеза: подвижная игра является одним из эффективных средств, для развития быстроты у младших школьников(6-10 лет).
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
-проанализировать возрастные и физиологические особенности детей младшего школьного возраста(6-10 лет);
- определить специфику и методику развития быстроты у детей младшего школьного возраста(6-10 лет);
- выявить уровень развития быстроты у детей 6-10 лет;
- изучить
методику организации и
- подобрать
и апробировать комплекс
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.
Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с младшими школьниками.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Быстрота как физическое качество — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий [5, с.230].
Проявления
такого качества, как быстрота, многообразны:
это и быстрота реакции, и быстрота
мышления, и быстрота действия. В
основе этого качества лежат сила
и подвижность нервных
1. Время
простой двигательной реакции
(время от исполнительной
2. Наиболее быстрое выполнение одиночного движения (т.е. скорость сокращения мышцы, от начала движения до его окончания).
3. Способность к поддержанию высокого темпа движений.
Быстрота относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.
При развитии у детей быстроты решают 2 основные задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений [6, с.168].
Простые двигательные реакции – это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большой значение, например при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определенных условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности, когда быстрота реакции часто спасает человеку жизнь.
Большое значение имеют и сложные двигательные реакции. Основные из них – реакции на движущийся объект и реакции выбора. В реакциях на движущийся объект основную часть времени занимает фиксирование движущегося предмета глазами. Реакция выбора – это нахождение из нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал.
Хотя быстрота реакции ребенка в определенной степени зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но и ее можно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр.
Частота движений при локомоциях (беге, передвижении на лыжах, плавании и т.п.) в значительной степени зависит от состояния мышц, производящих эти движения. Поскольку сократительная способность мышц с возрастом улучшается и с помощью физических упражнений и игр еще более развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений у детей может быть увеличена.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуют: бег, прыжки (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега), метание (бросок при метании совершается с большой скоростью). В младшем школьном возрасте используют и разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.
При развитии
быстроты у детей предпочтение следует
отдавать естественным формам движений
и нестереотипным способам их выполнения.
Стандартное повторение упражнений
с максимально возможной
Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.
На динамической перемене для тренировки у школьников быстроты реакции на внезапный звуковой, зрительный сигналы широко используются игры «Совушка» - 1 класс, «Вызов номеров» - 2 класс, эстафета с бегом – 3 класс.
Для воспитания быстроты движений применяются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время («Команда быстроногих» - 1 класс, «Сквозь стенку» - 2 класс, «Стой – беги!» - 3 класс).
Упражнения, направленные на развитие быстроты, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги [2, с.96].
При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования:
В методике развития быстроты предлагаются следующие упражнения: 1) Для развития быстроты реакции используются:
2) Для развития
способности в короткое время
увеличивать темп движения
3) Для развития
умения приспосабливать и
Качества быстроты не проявляются изолированно, а являются составными компонентами, характеризующими ту или иную двигательную деятельность и, возможно, проявляющиеся в ней в большей или меньшей степени.
Ребенок, приступивший к учебе, вынужден ежедневно проводить за столом около четырех часов в школе и до полутора часов — дома. Однако в свободное от учения время дети этого возраста еще много играют. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому различные задания и игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Но надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Скелет младшего школьника еще продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают физические упражнения и подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
Сердечно-сосудистая система ребенка 6—10 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбудимость сердца).
Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников