Влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению. Огромную потребность в движении дети обычно удовлетворяют в играх. Игра для них – это, прежде всего, движение, действие.
Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает проблема развития у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 6
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Быстрота как физическое качество, ее характеристика 6
1.2 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту 9
1.3 Возрастные и физиологические особенности младшего школьного возраста 11
ГЛАВА 2. 14
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1 Подвижная игра как средство развития физических качеств 14
2.2 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр 16
2.3 Методика организации и проведения подвижной игры 19
ГЛАВА 3. 26
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
3.1 Характеристика этапов проведенного исследования 26
3.2 Интерпретация результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 95.17 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. 6

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6

1.1 Быстрота как физическое качество, ее характеристика 6

1.2 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту 9

1.3 Возрастные и физиологические особенности младшего школьного возраста 11

ГЛАВА 2. 14

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14

2.1 Подвижная игра как средство развития физических качеств 14

2.2 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр 16

2.3 Методика организации и проведения подвижной игры 19

ГЛАВА 3. 26

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26

3.1 Характеристика этапов проведенного исследования 26

3.2 Интерпретация результатов исследования 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению. Огромную потребность в движении дети обычно удовлетворяют в играх. Игра для них – это, прежде всего, движение, действие.

Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает проблема развития у детей основных двигательных качеств, в том числе  развитие быстроты движений.

Проблему  совершенствования методики развития физических качеств у младших  школьников исследовали многие авторы. Так как попытки развития скоростных способностей в зрелые годы – сложны и малоэффективны, в то время как  младший школьный возраст (6-10 лет) имеет благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений.

 Если  упущены благоприятные периоды  для совершенствования двигательных  качеств, в дальнейшем вряд  ли удастся восполнить утраченные  потенциальные возможности.

Учитывая  тот факт, что младший школьный возраст наиболее благотворный для  воспитания быстроты, очень важно  уже в младшем школьном возрасте уделять этому качеству внимание. Поскольку рост скорости у детей  связан со способностью к быстрому темпу движений, то и задачи по развитию двигательных возможностей на этом этапе будут сводиться к развитию умения выполнять упражнения с высокой частотой движений.

По утверждению  отечественных педагогов Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского, Ляха В.В. и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

            Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих  большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ  в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей.

Во время  подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они  приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Благодаря реализации подвижных игр на уроке  физического воспитания ученики  повторяют, закрепляют, совершенствуют двигательные умения и навыки, развивают  физические качества в частности - быстроту.

Объект  исследования: подвижная игра как  средство развития быстроты у детей младшего школьного возраста.

 Предмет  исследования: быстрота детей младшего школьного возраста(6-10 лет).

Цель: исследовать  влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников(6-10 лет).

Гипотеза: подвижная игра является одним из эффективных средств, для развития быстроты у младших школьников(6-10 лет).

Достижение  цели осуществляется решением соответствующих  задач:

-проанализировать возрастные и физиологические особенности детей младшего школьного   возраста(6-10 лет);

          - определить специфику и методику  развития быстроты у детей младшего школьного возраста(6-10 лет);

- выявить уровень развития быстроты у детей 6-10 лет;

- изучить  методику организации и проведения  подвижной игры;

- подобрать  и апробировать комплекс подвижных  игр для развития быстроты у младших школьников (6-10 лет).

Методы  исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретической и методологической основой явились  исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской  игры.

Практическая  значимость состоит в возможности  использования предложенных подвижных  игр для занятий физической культурой с младшими школьниками.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1.

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ В МЛАДШЕМ  ШКОЛЬНОМ              ВОЗРАСТЕ

1.1 Быстрота как физическое качество, ее характеристика

Быстрота как физическое качество — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий [5, с.230].

Проявления  такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышления, и быстрота действия. В  основе этого качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми. Основные виды проявления быстроты:

1. Время  простой двигательной реакции  (время от исполнительной команды  до выполнения простого двигательного  действия).

2. Наиболее  быстрое выполнение одиночного  движения (т.е. скорость сокращения  мышцы, от начала движения до  его окончания).

3. Способность  к поддержанию высокого темпа  движений.

Быстрота относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

При развитии у детей быстроты решают 2 основные задачи: увеличение скорости простых  движений и увеличение частоты движений [6, с.168].

Простые двигательные реакции – это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они  имеют большой значение, например при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определенных условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности, когда быстрота реакции часто спасает человеку жизнь.

Большое значение имеют и сложные двигательные реакции. Основные из них – реакции  на движущийся объект и реакции выбора. В реакциях на движущийся объект основную часть времени занимает фиксирование движущегося предмета глазами. Реакция  выбора – это нахождение из нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал.

Хотя  быстрота реакции ребенка в определенной степени зависит от типа нервной  системы и является качеством, наследуемым  от родителей, но и ее можно развивать  с помощью физических упражнений и подвижных игр.

Частота движений при локомоциях (беге, передвижении на лыжах, плавании и т.п.) в значительной степени зависит от состояния  мышц, производящих эти движения. Поскольку  сократительная способность мышц с  возрастом улучшается и с помощью  физических упражнений и игр еще  более развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства  видов движений у детей может  быть увеличена.

Быстрота  развивается в упражнениях, выполняемых  с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а  также в подвижных играх, когда  дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать  от водящего).

Развитию  быстроты способствуют: бег, прыжки (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега), метание (бросок при метании совершается с большой скоростью). В младшем школьном возрасте используют и разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.

При развитии быстроты у детей предпочтение следует  отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью  может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного  барьера. Подвижные игры в этом возрасте имеют явное преимущество перед  стандартными пробежками на быстроту. Для развития быстроты целесообразно  использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную  предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.

       На динамической перемене для тренировки у школьников быстроты реакции на внезапный звуковой, зрительный сигналы широко используются игры «Совушка» - 1 класс, «Вызов номеров» - 2 класс, эстафета с бегом – 3 класс.

         Для воспитания быстроты движений применяются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время («Команда быстроногих» - 1 класс, «Сквозь стенку» - 2 класс, «Стой – беги!» - 3 класс).

 

1.2 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту

Упражнения, направленные на развитие быстроты, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги [2, с.96].

При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования:

  1. Движение должно быть освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;
  2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления;
  3. Упражнения не должны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера»;
  4. Упражнения должны проводиться в начале занятия, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.

В методике развития быстроты предлагаются следующие  упражнения:     1) Для развития быстроты реакции используются:

  • старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
  • чередование основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.
  • изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.
  • изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением.

2) Для развития  способности в короткое время  увеличивать темп движения используется:

  • бег в максимальном темпе на дистанции 5-10 м 5-6 раз;
  • бег с высоким подниманием бедра, бег сгибая ноги назад;
  • бег с ускорением.

3) Для развития  умения приспосабливать и регулировать  длину бегового шага применяют:

  • бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
  • бег «скрестным шагом» по обручам.

Качества  быстроты не проявляются изолированно, а являются составными компонентами, характеризующими ту или иную двигательную деятельность и, возможно, проявляющиеся  в ней в большей или меньшей  степени.

 

1.3 Возрастные и  физиологические особенности младшего  школьного возраста

Ребенок, приступивший к учебе, вынужден ежедневно проводить за столом около четырех часов в школе и до полутора часов — дома. Однако в свободное от учения время дети этого возраста еще много играют. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому различные задания и игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Но надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Скелет младшего школьника еще продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают физические упражнения и подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Сердечно-сосудистая система ребенка 6—10 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбудимость сердца).

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников