Развитие быстроты у девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.

Содержание

Введение
ХАРАКТЕРИСТИКА БЫСТРОТЫ И ФОРМ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Скоростные способности человека
Задачи развития скоростных способностей
Развитие быстроты у девушек
Методика развития быстроты реакций и скорости движений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 36.63 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Тема:

«Развитие быстроты у девушек»

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

Введение

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЫСТРОТЫ И ФОРМ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
  2. Скоростные способности человека
    1. Задачи развития скоростных способностей
  3. Развитие быстроты у девушек
  4. Методика развития быстроты реакций и скорости движений

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Скоростные характеристики движений и действий объединены под  общим названием – быстрота. В  самых общих чертах она характеризует  способность человека совершать  действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под  быстротой понимается специфическая  двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых  при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации  работы мышц, и не требующих больших  энерготрат.

Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного  аппарата (НМА).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЫСТРОТЫ И ФОРМ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

 

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Быстроту простой  и сложной двигательной реакции. 

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного  с изменением положения тела  или переключением с одного  действия на другое при отсутствии  значительного внешнего сопротивления. 

4. Частоту движений.

Выделяемые формы  проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.

Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением  физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами  проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые  упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и  спортивные игры.

Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято  называть скоростными способностями  человека.

Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик  нервных процессов, необходимы еще  достаточный уровень скоростно-силовой  подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического  обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых  упражнений и действий.

Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты  выполнения движений.

 

 

 

 

 

  1. Скоростные способности человека

Под скоростными  способностями понимают возможности  человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный  для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные  формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся  быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся  на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением  на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой  реакцией. Примерами такого вида реакций  являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или  в плавании, прекращение нападающего  или защитного действия в единоборствах  или во время спортивной игры при  свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления  сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции  у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах  спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения, тоже характеризует скоростные способности.

Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число  беговых шагов за 10 с).

В различных видах  двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими  физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет  место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического  воспитания наибольшее значение имеет  скорость выполнения человеком целостных  двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы  ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена  не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности  техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как  можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5–6 секунд.

В играх есть еще  одно специфическое проявление скоростных качеств – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит  от целого ряда факторов:

1) состояния центральной  нервной системы и нервно-мышечного  аппарата человека;

2) морфологических  особенностей мышечной ткани,  ее композиции (т.е. от соотношения  быстрых и медленных волокон);

3) силы мышц;

4) способности  мышц быстро переходить из  напряженного состояния в расслабленное;

5) энергетических  запасов в мышце (аденозинтрифосфорная  кислота – АТФ и креатинфосфат  – КТФ);

6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности  в суставах;

7) способности  к координации движений при  скоростной работе;

8) биологического  ритма жизнедеятельности организма;

9) возраста и  пола;

10) скоростных  природных способностей человека.

С физиологической  точки зрения быстрота реакции зависит  от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения  возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем  в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения  в центральную нервную систему;

3) перехода сигнальной  информации по нервным путям,  ее анализа и формирования  эфферентного сигнала;

4) проведения  эфферентного сигнала от центральной  нервной системы к мышце;

5) возбуждения  мышцы и появления в ней  механизма активности.

Максимальная  частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров  из состояния возбуждения в состояние  торможения и обратно, т.е. она зависит  от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую  в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования  этих фаз, степень включения в  процесс движения быстро сокращающихся  мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической  точки зрения быстрота движений зависит  от содержания аденозинтрифосфорной кислоты  в мышцах, скорости ее расщепления  и ресинтеза. В скоростных упражнениях  ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового  и гликолитического механизмов (анаэробно  – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника  в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0–10%.

Генетические  исследования (метод близнецов, сопоставление  скоростных возможностей родителей  и детей, длительные наблюдения за изменениями  показателей быстроты у одних  и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно  зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой  реакции примерно на 60–88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40–60).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14–15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5–20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12–13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать  девочек, особенно в показателях  быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Задачи развития скоростных способностей

Первая задача состоит в необходимости разностороннего  развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных  действий) в сочетании с приобретением  двигательных умений и навыков, которые  осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для  педагога по физической культуре и  спорту важно не упустить младший  и средний школьный возраст –  сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия  на эту группу способностей.

Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации  детей, подростков, юношей и девушек  в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и  др.).

Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит  успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора  в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности  весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах  весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование  техники движений и др., т.е. посредством  совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит  проявление тех или иных качеств  быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все  вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту  движений; способность выполнять  с высокой скоростью стартовый  разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной  скорости и наоборот). Прямой положительный  перенос быстроты имеет место  лишь в движениях, у которых сходные  смысловые и программирующие  стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности  скоростных способностей, поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

  1. Развитие быстроты у девушек

         К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:

1) быстрота одиночного  движения (при малом внешнем сопротивлении);

2) частота движений;

3) быстрота двигательной  реакции.

Установлено, что  время реакции не связано с  быстротой одиночного движения и  с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту  движений, и наоборот. Это объясняется  тем, что психофизиологические механизмы  проявления указанных скоростных характеристик  существенно различаются. Независимость  характеристик отчетливо проявляется  в беге на короткие дистанции. Можно  быстро принимать старт (за счет хорошего времени реакции), но хуже сохранять  скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь относительно связана с  перечисленными характеристиками движений. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам  движений. Поэтому нельзя, например, по времени реакции судить о том, как учащийся будет бегать спринтерские дистанции.

Информация о работе Развитие быстроты у девушек