Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:38, реферат
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Введение
ХАРАКТЕРИСТИКА БЫСТРОТЫ И ФОРМ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Скоростные способности человека
Задачи развития скоростных способностей
Развитие быстроты у девушек
Методика развития быстроты реакций и скорости движений
Заключение
Список литературы
Тема:
«Развитие быстроты у девушек»
План:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Физиологический
механизм проявления быстроты, связанный,
прежде всего, со скоростными характеристиками
нервных процессов, представляется
как многофункциональное
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой
и сложной двигательной
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного
(многосуставного) движения, связанного
с изменением положения тела
или переключением с одного
действия на другое при
4. Частоту движений.
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.
Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры.
Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека.
Для их эффективного
проявления, кроме высоких характеристик
нервных процессов, необходимы еще
достаточный уровень скоростно-
Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные
реакции, совершаемые человеком, делятся
на две группы: простые и сложные.
Ответ заранее известным
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения, тоже характеризует скоростные способности.
Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).
В различных видах
двигательной деятельности элементарные
формы проявления скоростных способностей
выступают в различных
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как
можно быстрее набрать
В играх есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной
нервной системы и нервно-
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности
мышц быстро переходить из
напряженного состояния в
5) энергетических
запасов в мышце (
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического
ритма жизнедеятельности
9) возраста и пола;
10) скоростных
природных способностей
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения
возбуждения в рецепторе (
2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения
эфферентного сигнала от
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная
частота движений зависит от скорости
перехода двигательных нервных центров
из состояния возбуждения в
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0–10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60–88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40–60).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14–15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5–20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12–13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
2.1 Задачи развития скоростных способностей
Первая задача
состоит в необходимости
Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Скоростные способности
весьма трудно поддаются развитию.
Возможность повышения скорости
в локомоторных циклических актах
весьма ограничена. В процессе спортивной
тренировки повышение скорости движений
достигается не только воздействием
на собственно скоростные способности,
но и иным путем – через воспитание
силовых и скоростно-силовых
В многочисленных
исследованиях показано, что все
вышеназванные виды скоростных способностей
специфичны. Диапазон взаимного переноса
скоростных способностей ограничен (например,
можно обладать хорошей реакцией
на сигнал, но иметь невысокую частоту
движений; способность выполнять
с высокой скоростью стартовый
разгон в спринтерском беге еще не
гарантирует высокой
К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:
1) быстрота одиночного
движения (при малом внешнем
2) частота движений;
3) быстрота двигательной реакции.
Установлено, что
время реакции не связано с
быстротой одиночного движения и
с максимальной частотой движений.
Можно обладать хорошей реакцией
на сигналы, но иметь малую частоту
движений, и наоборот. Это объясняется
тем, что психофизиологические механизмы
проявления указанных скоростных характеристик
существенно различаются. Независимость
характеристик отчетливо