Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:51, реферат
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « МУРМАНСКИЙ
ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей
старшего дошкольного возраста.
Федоренко Натальи Сергеевны
Специальность 050704-
Дошкольное образование
Курс 5, группа Е
Форма обучения: заочная
Научный руководитель:
Ермолина Татьяна Борисовна
Полярные Зори 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В основе работ отечественных
и зарубежных учёных (Ф. Лагранж, П. Ф.
Лесгафт, Е. А. Аркин) лежит принцип
целесообразности движений, то есть умение
человека рационально использовать
имеющиеся двигательные навыки и
проявлять психофизические
В соответствии с рекомендациями Государственного совета РФ "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян" от 30. 01. 2002г. приняты меры по совершенствованию физического воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на формирование двигательной культуры.
Дошкольное детство уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит, найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка (Бабаева Т. И., 2004).
Как мы постигаем мир дошкольного
детства? Как открываем его влияние
на развитие ребёнка? Прежде всего, через
детские игры. Не случайно игра названа
спутником детства. Ключ к познанию
дошкольного детства следует
искать в игре как наиболее близкой,
органично соответствующей
Огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры являются лучшим лекарством для детей от двигательного голода – гиподинамии, так как дети основную часть дня – около 70% времени поводят в статичном сидячем положении. Особенно это характерно для детей старшего возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе.
Гиподинамия встречается уже у 10 - 30% дошкольников, у 50 - 60% школьников, более чем у 70% учащихся ПТУ и ВУЗов. Для решения этой проблемы более эффективно можно использовать самостоятельную деятельность детей и участие в подвижных играх (Кистяковская М. Ю. 1978).
Среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия (Тимофеева Е. А., 1986).
Подвижные игры являются самым
универсальным и доступным
Но, к большому сожалению, в настоящее время подвижные игры используются мало. Большее предпочтение в выборе подвижной игре отдается подвижным играм, имеющим сюжетный характер. Игры этого вида строятся на основе опыта детей. Выполняемые движения носят в основном имитационный характер (прыгать как зайчики). Но известно, что существуют также бессюжетные игры с элементами соревнований, с предметами; игры – забавы, аттракционы, спортивные игры. С их помощью мы можем решать проблему гиподинамии; мы можем в полной мере развивать у дошкольников быстроту, ловкость, силу, выносливость.
Между тем возникает противоречие.
С одной стороны стоит проблема
гиподинамии у детей
Поэтому темой наших исследований является "Подвижная игра, как средство формирования быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста".
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Развитие быстроты и ловкости по средствам подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста
Цель: Выявить влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкость у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Под физическим развитием понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др.), навыков и умений (Н.Н. Кожухова, 2002).
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижения физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и предает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоническому развитию личности ребенка (Э.Я. Степаненкова, 2001).
Физическое воспитание - составная часть воспитания. Это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. В процессе физического воспитания осуществляется одновременно умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание (Д.В. Хухлаева, 1984).
Под системой физического воспитания понимают социальные организации, направленные на достижение физического совершенства. В свою очередь физическое совершенство включает высокую степень здоровья, высокую степень физического развития, высокую степень физической подготовленности.
Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. К формам относится уровень развития антропометрических и биометрических показателей (рост, масса тела, сила мышц, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, и др.) Одним из проявлений функций являются физические качества - быстрота, ловкость, сила, выносливость и другие (Н.Н. Кожухова, 2002).
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств, который определяется требования и нормами (Д.Б. Хухлаева, 1984).
Целью физического воспитания является подготовка к жизни, к труду и защите Родины. Эта цель единая для всей системы физического воспитания нашей страны.
В соответствии с целью физическое воспитание предусматривает решение следующих задач:
1. Оздоровительные: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма.
2. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.), овладение специальными знаниями.
3. Воспитательные: содействие
умственному, нравственному,
Задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, профессиональных интересов (Д.Б. Хухлаева, 1984).
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из важных задач физического воспитания, где целью является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка (Э.Я. Степаненкова, 2001).
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания – оздоровление ребенка (Э.Я. Степаненкова, 2001).
С целью повышения устойчивости
организма к быстро меняющейся внешней
среде система физического
Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает раскрыть ему свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы.
В системе физического воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целого двигательного режима (Осокина Т. И. 1973).
Психогигиенические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви физкультурного оборудования и т. д. Любой из этих факторов способствует осуществлению цели и задач физического воспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке данных факторов учитывается насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.
Эколого-природные факторы связаны с природой, которая является средой обитания человека, источником его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, научить его с благодарностью принимать этот дар.
Однако нельзя забывать об экологии, к сожалению, есть на нашей планете "загрязненные" места, поэтому, собираясь с детьми на прогулку необходимо убедиться, что с точки зрения экологии все в порядке (Осокина Т.И. 1973).
Особенно важно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур. Их следует органически включить в режимные процессы (Э.Я. Степаненкова, 2001).
Система физического воспитания строится на определенных принципах:
Создание рационального двигательного режима в дошкольном учреждении для каждого ребенка, по правилу – "не навреди здоровью".
При решении специфических физкультурных задач решается так же задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Вся физкультурная работа строится на основе комфортности – ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физических упражнений ("мышечной радости"). Демократизация обеспечивает воспитателю право свободного выбора форм и средств работы с детьми.
Планирую работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать особенности каждого ребенка.
Формы работы по физическому
воспитанию с дошкольниками представляет
собой комплекс оздоровительно-
1) физкультурные занятия. Образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе).
2) Физкультурно-оздоровительная
работа в течение дня (
3) Активный отдых (физкультурные
досуги и праздники, дни