Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основы современной методики воспитания скоростных способностей.
Задачами курсовой работы являются:
1. Раскрыть понятие скоростных способностей, виды;
2. Рассмотреть средства и методы воспитания скоростных способностей;
3. Изучить методику воспитания скоростных способностей.
Введение 3
1 Скоростные способности человека 5
1.1 Скоростные способности: понятия виды 5
1.2 Задачи развития скоростных способностей 8
1.3 Тесты для оценки скоростных способностей 8
2 Средства и методы воспитания скоростных способностей 11
2.1 Методы воспитания скоростных способностей 11
2.2 Средства воспитания скоростных способностей 12
2.3 Основы развития скоростных способностей 13
3 Методика и упражнения для развития быстроты и скоростных способностей 16
3.1 Методика развития скоростных способностей 16
3.2 Упражнения для развития быстроты 19
3.3 Методика развития скоростных способностей в избранном виде
спорта (велосипедный спорт) 24
Заключение 26
Список использованных источников
2
1.2 Задачи развития скоростных способностей 8
1.3 Тесты для оценки скоростных способностей 8
2 Средства и методы воспитания скоростных способностей 11
ВВЕДЕНИЕ
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные виды (формы) проявления скоростных способностей.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Для эффективного проявления скоростных способностей, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.
Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.
Цель курсовой работы: изучить основы современной методики воспитания скоростных способностей.
1 скоростные способности человека
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные виды (формы) проявления скоростных способностей.
К элементарным видам (формам) относятся:
1. Быстрота двигательной реакции;
2. Скорость одиночного движения;
3. Частота (темп) движений. [16, с.27]
Также к скоростным способностям относят:
1. Быстроту выполнения целостных двигательных действий;
2. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость;
3. Способность длительно поддерживать ее.
Это комплексные виды скоростных способностей.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с). [16, с.28]
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: [16, с.29]
1. Состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
2. Морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3. Силы мышц;
4. Способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5. Энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);
6. Амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7. Способности к координации движений при скоростной работе;
8. Биологического ритма жизнедеятельности организма;
9. Возраста и пола;
10. Скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1. Возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2. Передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3. Перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4. Проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5. Возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%). [16, с.31]
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Скорость бега на короткие дистанции у юношей, продолжает еще улутшаться с 15-ти до 17-ти-18-ти лет, но уже не в таком темпе, как в предыдущие годы. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
1.2 Задачи развития скоростных способностей
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Информация о работе Методика и упражнения для развития быстроты и скоростных способностей