Методика и упражнения для развития быстроты и скоростных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить основы современной методики воспитания скоростных способностей.
Задачами курсовой работы являются:
1. Раскрыть понятие скоростных способностей, виды;
2. Рассмотреть средства и методы воспитания скоростных способностей;
3. Изучить методику воспитания скоростных способностей.

Содержание

Введение 3

1 Скоростные способности человека 5

1.1 Скоростные способности: понятия виды 5

1.2 Задачи развития скоростных способностей 8

1.3 Тесты для оценки скоростных способностей 8

2 Средства и методы воспитания скоростных способностей 11

2.1 Методы воспитания скоростных способностей 11

2.2 Средства воспитания скоростных способностей 12

2.3 Основы развития скоростных способностей 13

3 Методика и упражнения для развития быстроты и скоростных способностей 16

3.1 Методика развития скоростных способностей 16

3.2 Упражнения для развития быстроты 19

3.3 Методика развития скоростных способностей в избранном виде
спорта (велосипедный спорт) 24

Заключение 26

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Скоростные способности.doc

— 180.50 Кб (Скачать)


2

 

Введение                                                                                                                                                          3

 

1 Скоростные способности человека                                                                                    5

 

1.1 Скоростные способности: понятия виды                                                                      5

 

1.2 Задачи развития скоростных способностей                                                                      8

 

1.3 Тесты для оценки скоростных способностей                                                        8

 

2 Средства и методы воспитания скоростных способностей                            11

 

2.1 Методы воспитания скоростных способностей                                                        11

 

2.2 Средства воспитания скоростных способностей                                                        12

 

2.3 Основы развития скоростных способностей                                                                      13

 

3 Методика и упражнения для развития быстроты и скоростных способностей                                                                                                                                            16

 

3.1 Методика развития скоростных способностей                                                        16

 

3.2 Упражнения для развития быстроты                                                                                    19

 

3.3 Методика развития скоростных способностей в избранном виде

спорта (велосипедный спорт)                                                                                                                24

 

Заключение                                                                                                                                            26

 

Список использованных источников                                                                                    28

 

 

 

 

 

 


              ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

В данной работе мы рассмотрим  основы современной методики воспитания скоростных способностей человека.

Для обозначения качеств спортсмена, непосредственно определяющих скоростные характеристики его действий, издавна пользуются обобщающим термином «быстрота». Быстрота - двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат. В последние десятилетия он все чаще замещается термином «скоростные способности».

Под скоростными  способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные виды (формы) проявления скоростных способностей.

         Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Для эффективного проявления скоростных способностей, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.

Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.

Цель курсовой работы: изучить основы современной методики воспитания скоростных способностей.

Задачами курсовой работы являются:

1. Раскрыть понятие скоростных способностей, виды;

2. Рассмотреть средства и методы воспитания скоростных способностей;

3. Изучить методику воспитания скоростных способностей.

Объект исследования: физические способности человека.

Предмет исследования: методика воспитания скоростных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 скоростные способности человека

 

1.1 Скоростные способности, основные понятия , виды

 

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные виды (формы) проявления скоростных способностей.

К элементарным видам (формам) относятся:

1. Быстрота двигательной реакции;

2. Скорость одиночного движения;

3. Частота (темп) движений. [16, с.27]

Также к скоростным способностям относят:

1. Быстроту выполнения целостных двигательных действий;

2. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость;

3. Способность длительно поддерживать ее.

              Это комплексные виды скоростных способностей.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с). [16, с.28]

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: [16, с.29]

1.      Состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

2.      Морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

3.      Силы мышц;

4.      Способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

5.      Энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);

6.      Амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

7.      Способности к координации движений при скоростной работе;

8.      Биологического ритма жизнедеятельности организма;

9.      Возраста и пола;

10.  Скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

1.      Возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2.      Передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3.      Перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

4.      Проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5.      Возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%). [16, с.31]

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Скорость бега на короткие дистанции у юношей, продолжает еще улутшаться с 15-ти до 17-ти-18-ти лет, но уже не в таком темпе, как в предыдущие годы. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

              1.2 Задачи развития скоростных способностей

 

Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Информация о работе Методика и упражнения для развития быстроты и скоростных способностей