Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение специфики подвижных игр с бегом как средства развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста

Объектом данного исследования является процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предметом исследования являются подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

1 Теоретические основы развития быстроты и ловкости дошкольников через подвижные игры с бегом

1.1 Сущность понятий «подвижная игра с бегом», «быстрота», «ловкость»

1.2 Психолого-педагогические основы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

2 Методические основы развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр с бегом

2.1 Анализ ГОСО РК, программного материала по физическому воспитанию

2.2 Диагностика развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Организация и проведение занятий с использованием подвижных игр с бегом для детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список используемых источников литературы

Работа содержит 1 файл

Печать курсовая(4).doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1 Теоретические основы  развития быстроты  и ловкости дошкольников  через подвижные  игры с бегом

       1.1 Сущность понятий «подвижная  игра с бегом», «быстрота», «ловкость»

       1.2 Психолого-педагогические основы  развития быстроты и ловкости  у детей старшего дошкольного возраста

2 Методические основы  развития быстроты  и ловкости детей  старшего дошкольного  возраста посредством  использования подвижных  игр с бегом

       2.1 Анализ ГОСО РК, программного материала по физическому воспитанию

       2.2 Диагностика развития быстроты и ловкости  у детей старшего дошкольного возраста

       2.3  Организация и проведение занятий  с использованием подвижных игр  с бегом для детей старшего  дошкольного возраста

Заключение

Список  используемых источников литературы

Приложения 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев  в своем выступлении в Казахском  Национальном университете имени аль-Фараби (от 13 октября 2009 года) отметил, что «…Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и  реализовать потенциал нашей нации, нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне» [].

       В Законе об Образовании Республики Казахстан  говорится, что «Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека» [].

       В концепции развития образования Республики Казахстан от 2004 года говорится, что «Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей»

       Государственный общеобязательный стандарт образования  Республики Казахстан «Дошкольное  воспитание и обучение» (2009г.) (область Здоровье, подобласть Физическая культура) предусматривает самостоятельное выполнение жизненно важных движений, проявление творческого подхода при выполнении основных движений, организацию игровой подвижной деятельности с группой детей.

Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой фармации Республики Казахстан рассматривает такой вопрос, как организация физкультурных занятий у детей дошкольного возраста так как, здесь предоставляются уникальные условия для физического развития, в какой мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях и т.д. Ни на одном этапе совершенствования дошкольного воспитания нельзя допускать формализации занятий физической культурой, ущемления детской игры. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность[].

       В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

       Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДО, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.

       Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный  метод воздействия на ребенка  при его активной помощи. Игра –  естественный спутник жизни ребенка  и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр с бегом перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра с бегом всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

       Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в настоящее время дети дошкольного возраста мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и  компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

       Целью исследования является изучение специфики подвижных игр с бегом как средства развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста

       Объектом данного исследования является процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

       Предметом исследования являются подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста

       Задачи  исследования:

       1. Определить сущность понятий «подвижные игры с бегом», «быстрота», «ловкость»;

              2. Выявить психолого-педагогические основы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста;

       3. Проанализировать программный материал, посвященный физическому воспитанию  дошкольников, ГОСО;

       4. Провести диагностику развития  быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр с бегом;

       Метод исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической и нормативно-правовой литературы  
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  развития быстроты  и ловкости дошкольников через подвижные игры с бегом

1.1 Сущность понятий  «подвижная игра с бегом», «быстрота», «ловкость»

       Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, сопровождающаяся бегом и характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

       Подвижная игра с бегом является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

       Подвижная игра с бегом готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

       Подвижная игра с бегом - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.

       Подвижная игра с бегом является одним из наилучших средств физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, т.к. дети имеют возможность физически двигаться, что дает свои плюсы для развития быстроты и ловкости.

       Как психофизическое качество быстрота – это способность совершать  двигательные действия в минимальный  для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления быстроты:

       1) латентное время двигательной  реакции;

       2) скорость отдельного движения;

       3) частота движений.

       Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и  наоборот, так как эти формы  проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Для развития скоростных качеств Е.Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждает ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

       Ловкостью называется способность быстро менять направление движения и положение  тела и плавно переходить от одного движения к другому. Ловкость часто путают с координацией. Координация является составной частью ловкости, но настоящая ловкость - это нечто большее. Это своего рода физическая интеллектуальность.

       Ловкость  представляет собой врожденное качество, которое до некоторой степени можно развить специальными упражнениями. Определить и конкретно назвать единственный источник ловкости практически невозможно.

       По  существу ловкость представляет собой  гармоничную взаимосвязь восприятия, координации, скорости, силы и равновесия.

       Ловкость  проявляется в способности овладевать новыми движениями и быстро перестраивать  их в соответствии с изменением обстановки. Показателем ловкости является координационная  сложность движений. Здесь учитывается  время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми. 
          Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 5 до 6-7лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 3-4 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 4 до 5 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 6-7 лет лабильность нервно – мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.

       К показателям ловкости относят следующие  факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия. Подвижные игры с бегом на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры – игровые упражнения.

       Воспитание  ловкости успешно осуществляется в  физических упражнениях, подвижных  и спортивных играх. Исследование Л.Н Голынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки», «По порядку» и т.д.

       Поскольку психофизические качества, такие  как быстрота и ловкость, формируются  у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:

       - помоги, но не навреди;

       - заинтересуй, но не настаивай;

       - каждый ребенок индивидуален.   

1.2 Психолого-педагогические  основы развития  быстроты и ловкости  у детей старшего  дошкольного возраста

       Проблема  формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. По образному выражению автора, «ловкость - ...козырная масть, которая кроет все остальные карты»

       Говоря  о ловкости, Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними существуют явные различия. « Двигательная ловкость - это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость».

       По  мнению автора, само слово «ловкость» удачно, коротко и 
ясно отражает основную сущность понятия. «Там, где двигательная 
задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, - помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком, и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная инициатива, или изворотливость, так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникающей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словом ловкость».

Информация о работе Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте