Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:44, контрольная работа
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Упражнения,
требующие значительной
Таким
образом, для
- развивающие
быстроту ответной реакции;
- способствующие
возможно более быстрому
- облегчающие
овладение наиболее
Выполняют их в
максимально быстром темпе. Для
этого используются повторные ускорения
с постепенным наращиванием скорости
и увеличением амплитуды движения до максимальной.
Очень полезны упражнения в облегченных
условиях, например, бег под уклон, бег
за лидером и т.п.
Различают
пять основных методов развития
быстроты:
1. Повторный
метод, о котором уже
2. Сопряженный
метод. Например, выполнение ударного
движения при нападающем ударе
с отягощением на кисти,
перемещения
с отягощением и т.п.
3. Метод круговой
тренировки. Подбирают упражнения,
при выполнении которых участвуют основные
группы мышц и суставы.
4. Игровой
метод. Выполнение упражнений
на быстроту в подвижных играх
и специальных эстафетах.
5. Соревновательный
метод. Выполнение упражнений
с предельной быстротой в
Особенно рекомендуется
последний – соревновательный метод,
который требует значительных волевых
усилий. Эффективность этого метода
повышается при групповом выполнении
упражнений.
Главная задача
при воспитании быстроты состоит
в том, чтобы спортсмен преждевременно
не специализировался в каком-либо
одном упражнении скоростного характера,
чтобы не включать в большом объеме
однотипное повторение этого упражнения.
Поэтому столь важно, чтобы спортсмены
применяли скоростные упражнения возможно
чаще в форме состязания или игры. В программу
занятий должны входить в значительном
объеме такие скоростные упражнения, как
спринтерский бег со старта и с хода, бег
с ускорением, прыжки в длину и высоту
с предельно быстрым отталкиванием, метание
облегченных снарядов, подвижные и спортивные
игры, предельно быстро выполняемые акробатические
упражнения и разнообразные специальные
подготовительные упражнения.
Особо важную роль
в тренировке, направленной на развитие
быстроты одиночных движений, играет срочная
информация о достигнутых результатах.
Сопоставление объективных показателей
быстроты, частоты движений, времени выполнения
позволяет спортсменам улучшать эти параметры
и делать правильные выводы об эффективности
тренировки.
Для
тренировки быстроты реакции,
необходимой нам в самых
Мы рассмотрели пример с так
называемой простой реакцией. В
жизни же нам приходится
Последнее обстоятельство
Выполнение большинства технических
приемов во многих видах
спорта немыслимо без развития
такого качества, как быстрота. Для
его развития рекомендуются упражнения,
в которых необходимо выполнять обусловленное
движение на определенный сигнал. Чаще
используется зрительный сигнал. При этом
условия выполнения движений постепенно
осложняются. Например, для развития быстроты
реагирования на сигнал стартера в беге
на короткие дистанции вначале следует
выполнять движения только руками, расположенными
на повышенной опоре, затем постепенно
снижать опору, упражняться в быстром
реагировании движениями ног из более
выпрямленного положения, постепенно
увеличивая угол сгибания ног, и таким
образом прийти к обычному положению на
старте.
Внимание занимающихся должно
быть сосредоточено на
Быстроту реакции на
Специальные упражнения для развития
быстроты состоят из различных возможно
быстрых движений. Важно знать, что приобретенная
быстрота в движениях, несходных по двигательной
структуре, не переносится на другое упражнение.
В движениях, координационно сходных,
дело обстоит по-другому. Так, например,
быстрота, приобретенная в спринтерском
беге, переносится на движения отталкивания
в прыжках и на выпрямление ног в метаниях.
Вот почему наиболее эффективны специальные
упражнения для развития качества быстроты,
максимально приближенные к элементам
избранного вида спорта. Выполнять упражнения
в целостном виде нужно повторно, с
такой быстротой или скоростью перемещения,
которая близка к установившемуся пределу
в данное время, и еще быстрее в облегченных
условиях, а также возможно быстрее в затрудненных
условиях.
Для развития быстроты
Приведем ряд примерных
Ø Рывки и
ускорения из различных исходных
положений (сидя, лежа, стоя на коленях
и т.д.) по зрительному сигналу.
Ø Прыжки через
скакалку (частота вращения максимальная).
Ø Рывки с
резкой сменой направления и мгновенными
остановками.
Рывки
на короткие отрезки с
резкой сменой направления
движения и
резкими остановками
Ø Имитационные
упражнения с акцентированно быстрым
выполнением какого-то отдельного движения.
Ø Быстрые
перемещения, характерные
для волейбола,
баскетбола
и др., с последующей имитацией
или выполнением технического приема.
Различные сочетания
имитационных упражнений, выполняемых
в разной последовательности, способствует
развитию такого вида быстроты, как
быстрота переключения с одних действий
на другие.
При выполнении
имитационных упражнений в сочетании
с упражнениями, направленными на развитие
быстроты перемещений, следует учитывать
специфику конкретного вида спорта.
Имитируемые технические приемы должны
учитывать закономерности перемещений
на поле (площадке, ринге и т.д.). Например,
в волейболе после перемещения к сетке
должен следовать нападающий удар и т.д.
Для развития всех форм
1. Если основная
задача занятия развитие
2. Одновременно
с развитием быстроты
3. Развивать
способность к произвольному
(сознательному) расслаблению
4. Начинать
развитие быстроты следует с
выполнения упражнений равномерным
методом, со средней интенсивностью:
как только развивается способность контроля
за движениями, применять метод переменных
и повторно-переменных упражнений; наибольшая
скорость (интенсивность) движений на
этой стадии – 80-85 % от максимальных возможностей.
5. В процессе
упражнений в циклических
На протяжении
ряда лет тренировки, особенно юных
спортсменов, уровень быстроты движений
должен повышаться. Однако наблюдаются
многочисленные случаи стабилизации этого
качества на достигнутом уровне, что, надо
думать, происходит из-за не предъявления
в процессе тренировки новых, более высоких,
требований к организму спортсмена, к
его физическим и волевым качествам. Кроме
того, вследствие множества повторений
одного и того же действия с максимальной
быстротой создается автоматизация движений,
основанная на образовании и закреплении
определенной системы нервных процессов.
Это стабилизирует быстроту отталкивания,
рывка, частоту движений спортсмена, препятствуя
росту скорости даже тогда, когда уровень
развития физических и волевых качеств
повышается. Так создается «скоростной
барьер», приостанавливающий прогресс
в спортивных результатах. Чтобы избежать
этого, следует начинать специализацию
подростков и юношей в видах спорта, в
которых преимущественно, проявляется
быстрота (в частности, в беге на короткие
дистанции), после того, как достигнут
достаточно высокий уровень общей физической
подготовленности путем занятий такими
видами спорта, в которых движения выполняются
в варьируемых условиях (например, занятий
баскетболом, регби).
Чтобы преодолеть
скоростной барьер, необходимо применить
такие средства, методы и условия,
которые помогли бы спортсмену
не только повысить предельную
быстроту, но и в многократных
повторениях закрепить ее на новом
уровне. В принципе все упражнения и методы,
используемые для развития быстроты и
частоты движений с проявлением максимальных
усилий, могут быть применены для преодоления
скоростного барьера. Однако этому должна
предшествовать специальная физическая
подготовка, направленная на укрепление
мускулатуры, подвижности суставов, на
повышение выносливости.
Известно, что
потенциальные возможности