Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья

Автор: Сабира Енокаева, 03 Декабря 2010 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и СОШ с. Верхняя Теберда.
Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке в усло-виях среднегорья.
3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
1.1. Проблема адаптации детей к физическим нагрузкам 2
1.2. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям 2
1.3. Теоретические основы физиологических адаптаций в горных условиях 2
1.4. Тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам. Возрастные особенности развития тренированности 2
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2
2.1. Задачи исследования 2
2.3. Результаты исследования. 2
2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ 2

Работа содержит 1 файл

Дипломная_Адаптация серднегорье.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Выраженность  физиологических реакций при  напряженной мышечной работе определяется соответствием структурных и функциональных адаптивных перестроек специфической тренировочной нагрузке. Это соответствие проявляется главным образом в понижении чувствительности к действию нагрузок. Однако тренировка может сопровождаться и обострением чувствительности к специфическим упражнениям (например, к сложным по координации движениям в гимнастике, прыжках в воду, акробатике, фигурном катании на коньках).

     Адаптация к физической работе, вызывающей предельное напряжение физиологических функций, сопровождается не снижением чувствительности к ней, а повышением способности к максимальной мобилизации ресурсов организма при повторном выполнении работы. Круг приспособительных реакций существенно расширяется за счет эмоциональной регуляции физиологических функций. В числе важнейших регуляторов адаптации выступает и сознательная установка на достижение положительного результата.

     Обобщенной  характеристикой тренированности спортсмена является энергопроизводительность организма, т. е. способность обеспечить достаточным количеством энергии самую напряженную мышечную работу. В свою очередь, все функциональные системы организма в этих условиях должны сохранить относительную устойчивость, т. е. не переходить грань, разделяющую физиологические сдвиги от патологических нарушений жизнедеятельности. В крови тренированного спортсмена уменьшается концентрация инсулина. Синтез липидов из углеводов в печени при этом снижается. Липиды вовлекаются в энергетический обмен. Синтез гликогена в мышцах, несмотря на уменьшение концентрации инсулина в крови, не снижается, так как чувствительность их к инсулину растет.

     Гипофизарно-адренокортикотропная система регуляции функции надпочечников становится более устойчивой к нагрузкам. Одновременно с этим происходит гипертрофия коры надпочечников. Увеличивается и секреция соматотропного гормона гипофиза, в результате чего активируется рост и развитие тканей и органов, и в первую очередь — скелетной мускулатуры.

     Ведущими  механизмами повышения мощности сократительного аппарата скелетных мышц является ускоренный рост миофибрилл и совершенствование нейрогуморальной регуляции сократительной активности. Основным поставщиком энергии для мышечной деятельности является АТФ. Содержание ее в мышцах и других органах сравнительно невелико, она не может накапливаться впрок, как, например, жиры или углеводы. Поэтому максимальная энергопроизводительность организма связана с увеличением скорости ре-синтеза АТФ, т. е. восстановления ее из предшественников— АДФ и АМФ.

     Ресинтез  АТФ осуществляется по нескольким каналам, главным из которых является аэробный, когда восстановление АТФ происходит за счет энергии окислительных процессов в присутствии кислорода. Об анаэробной производительности организма можно судить по количеству потребляемого кислорода при предельных физических нагрузках, т. е. по МПК.

 

ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования

  1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков   к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
  2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке.
  3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
  4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских  школьников.
  5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.
 

     2.2. Методика организации  исследования. 

     Мы  провели исследования путем тестирования учащихся городской и сельской школы  по индексу Руфье. Наблюдение за учащимися, измерение для определения физического развития, а также определение ОФП. 

     В процессе исследования были применены  следующие методы:

     1. Анализ научно-методической литературы;

     2. Статистическая  обработка результатов  исследования;

     3. Сравнительный  анализ результатов  тестирования.

     Исследование проводилось в СОШ с. Верхняя Теберда  и в школе № 5 г. Карачаевска. В тестирование приняло участие всего 40 учащихся (из них 20 городских и 20 сельских учащихся). Исследование проводилось среди учащихся юношей старших классов.

  1. Для оценки влияния занятий физкультуры на адаптацию к нагрузке использовалась тестирование по индексу Руфье.

     Содержание  метода.

     После пятиминутного отдыха ЧСС или  в покое за 15 секунд отмечаем (Р1) затем за 45 се6кунд выполнить 30 приседаний и сразу измеряется за 15 секунд (Р2) и после первой  минуты восстановления также измеряем пульс за 15 секунд (Р3), далее результат оценивается по заданной формуле:

     Индекс = (4х(Р1+Р2+Р3)-200)/10

     Индекс  Руфье: менее 0 = «атлетическое сердце»

                 0,1-5=  «отлично»

                 5,1-10= «хорошо»

                 10,1-15= «удовлетворительно»

                 15,1-20= «плохо»

     (см. приложение № 1)

  1. Для оценки состояния здоровья и физического развития учащихся был использован метод «физиологической кривой». Для этого из обеих школ (СОШ с. Верхняя Теберда и школа №5 г. Карачаевска) было выбрано по 10 учащихся, которые прошли тест пульсометрия. Затем мы вывели средние арифметические результаты (по каждой школ отдельно) и составили физиологическую кривую (см. приложение № 2).
  2. Для проверки физической нагрузки кроме урока физической культуры (зарядка по утрам, подвижные игры, сенокос и т.д.) учащихся, провели анкетирование состоящий из10 вопросов.

 

2.3. Результаты  исследования.

 

     В исследовании  по индексу Руфье  приняло участие 40 учеников. Из них 20 ученики СОШ №5 г. Карачаевска; 20 ученики В.Тебердинской СОШ.   

По  результатам тестирования в г. Карачаевске выявились следующие показатели: 

      

 
Ф.И. учащихся
ЧСС в покое 15 секунд. После 30

Приседаний 

Сразу

После первой

Минуты 

Отдыха

Индекс Руфье
  1. Аджиев Керим 17 36 25 11,2 удовл.
2. Айбазов Радмир 15 28 23 6,4 хор.
3. Айдинов Ренат 16 31 21 8,8 хор.
4. Батчаев Казим 18 35 24 10,8 удовл.
5. Богатырев Магомед  17 34 22 9,2 хор.
6. Боташев Ислам 15 37 20 4,8 отл.
7. Байрамкулов Ильяс 19 34 23 10,4 удовл.
8. Гатаев Шамиль 20 25 23 7,2 хор.
9. Ижаев Исмаил 22 39 24 14 удовл
10. Кечеруков Марат 17 28 21 6,4 хор.
11. Кочкаров Ибрагим 16 25 20 4,4 отл.
12. Кипкеев Азрет 15 28 19 4,8 отл.
13. Текеев Заур 17 30 26 9,2 хор.
14. Кубанов Расул 18 32 26 10,4 удовл.
15. Кущетеров Хусей 16 31 24 8,4 хор.
16. Мамчуев Борис 19 34 27 12 удовл.
17. Узденов Ахлав 15 29 20 5,6 хор.
18. Чотчаев Казбек 16 30 21 6,8 хор.
19. Шаманов Умар 17 35 26 11,2 удовл.
20. Эбзеев Расул 17 28 19 5,6 хор.
 

     Показатель  в целом дал не плохой результат  средний арифметический составил 8,4.

     Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные: «Атлетическое сердце» - 0 учащихся

     «отлично» 3 учащихся

     «хорошо» 10 учащихся

     «удовлетворительно» 7 учащихся

     «плохо» 0 учащихся  
 

По  результатам тестирования в В.Теберде выявились 
следующие показатели:
 

Ф.И. учащихся ЧСС в покое 

15 секунд.

После 30

Приседаний 

Сразу

После первой

Минуты 

Отдыха

Индекс Руфье
1. Батчаев Тимур 15 27 23 6 хор.
2. Батчаев Къурман 18 27 19 5,6 хор.
3. Батчаев Эльдар 15 22 23 4 отл.
4. Ижаев Алим 16 25 22 5,2 хор.
5. Кущетеров Аслан 18 23 21 4,8 отл.
6. Матакаев Радмир 15 26 23 5,6 хор.
7. Николаев Николай 18 28 20 6,4 хор.
8. Темрезов Эльдар 16 23 20 3,6 отл.
9. Салпагаров  Марат 18 31 21 8 хор.
10. Саркисова Наталья 16 30 20 6,4 хор.
11. Суюнчев Артур 17 25 19 4,4 отл.
12. Тебуев Ахмат 15 27 20 4,8 отл.
13. Текеев Руслан 17 28 19 5,6 хор.
14. Телевов Закарья 21 35 22 11,2 удовл.
15. Хапаев Ильяс 15 27 20 4,8 отл.
16. Хасанов Эльбрус 19 34 23 10,4 удовл.
17. Хачуков Рамазан 18 35 24 10,8 удовл.
18. Хубиев амин 16 27 20 5,2 хор.
19. Эдиев Радмир 17 32 22 8,4 хор.
20. Эзиев Рамазан 18 32 21 8,4 хор.
 

     Таким образом, в результате тестирования сельских школ выявились следующие  данные:

     «атлетическое сердце» 0

     «отлично» 6

     «хорошо» 11

     «удовлетворительно» 3

     «плохо» 0

     В городской школе №5 средний арифметический составил 8,4 , а в В. Тебердинской СОШ составил 6,5 (см. Приложения 1,2). 

     Сравнительный анализ тестирования методом «Индекс  Руфье»

Некоторые конкретные результаты: 

Уровень индекса Руфье
Удовлетворительно Хорошо отлично
Карачаевск В.Теберда Карачаевск В.Теберда Карачаевск В.Теберда
7 3 10 11 3 6
35% 15% 50% 55% 15% 30%
 

     На  основании результатов можно  построить следующие диаграммы:

 

 
 

 

2.4. Результаты исследования  методом «Пульсометрия»

 

     В исследовании принимало  участие  всего   20 учащихся,  из них: 10уч. из СШ №5  г. Карачаевска,  10 уч. из В.Тебердинской СОШ.

     Для определения  уровня адаптации  на физическую нагрузку нам необходимо    определить  физиологическую кривую,  характерную для среднестатистического   ученика  каждой  из  школ.    

     Результаты исследования СОШ №5  г. Карачаевска

 
№ п/п Ф.И.О. Минуты
0 3 10 15 25 35 40
1 Аджиев Керим 64 92 112 108 132 112 92
2 Айбазов Радмир 68 96 116 112 132 116 96
3 Айдинов Ренат 72 100 126 116 140 120 100
4 Батчаев Казим 76 104 120 112 136 112 96
5 Богатырев Магомед 76 104 124 116 136 116 100
6 Боташев Ислам 80 108 124 116 140 124 100
7 Байрамкулов Ильяс 72 100 120 116 136 120 96
8 Гатаев Шамиль 76 100 116 108 132 116 96
9 Ижаев Исмаил 84 108 120 116 130 116 92
10 Кечеруков Марат 68 92 116 108 132 112 96
    »74 »100 »119 »113 »135 »116 »96

Информация о работе Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья