Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья

Автор: Сабира Енокаева, 03 Декабря 2010 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и СОШ с. Верхняя Теберда.
Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке в усло-виях среднегорья.
3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
1.1. Проблема адаптации детей к физическим нагрузкам 2
1.2. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям 2
1.3. Теоретические основы физиологических адаптаций в горных условиях 2
1.4. Тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам. Возрастные особенности развития тренированности 2
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2
2.1. Задачи исследования 2
2.3. Результаты исследования. 2
2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ 2

Работа содержит 1 файл

Дипломная_Адаптация серднегорье.doc

— 1.21 Мб (Скачать)
 

     По  этим данным построили  график

     

 
 
 
 
 
 

     Примерный план урока  физкультуры  г. Карачаевска: 

№ п/п Виды деятельности Время изменения пульса по минутам Количество  ударов пульса в минуту Примечание
I.

1. 

2.

3.

II.

1.

2. 

3.

4.

Подготовительная часть

Построение, приветствие, сообщение задачи урока

Упражнение в  ходьбе

Упражнение в  беге

Основная  часть             Передачи мяча в парах

Совершенствование нападающего удара

Учебная игра  волейбол

Общее построение

 
00:00 
 
 
 

             00:03

00:10 

00:15

00:25 

00:35 

00:40

 
74 
 
 
 

100

119 

113

135 

116 

96

 В относительно спокойном состоянии

     Результаты исследования  В.Тебердинской СОШ

 
№ п/п Ф.И.О. Минуты
0 3 10 15 25 35 40
1 Батчаев Къурман 68 92 116 104 132 112 88
2 Батчаев Эльдар 72 96 116 108 136 116 92
3 Ижаев Алим 76 100 120 112 140 116 96
4 Кущетеров Аслан 80 104 120 112 140 120 100
5 Матакаев Радмир 76 100 116 108 136 116 96
6 Николаев Николай 72 96 116 104 132 112 92
7 Темрезов Эльдар 68 92 112 104 136 112 92
8 Салпагаров  Марат 64 98 116 112 140 120 96
9 Саркисова Наталья 68 96 112 104 136 116 92
10 Суюнчев Артур 72 96 116 108 136 112 88
  Средний арифметический »72 »96 »116 »108 »136 »115 »93
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     По  этим данным построили  график

     

 

     Примерный план урока  физкультуры В.Тебердинской СОШ 

№ п/п Виды деятельности Время изменения пульса по минутам Количество  ударов пульса в минуту Примечание
I.

1. 

2.

3.

II.

1.

2. 

3.

4.

Подготовительная часть

Построение, приветствие, сообщение задачи урока

Упражнение  в ходьбе

Упражнение в беге

Основная  часть 

 Передачи  мяча в парах

Совершенствование нападающего удара

Учебная игра  волейбол

Общее построение

 
00:00 
 
 
 

00:03

00:10 

00:15

00:25 

00:35 

00:40

 
72 
 
 
 

96

116 

108

136 

115 

93

В относительно спокойном состоянии
 

     Для сравнительного анализа двух этих графиков, нарисуем их вместе в одной сетке.

     

 

     Анализируя  данный график,  можно отметить,  что физиологическая кривая учащихся В.Тебердинской СОШ более плавная,  чем физиологическая кривая учащихся СШ №5 г. Карачаевска,  что свидетельствует о том,  что сельские дети более адаптированы к физическим нагрузкам. То есть в процессе занятий физической культурой пульс у сельских детей более или менее равномерный и резкие скачки,  как таковые,  отсутствуют. На физиологической кривой городских детей же имеет место резкие перепады  в пульсе  со 100  ударов в начале занятия до 119 ударов в первой четверти,  затем спад до 113  ударов на 15 минуте. (т.е. за 5 минут пульс снизился на 6 ударов) Далее, через 10 минут (через 25минут после начала занятия) пульс подскочил до 135 ударов, далее идет равномерный спад, но концу занятия вновь резкий спад – за 5 минут – до 21 удара в минуту.

     Таким образом,  можно предположить,  что городские дети тяжелее переносят физическую нагрузку и ,  соответственно,  уровень адаптации физической нагрузке у них ниже чем у сельских детей того же возраста, хотя они по высоте над уровнем моря находятся гораздо ниже.

     Следовательно,  исследование было проведено по 2 направлениям:

  • на оценку состояния здоровья и физического развития учащихся;
  • на выяснение уровня адаптации городских и сельских учащихся.

     Адаптация-это  физиологическое приспособление строения и функций организма,  изменение его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.

     Важно понять,  что адаптацию организм требует не только в каких-то экстремальных ситуациях пребывания в пустыне,  на полюсе,  высоко в горах. В процессе адаптации организм приобретает отсутствующую в него ранее устойчивость к определенным факторам. Адаптация может быть полной и не полной.

     Одним из важных условий построения теоретической  модели двигательных способностей является адаптационных ресурс организма наличные ресурсы по обеспечению функционирования,  восстановление и наращивание  приспособительных резервов в соответствии с усложняющимися условиями деятельности. Адаптационные ресурсы организма в двигательной сфере следует рассматривать как проявление спортивной одаренности,  то есть предпосылку общих способностей или отдельных моментов способностей,  обуславливающих широту возможностей человека,  уровень и своеобразие его деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Процентное соотношение  результатов анкетирования. 

     Вопросы анкеты      СШ №5 г.Карачаевска
     1. Ваш возраст?

     От 16 до 17 лет

     2. Как вы проводите свое свободное время?

     А) смотрю телевизор;

     Б) играю на компьютере;

     В) помогаю родителям по дому

 
     -5

     -11

     -4

     3. Если помогаете, то  в чем заключается ваша работа по дому?

     А) помогаю присматривать за дом. скотом

     Б) заготовка дров,  топка печи

     В) работаю в доме

 
 
     2

     5

     13

     4. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

     А) да

     Б) нет

 
     9

     11

     5. Где вы провели лето?

     А) в спортивном лагере

     Б) в трудовом лагере

     В) на сенокосе

     Г) дома

 
     2

     8

     1

     9

     6. Часто ли вы купались летом?

     А) часто

     Б) иногда

     В) нет

 
     10

     7

     3

     7. Часто вы летом играли в  подвижные

     игры (волейбол, баскетбол и т.д.)?

     а) часто

     Б) иногда

     В) нет

 
 
     12

     3

     7

     
     8. Ходите ли вы на охоту?

     А) да

     Б) нет

 
     4

     16

     9. Ходите ли вы на рыбалку?

     А) да

     Б) нет

 
     7

     13

     10 Собираете ли вы ягоды, грибы?

     А) да

     Б) нет

 
     10

     10

 
 
 
 
 
 
 
 
     Вопросы анкеты      В.Тебердинская СОШ
     1. Ваш возраст?

     От 16 до 17 лет

     2. Как вы проводите свое свободное время?

     А) смотрю телевизор;

     Б) играю на компьютере;

     В) помогаю родителям по дому

 
     4

     3

     13

     3. Если помогаете, то  в чем заключается ваша работа по дому?

     А) помогаю присматривать за дом. скотом

     Б) заготовка дров,  топка печи

     В) работаю в доме

 
 
     6

     7

     7

     4. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

     А) да

     Б) нет

 
     13

     7

     5. Где вы провели лето?

     А) в спортивном лагере

     Б) в трудовом лагере

     В) на сенокосе

     Г) дома

 
     4

     2

     12

     2

     6. Часто ли вы купались летом?

     А) часто

     Б) иногда

     В) нет

 
     7

     13

     0

     7. Часто вы летом играли в  подвижные

     игры (волейбол, баскетбол и т.д.)?

     а) часто

     Б) иногда

     В) нет

 
 
     11

     8

     1

     8. Ходите ли вы на охоту?

     А) да

     Б) нет

 
     15

     5

     9. Ходите ли вы на рыбалку?

     А) да

     Б) нет

 
     8

     12

     10 Собираете ли вы ягоды, грибы?

     А) да

     Б) нет

 
     15

     5

 
 
     
  • на второй вопрос 25% городских и 20% сельских проводят свое свободное время за телевизором, 55% г. и 15%с. играют на компьютере, 20%г. и 65%с помогают родителям по дому;
  • на вопрос « в чем заключается ваша работа по дому» 10%г. и 30%с. ответили ухаживают за домашними животными, 25%г. и 35% с. ходят за водой, топят печь, из них 65%г. и 35% с. помогают в уборке по дому;
  • 45%г. и 65%с. опрошенных учащихся делают регулярно утреннюю зарядку, 55%г. и 35%с. этого не делают;
  • 10%г. и 20% с. проводят лето в спортивных лагерях, 40%г. и 10% с. в трудовом лагере, 5%г. и 60%с. ребят помогают родным на сенокосе, 45%г. и 10с. проводят лето дома;
  • летом 50%г. и 55%с. детей купаются часто, 35%г. и 45%с. иногда, 15%городских детей не купаются вообще;
  • подвижными играми увлекаются 60%г. и 55% с. ребят, 15% г. и 40%с. иногда, а 35%г. и 5% детей вообще не увлекаются;
  • на вопрос «ходите ли вы на охоту?» 20%г. и 75%с. ходят, 80%г. и 25%с. детей ответили нет;
  • на рыбалку ходят 35%г. и 40% детей, 55%г. и 60%с. на рыбалку не ездят;
  • на последних вопрос «собираете ли вы ягоды, грибы?» городские 50 на 50 т.е. половина собирает половина нет, сельские 75% собирают 25% детей нет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Изменение общей ситуации современного общества ставит новые социальные задачи перед школой, актуализирует роль и значение личности, возможности ее включения в общественные и производственные отношения.

      Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека. При адаптации организм приобретает новое качество именно в этих условиях вырабатываются адаптивные реакции, повышающие устойчивость перенагрузкам, тренированность к среднегорью, к физическим нагрузкам.

     Двигательная  активность – основное свойство животных и человека, неотъемлемая часть жизни  и развития каждого организма. В течение жизни под влиянием каких-либо требований внешней среды уровень двигательной активности изменяется в сторону повышения или понижения.

       Если человек изменяет образ  жизни так, что его двигательная активность по необходимости становится высокой, то его организм должен приспосабливаться к новому состоянию (например, тяжелая физическая работа, систематические занятия спортом и т.д.). В этих случаях развивается специфическая адаптация, сводящаяся к перестройке мышечной ткани, точнее ее массы,  в соответствии с повышенной функцией.

Информация о работе Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья