Автор: Сабира Енокаева, 03 Декабря 2010 в 21:10, дипломная работа
Объектом исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и СОШ с. Верхняя Теберда.
Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке в усло-виях среднегорья.
3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
1.1. Проблема адаптации детей к физическим нагрузкам 2
1.2. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям 2
1.3. Теоретические основы физиологических адаптаций в горных условиях 2
1.4. Тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам. Возрастные особенности развития тренированности 2
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2
2.1. Задачи исследования 2
2.3. Результаты исследования. 2
2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ 2
По этим данным построили график
Примерный
план урока физкультуры
г. Карачаевска:
№ п/п | Виды деятельности | Время изменения пульса по минутам | Количество ударов пульса в минуту | Примечание |
I.
1. 2. 3. II. 1. 2. 3. 4. |
Подготовительная частьПостроение, приветствие, сообщение задачи урока Упражнение в ходьбе Упражнение в беге Основная часть Передачи мяча в парах Совершенствование нападающего удара Учебная игра волейбол Общее построение |
00:00 00:03 00:10 00:15 00:25 00:35 00:40 |
74 100 119 113 135 116 96 |
В относительно спокойном состоянии |
№ п/п | Ф.И.О. | Минуты | ||||||
0 | 3 | 10 | 15 | 25 | 35 | 40 | ||
1 | Батчаев Къурман | 68 | 92 | 116 | 104 | 132 | 112 | 88 |
2 | Батчаев Эльдар | 72 | 96 | 116 | 108 | 136 | 116 | 92 |
3 | Ижаев Алим | 76 | 100 | 120 | 112 | 140 | 116 | 96 |
4 | Кущетеров Аслан | 80 | 104 | 120 | 112 | 140 | 120 | 100 |
5 | Матакаев Радмир | 76 | 100 | 116 | 108 | 136 | 116 | 96 |
6 | Николаев Николай | 72 | 96 | 116 | 104 | 132 | 112 | 92 |
7 | Темрезов Эльдар | 68 | 92 | 112 | 104 | 136 | 112 | 92 |
8 | Салпагаров Марат | 64 | 98 | 116 | 112 | 140 | 120 | 96 |
9 | Саркисова Наталья | 68 | 96 | 112 | 104 | 136 | 116 | 92 |
10 | Суюнчев Артур | 72 | 96 | 116 | 108 | 136 | 112 | 88 |
Средний арифметический | »72 | »96 | »116 | »108 | »136 | »115 | »93 |
По этим данным построили график
Примерный
план урока физкультуры
В.Тебердинской СОШ
№ п/п | Виды деятельности | Время изменения пульса по минутам | Количество ударов пульса в минуту | Примечание |
I.
1. 2. 3. II. 1. 2. 3. 4. |
Подготовительная частьПостроение, приветствие, сообщение задачи урока Упражнение в ходьбе Упражнение в беге Основная часть Передачи мяча в парах Совершенствование нападающего удара Учебная игра волейбол Общее построение |
00:00 00:03 00:10 00:15 00:25 00:35 00:40 |
72 96 116 108 136 115 93 |
В относительно спокойном состоянии |
Для сравнительного анализа двух этих графиков, нарисуем их вместе в одной сетке.
Анализируя данный график, можно отметить, что физиологическая кривая учащихся В.Тебердинской СОШ более плавная, чем физиологическая кривая учащихся СШ №5 г. Карачаевска, что свидетельствует о том, что сельские дети более адаптированы к физическим нагрузкам. То есть в процессе занятий физической культурой пульс у сельских детей более или менее равномерный и резкие скачки, как таковые, отсутствуют. На физиологической кривой городских детей же имеет место резкие перепады в пульсе со 100 ударов в начале занятия до 119 ударов в первой четверти, затем спад до 113 ударов на 15 минуте. (т.е. за 5 минут пульс снизился на 6 ударов) Далее, через 10 минут (через 25минут после начала занятия) пульс подскочил до 135 ударов, далее идет равномерный спад, но концу занятия вновь резкий спад – за 5 минут – до 21 удара в минуту.
Таким образом, можно предположить, что городские дети тяжелее переносят физическую нагрузку и , соответственно, уровень адаптации физической нагрузке у них ниже чем у сельских детей того же возраста, хотя они по высоте над уровнем моря находятся гораздо ниже.
Следовательно, исследование было проведено по 2 направлениям:
Адаптация-это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменение его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.
Важно понять, что адаптацию организм требует не только в каких-то экстремальных ситуациях пребывания в пустыне, на полюсе, высоко в горах. В процессе адаптации организм приобретает отсутствующую в него ранее устойчивость к определенным факторам. Адаптация может быть полной и не полной.
Одним
из важных условий построения теоретической
модели двигательных способностей является
адаптационных ресурс организма наличные
ресурсы по обеспечению функционирования,
восстановление и наращивание приспособительных
резервов в соответствии с усложняющимися
условиями деятельности. Адаптационные
ресурсы организма в двигательной сфере
следует рассматривать как проявление
спортивной одаренности, то есть предпосылку
общих способностей или отдельных моментов
способностей, обуславливающих широту
возможностей человека, уровень и своеобразие
его деятельности.
3.
Процентное соотношение
результатов анкетирования.
Вопросы анкеты | СШ №5 г.Карачаевска |
1. Ваш возраст? | От 16 до 17 лет |
2.
Как вы проводите свое А) смотрю телевизор; Б) играю на компьютере; В) помогаю родителям по дому |
-5 -11 -4 |
3.
Если помогаете, то в чем заключается
ваша работа по дому?
А) помогаю присматривать за дом. скотом Б) заготовка дров, топка печи В) работаю в доме |
2 5 13 |
4.
Делаете ли вы утреннюю А) да Б) нет |
9 11 |
5.
Где вы провели лето?
А) в спортивном лагере Б) в трудовом лагере В) на сенокосе Г) дома |
2 8 1 9 |
6.
Часто ли вы купались летом?
А) часто Б) иногда В) нет |
10 7 3 |
7.
Часто вы летом играли в
подвижные
игры (волейбол, баскетбол и т.д.)? а) часто Б) иногда В) нет |
12 3 7 |
8.
Ходите ли вы на охоту?
А) да Б) нет |
4 16 |
9.
Ходите ли вы на рыбалку?
А) да Б) нет |
7 13 |
10
Собираете ли вы ягоды, грибы?
А) да Б) нет |
10 10 |
Вопросы анкеты | В.Тебердинская СОШ |
1. Ваш возраст? | От 16 до 17 лет |
2.
Как вы проводите свое А) смотрю телевизор; Б) играю на компьютере; В) помогаю родителям по дому |
4 3 13 |
3.
Если помогаете, то в чем заключается
ваша работа по дому?
А) помогаю присматривать за дом. скотом Б) заготовка дров, топка печи В) работаю в доме |
6 7 7 |
4.
Делаете ли вы утреннюю А) да Б) нет |
13 7 |
5.
Где вы провели лето?
А) в спортивном лагере Б) в трудовом лагере В) на сенокосе Г) дома |
4 2 12 2 |
6.
Часто ли вы купались летом?
А) часто Б) иногда В) нет |
7 13 0 |
7.
Часто вы летом играли в
подвижные
игры (волейбол, баскетбол и т.д.)? а) часто Б) иногда В) нет |
11 8 1 |
8.
Ходите ли вы на охоту?
А) да Б) нет |
15 5 |
9.
Ходите ли вы на рыбалку?
А) да Б) нет |
8 12 |
10
Собираете ли вы ягоды, грибы?
А) да Б) нет |
15 5 |
Изменение общей ситуации современного общества ставит новые социальные задачи перед школой, актуализирует роль и значение личности, возможности ее включения в общественные и производственные отношения.
Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека. При адаптации организм приобретает новое качество именно в этих условиях вырабатываются адаптивные реакции, повышающие устойчивость перенагрузкам, тренированность к среднегорью, к физическим нагрузкам.
Двигательная активность – основное свойство животных и человека, неотъемлемая часть жизни и развития каждого организма. В течение жизни под влиянием каких-либо требований внешней среды уровень двигательной активности изменяется в сторону повышения или понижения.
Если человек изменяет образ жизни так, что его двигательная активность по необходимости становится высокой, то его организм должен приспосабливаться к новому состоянию (например, тяжелая физическая работа, систематические занятия спортом и т.д.). В этих случаях развивается специфическая адаптация, сводящаяся к перестройке мышечной ткани, точнее ее массы, в соответствии с повышенной функцией.
Информация о работе Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья