Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Готовая Курсовая работа 3 курса.с изменениями.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

 

48

  1. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодёжи. Оренбург, 1999.
  2. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально- психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. СПб, 1993.
  3. Ивченко Е.И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза (на примере студентов-мигрантов). Ставрополь, 2007.
  4. Кадомцева С.В. экономические основы системы социальной защиты. М., 1997;
  5. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. 2001. №6;
  6. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994.
  7. Кочофа А.Г. // Общероссийская газета для иностранных студентов в России. Изд-во «Один мир» М., 2006. №1.
  8. Кравченко А.И. Социология: общий курс. М., 2002.
  9. Кухтевич Т.Н., Козырёв Ю.Н., Гегель Л.А. Социальная защита студенчества: должное и сущее // Социально-политические науки. 1991. №10.
  10. Социология молодёжи; Учебник / Под. ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.,1996.
  11. Мареев В.И. Социально-педагогические условия адаптации студентов-мигрантов в культурно-образовательном пространстве вуза – М.: Флинта, 2008.
  12. Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами молодёжи. София, 1983.
  13. Образовательный кредит // Российская газета. 2002. 26 июля.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987.
  15. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества; теория и методология социологического анализа. М.: Союз, 1996.стр.69-70.

 

49

  1. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997.
  2. Пак Л.Г. Социализация студенческой молодёжи в социокультурном контексте // Социально- гуманитарные знания – 2008. №4
  3. Риск в образовании молодёжи («круглый стол») // Социологические исследования – 2006. №5.
  4. Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. 2000. №1;
  5. Ромашов О.В. Социальная защита трудящихся: проблемы, пути решения // Социологические исследования. 1993. №1;
  6. Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965-2001) / Предисл. акад. Л.Н. Митрохина. М.: Гардарика, 2002.
  7. Филиппов В. МГУ и «Бауманка» - не только для москвичей // Российская газета. 2003. 13февраля.
  8. Четвернина Т.О. Концепция социальной защиты // Проблемы теории и практики управления. 1993. №3;
  9. Чупров В.И. Общество, образование, молодёжь // Народное образование – 2003. № 7.
  10. Шишков Ю. Рынок и социальная защищённость // Наука и жизнь. 1991. №1;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               50

Приложение 1

 

Администрация

Засвияжского района г. Ульяновска

Отдел по делам молодёжи, культуры и спорта

 

 

 

 

 

 

Год молодёжи, Год здорового образа жизни

в акциях, мероприятиях и  делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Утверждён

распоряжение Правительства  РФ

от 24 декабря 2008г.

 

 

 

 

 

План 

основных мероприятий  по проведению в РФ

Года молодёжи

на 2010-2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Источник: Е. Омельченко. Иностранные студенты в Ульяновске // Молодёжный журнал – 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Таблица 1. Оценка деятельности политических институтов.

Политические  институты

Плохо работает

Хорошо работает

1996

2002

2002

2008

Президент РФ

39.1

5.7

11.5

64.6

Правительство РФ

61.2

26.8

9.1

18.6

Парламент РФ

64.2

33.4

6.8

7.8

Политические партии

28.5

44.5

29.3

6.2


Как видно из Таблицы 1, в два раза выросла положительная  оценка деятельности Правительства (с 9 до 18%), в то время как оценка деятельности партий резко упала (с 30 % до 6%). Если в ситуации с Правительством РФ можно также усмотреть прямую связь с харизмой личности Путина В.В, контролирующего деятельность Правительства, то ситуация с низкой оценкой партий представляет особый интерес для анализа, т.к. связана с трансформацией отношения к самому политическому институту многопартийности. Во время первого опроса, в середине 90-х гг., формирование многопартийной системы в России еще только начиналось, и многие молодые люди были весьма осторожны в своих суждениях: 42% затруднились дать однозначную оценку деятельности партий. В начале же ХХ1 века явное противостояние политических партий, их неумение и нежелание наладить конструктивный диалог стало вызывать активное раздражение: среди студентов, например, каждый второй выставил неудовлетворительные оценки деятельности партий.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Примерная модель анкеты социологического исследования

( Центр социологических  исследований)

1. Назовите (приблизительно) число иностранных студентов, обучающихся в Вашем вузе в настоящее время.

До 10 человек; От 11 до 50 человек; От 51 до 100 человек; Более 100 человек

2. Перечислите    страны,    из    которых   прибыли    студенты-иностранцы.

а)    названия стран

  • Западная Европа, США, Канада, Япония
  • Центральная и Восточная Европа
  • Китай
  • Азия (Вьетнам, Лаос, Корея, Индия, Пакистан, Афганистан,
  • Турция, Непал, Монголия, Камбоджа)
  • Ближний Восток (Иордания, Тунис, Алжир, Марокко, Кувейт,
  • Палестина, Израиль, Иран, Йемен, Сирия, Египет)
  • Африка
  • Латинская Америка
  • СНГ

б) число стран

  • I—2 страны; 3—5 стран; 6—10 стран; 11—20 стран; Более 20 стран

3. Чем, по  Вашему мнению, привлекает иностранных  студентов учеба в российских  вузах (Вашем вузе)?

Невысокая стоимость (дешевизна) обучения

Высокое качество (уровень) обучения (в том числе фундаментальность  подготовки,  учебные  традиции  вуза,  его  авторитет, престиж,    высокий    уровень    профессорско-преподавательского состава,   широкий   набор   специальностей,   наличие   требуемой специальности и т.д.) Стремление изучить русский язык Прочее

4. По каким  странам наиболее заметно сократился  контингент обучающихся у Вас  иностранных студентов?

  • Западная Европа, США, Канада, Япония
  • Центральная и Восточная Европа
  • Китай
  • Азия
  • Ближний Восток, арабские стропы
  • Африка
  • Латинская Америка
  • СНГ

Сокращения нет

Численность обучающихся  иностранных студентов возрастает

5. Каковы основные  причины сокращения?

  • Политическая и социально-экономическая нестабильность в России (распад СССР, инфляция, дороговизна жизни, возросшие транспортные расходы, рост преступности, межнациональные конфликты)
  • Материальные проблемы (необходимость учиться по контракту, ни коммерческой основе, платить за обучение, отказ зарубежных государств финансировать учебу, ухудшение их финансового положения и др.)
  • Политические изменения и самих странах (смена государственного строя, политического курса, объявление суверенитета и др.) Усиление конкуренции со стороны европейских вузов, открытие новых собственных вузов)
  • Низкий уровень базовых знаний, плохая довузовская подготовка (ужесточение требований к обучающимся со стороны российских вузов, сложности в овладении специальностью и др.) Организационные трудности (разрыв традиционных связей, сложности с визами, отсутствие межгосударственных соглашений, образовательных программ, нерегулируемость, выезда студентов на учёбу в Россию и др.)

6. Какова доля  поступлений от обучения на  коммерческой основе иностранных  студентов в сопоставлении с  бюджетным финансированием Вашего вуза в текущем учебном году?

От 1 до 5% ; Свыше 5% ; Затрудняюсь ответить

7. Какова годовая стоимость обучения (в среднем ) на коммерческой основе одного иностранного студента в Вашем вузе?

Менее 500$; От 500 до 1000$; От 1001 до 1500$; От 1501 до 2000$; Более 2000$

8. На каких условиях, по Вашему мнению, должны обучаться в российских вузах студенты из стран Балтии и СНГ?

Регион, страна

Бесплатно

за рубли

за валюту

по льготному  тарифу

за полную стоимость

по льготному  тарифу

за полную стоимость

Балтия

         

Закавказье

         

Молдова

         

Казахстан

         

Средняя Азия

         

Украина

         

Беларусь

         

 

9. Какой должна  быть минимальная годовая стоимость  обучения одного иностранного  студента в России?

Не менее 1000S ; От 1000 до 2000$; От 2001 до 3000$; От 3001 до 4000$; От -1001 до 5000$; От 5001 до 10000$; Более 10000$

10. Существует  ли неприязнь в отношении иностранных  студентов в вашем городе, вузе?

В городе    В вузе

  • Да . . . . . . ..
  • Нет . . . . .  .
  • Не ответили . .  .

11. Если да, то со стороны каких слоев и групп населения это проявляется (молодежи, студентов, рабочих и т.д.)?

  • Молодежи
  • Рабочих
  • Малообеспеченных, малообразованных слоев

12. Студенты  каких стран (регионов) оказываются  в первую очередь объектом национальной неприязни, если таковая имеет место в Вашем вузе или в городе?

  • Закавказья
  • Азии (прежде всего Китая)
  • Ближнего Востока, арабских стран, Африки

13. Целесообразно  ли введение преподавания иностранным  студентам на иностранных языках?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

14. Если да, то по каким предметам и на каких языках?

а)    по предметам

Математика, основы технических  дисциплин, Гуманитарные и социально-экономические науки, Специальные дисциплины, Все основные предметы.

б)    на языках

  • Английский
  • Французский
  • Немецкий
  • Испанский
  • Другие

15. Испытывает ли Ваш вуз потребность в учебниках, справочно-методической литературе для обучения иностранных студентов?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

16.    Если да, то в каких именно?

По русскому языку

По гуманитарным и  социально-экономическим дисциплинам. По математике и техническим дисциплинам. По физике, химии, естественно-научным фундаментальным дисциплинам. По экономике. По медицине

По специальным предметам. По всем преподаваемым предметам. В словарях, справочниках. В методике, новой литературе (новинках). В литературе для подготовительных отделений.

17.  Целесообразны ли (помимо очного) другие формы обучения для иностранных студентов?

Заочное /Экстернат

  • Целесообразно . . . . . . . . .
  • Нецелесообразно . . . . . . . ...
  • Затрудняюсь ответить . . . . . ....

18.    Обладает ли Ваш вуз автономией (самостоятельностью) в вопросах обучения иностранных студентов?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

19.    Требуется ли введение в России единых нормативов (госстандартов) по обучению иностранных студентов?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

20.    Каковы основные проблемы, с которыми сталкивается Ваш вуз при обучении иностранных студентов?

  • Трудности обеспечения хороших (достойных) жилищно-бытовых условий
  • Слабая (недостаточная) базовая подготовка иностранных учащихся Слабое владение русским языком
  • Отсутствие (нехватка) современной учебно-методической литературы, учебного оборудования
  • Другие проблемы (в том числе недостаток квалифицированных преподавательских кадров)

Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов