Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Готовая Курсовая работа 3 курса.с изменениями.doc

— 314.50 Кб (Скачать)
  1. Студенческий возраст содержит значительные резервы для

_______________________

11 Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965-2001) / Предисл. акад. Л.Н. Митрохина. М.: Гардарика, 2002. –С.242

16

естественного включения  молодёжи в социализирующие ситуации познания,

общения, творчества, освоения новых  видов деятельности, новых отношений  и 

новых социальных пространств, обеспечивая  полноту раскрытия индивидуально- особенного в контексте социально-общественного. Специфика студенческого возраста заключается в том, что происходит расширение жизненного пространства личности (многообразие круга общения, разносторонность социальных связей и отношений, накопление диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия); интенсивно опробуются различные социальные роли посредством включения студентов в активную трудовую и общественную деятельность, обеспечивается осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана.

  1. Институты образования как часть социокультурного пространства

выполняют не только специализированную задачу, направленную на формирование компетентного специалиста в области профессиональной деятельности, но создают условия для полноценного вхождения индивида в многогранную жизнедеятельность социума. Социализирующие возможности образовательного института в современных условиях обеспечивают активно- субъектное отношение студенческой молодёжи к социальной среде, накопление экстрафункциональных знаний, умений, качеств индивида, выходящих за рамки определённой профессиональной подготовки, свободу самоопределения личности на основе многообразия зон развития и

ситуаций их выбора –  от самовыражения до творческой самореализации и самоутверждения личности в  реалиях современного социума12.(42)

 

 

_______________________

12 Пак Л.Г. Социализация студенческой молодёжи в социокультурном контексте // Социально- гуманитарные знания – 2008. №4 – С. 168

 

17

Глава 2. О специфике социальной защиты студенчества

 

  Жизнь современного студенчества проходит в сложных условиях, в ситуациях социальных рисков, определяемых стохастическим характером современного социума. Наряду с социально-экономическими преобразованиями, определившими формирование новых социальных отношений, развитие частной собственности, конкуренции, произошла ломка нравственных ориентиров, девальвация духовных ценностей. Нарушение социальных прав граждан, резкий рост социального расслоения и социальной напряжённости, безработица, бедность и нищета, преступность и коррупция (в том числе в системе высшего образования) – всё это обостряет проблему социальной защиты различных категорий населения, включая и студенчество.(22)

  Анализ отечественной научной литературы показал, что в определении социальной защиты существуют разночтения. Можно выделить два подхода к социальной защите.

    • В основу первого положена концепция риска, когда право на социальную защиту возникает только при наступлении событий, ведущих к утрате средств существования. (39)
    • В основу второго – концепция прав, гарантий и самореализации.

  Наиболее существенное различие между ними кроется в определении роли человека. Так, концепция риска отводит человеку в социальной защите роль объекта управления: получателя каких-либо льгот, пособий и.т.д. Его роль в качестве деятельного субъекта, по существу, блокируется. Концепция  же прав, гарантий и самореализации человека предполагает активность субъекта. В этом случае социальная защита призвана перевести уязвимые группы из категории

слабых в категорию  сильных, т.е. дать людям возможность  стать ответственными за самих себя.(22)(25)

 

 

18

  2.1. Авторские исследования в области социальной защиты.

 

  Г.И. Осадчей рассматривал социальную защиту « как процесс реализации  и обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, - охраняющих личность, её экономические,

политические и социальные потребности интересы во всех сферах жизнедеятельности общества»13. (22)

  Очень важно обеспечить также защиту духовного потенциала граждан. Нравственное, культурное разложение, переживаемое Россией сегодня, имеет для общества не менее разрушительный характер, чем массовое обнищание большей части населения в результате шоковой терапии. Так, хорошо известны пагубные последствия распространения среди молодёжи стереотипов поведения, связанных с агрессией, жестокостью, употреблением алкоголя и наркотиков; причиняющих серьёзный ущерб их физическому, нравственному и психическому здоровью.(40)

  В 2004г. руководителем - д.с.н. проф. Р.Т. Насибуллиным было проведено социологическое исследование « Социальная защита студенчества». Объём выборочной совокупности – 425 человек. Опрашивались студенты разных курсов 4-х государственных и негосударственных университетов. По его результатам можно заключить, во-первых, что потребность в социальной защите среди студенческой молодёжи достаточно высока. Так, 55,5% опрошенных ответили, что нуждаются в социальной защите; 21.2% - дали отрицательный ответ; 23,3% - затруднились ответить. Девушки, положительно ответившие на этот вопрос, составляют 60%, а юноши – 51%. Во-вторых, в сознании студенчества доминируют представления о социальной защите как о помощи людям, оказавшимся в тяжелом положении. Такого мнения

______________________

13 Э.В. Дубинина. О специфике социальной защиты студенчества // Социологические исследования – 2006. №10. – С.139

19

придерживается 47,1% респондентов. Треть опрошенных (35,2%) связывает  понимание социальной защиты с осуществлением их прав и гарантий во всех

сферах жизнедеятельности  общества с опорой на собственные  силы и ресурсы,

возможностями самореализации. На наш взгляд, именно такие студенты занимают активную позицию, выступают не только объектом, но и субъектом социальной защиты14.(22)(19)

  Приведённые данные свидетельствуют: с одной стороны, респонденты понимают необходимость приоритетной защиты наиболее уязвимых групп

населения, а с другой – налицо ограниченность трактовки  данного понятия достаточно большим количеством студентов, что в какой-то мере препятствует построению современной модели их социальной защиты и самозащиты.

  На основе анализа реализации социальной защиты студенчества в современных условиях выявлена ограниченность использования в отношении студенчества таких традиционных форм защиты, как социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь.

  Так, социальное страхование распространяется в основном на трудоспособное население. Все существующие государственные социальные гарантии в части стипендиального обеспечения, мероприятия по охране здоровья, льгот по оплате проживания в общежитиях предусмотрены только для студентов, обучающихся на бюджетной основе. Однако вряд ли социально справедливо отсутствие перераспределения общественных фондов в пользу тех, кто учиться за счёт бюджетного финансирования. Хотя бы по тому, что бюджет пополняется результатами труда родителей всех студентов, в том числе «контрактников». Выявлено также, что в основе адресности предоставления социальной защиты в настоящее время учитывается только доход, и она предназначается для части малообеспеченных студентов, что оставляет другие

_______________________

14 Э.В. Дубинина. О специфике социальной защиты студенчества // Социологические исследования – 2006. №10 – С.139-140

20

группы студенчества вне действия социальной защиты.(41)(8)

  Социальная защита  студентов нуждается в адресной направленности, которая

выражается в дифференцированном подходе к каждому студенту с учётом условий его жизни, состояния здоровья, наличия собственной семьи, детей и.т.д. В данном отношении эффективность управления социальной защитой достигается путём учёта дифференциации студенчества по социально-

экономическим и социально- демографическим показателям (форма обучения, основа обучения – «бюджетники», «контрактники», - курс, наличие и характер родительской семьи, место проживания до поступления в ВУЗ, жилищные условия – проживающие в общежитиях, снимающие жильё, живущие

совместно с родителями, - материальное положение семьи, наличие  собственной семьи и детей, наличие  работы, пол, возраст, состояние здоровья).(44)

  Необходима также более точная конкретизация элементов системы социальной защиты студенчества, учитывающей специфику данной группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду. (45) Эту специфику, на наш взгляд, смог учесть Т.Н. Кухтевич в статье  «Социальная защита студенчества: должное и сущее». Им выделены такие её компоненты, как получение образования, соответствующего современным стандартам,  переход на многовариантную форму образования; защита студентов и абитуриентов от некомпетентности преподавателя, произвола, субъективизма в оценке их знаний; материальная защищённость студентов; соответствующие условия труда и жизнедеятельности вузовской молодёжи. Кроме этого, в систему социальной защиты, должны входить: создание условий для участия студентов в воспроизводстве поколения, устройстве семейной жизни; сохранения здоровья студенческой молодёжи; гуманизация и гуманитаризация учебного процесса и ряд других15.(34)(22)

  ________________________

15 Там же. – С.140

21

  При определении специфики социальной защиты студенчества важно учитывать, что с одной стороны, студенчество относится к той категории

населения, которая ещё  не полностью включена в трудовой процесс. С другой стороны, студенты – одна из наиболее активных, динамических социальных групп, к которой неприменимы  методы и формы социальной защиты, используемые для нетрудоспособного населения (пенсионеров, детей, подростков, инвалидов).(45) Специфической чертой этой защиты является её направленность на развитие социальной субъективности данной группы.

Поэтому она предполагает меры не только по поддержке уязвимых категорий студенчества, но и по поддержке его социально- значимых инициатив.(21)

 Многосубъективность управления также является специфической чертой социальной защиты студентов. Модель социальной защиты, основанная на концепции прав, гарантий и самореализации, предполагает активность

индивида, его участие в решении своих жизненных проблем, а также участие, наряду с органами государственной власти, иных субъектов социальной защиты.(48) В качестве последних выступают общественные организации, в том числе студенческие профсоюзные организации, общественные, некоммерческие объединения, политические партии, выражающие интересы молодёжи, администрация и преподаватели ВУЗОВ, социально- ориентированный бизнес, семья и родительская общественность.(34)

  Между тем, субъектом  социальной защиты, согласно действующему законодательству, продолжают оставаться только органы государственной власти. Участие иных субъектов (неправительственные организации, работодателей, самих граждан) действующими законами не предусматривается.(29)

  В этой связи интересны мнения студентов о тех, кто должен осуществлять социальную защиту. По их представлениям, в иерархии субъектов социальной защиты государство занимает первое место. Такого мнения придерживается

 

22

абсолютно большинство респондентов (83,4%). Так, 96,3% студентов из неполных семей в качестве субъектов социальной защиты видят только государство; 3,7% респондентов данной категории затруднились ответить. Все

опрошенные сироты также  считают государство основным субъектом  социальной защиты. Студенты из полных семей, хотя и выделяют государство в качестве основного субъекта (81,4%), назвали и другие субъекты: сам человек (7,8%), работодатели (3,9%), семья (1,6%). (15) (см. Приложение 4)

  Однако ответы студентов на вопрос о том, кто может помочь им в решении наиболее важных проблем, среди которых были названы « состояние здоровья», « нехватка денег», « материальная зависимость от родителей»,

 « повышение качества  образования», свидетельствует о  низкой роли государства как  гаранта социальной защиты. Одной из причин подобного положения является, на наш взгляд, слабая информированность населения, в

том числе молодёжи, о  политике государства в сфере  образования, о сути проводимых реформ. (16)(30)

  В работе В. Дорыниной и Т. Кухтевич, Ю.Р. Вишневким и В.Т. Шапко приводится следующий факт: на вопрос « Защищает ли государство интересы молодёжи?» - только 6,3% респондентов дали положительный ответ, а 64,4% - отрицательный. По мнению студентов, участвовавших в опросе, существующие молодёжные организации – такие, как Союз студенческой молодёжи, молодёжные общественные организации, в том числе профсоюзные организации, политические партии, также не являются выразителями их интересов и не способны помочь в решении стоящих перед ними проблем.(20)

  Большая часть респондентов (84%) рассчитывает на себя, собственные силы. На социальную помощь и поддержку государства надеются только 0,6% опрошенных16.(13)(20)

______________________

16 Добрынина В.,Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодёжи: особенности и тенденции // Alma mater. Вестник высшей школы. 2003. №2 – С.141-142

23

Приводим конкретный пример. Сбербанк России ввёл вид кредита –

Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов