Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Готовая Курсовая работа 3 курса.с изменениями.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

 

9

творческий процесс преобразования социальных норм, отношений, ценностей общества в систему индивидуальных смыслов личности. 

Исследования процесса социализации свидетельствуют о  том, что теория социализации относится  сегодня к значимым теориям становления  личности. В отечественной и зарубежной науке имеются концептуальные разработки процесса социализации, в которых она рассматривается как:

    • постепенное самораскрытие заложенных в индивиде качеств и результат внешнего воздействия, направленного и ненаправленного воспитания (И.С. Кон);
    • совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Ю.Г. Волков);
    • процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм (А.И. Кравченко);
    • процесс вхождения индивида в общество, включающий, с одной стороны усвоение культурного опыта своего общества, его ценностей и норм, с другой – широкое и активное участие в делах общества и дальнейшего развития его культуры (Л.М. Куликов);
    • способы, с помощью которых люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям, имеет две цели: способствовать нашей интеракции на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в ней убеждений и образцов поведения (Н.Дж. Смелзер)3 и др.(42)

 

______________________

3 Пак Л.Г. Социализация студенческой молодёжи в социокультурном контексте // Социально- гуманитарные знания – 2008. №4 – С. 163-164

10

  Социализация предполагает  установление личностью отношений  с социумом, имеющим конкретные  формы и вариативные модификации.  При этом специфика данного  общества влияет на личность, отражается в ней, преломляясь через её особенности.

   В современных условиях рассматривается двойственность природы социализации – попытки установления компромисса, сочетающего приоритет

общественного воздействия  и приоритет активности личности. При таком подходе человек  в процессе социализации выступает  одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений: объект при интернализации социальных норм социума в индивидуальное сознание человека; субъект – при активном овладении и воспроизводстве социального знания общества.(26)

 

    1. Студенчество.

 

  Студенчество - отдельная социокультурная группа, особенности которой обусловлены соответствующим общественным положением личности: новый социальный статус, многообразие социальных ролей и связных с ними определённых прав и обязанностей, обеспечивающих приобретение профессионально значимых характеристик личности, активность включения в различные социальные связи, общественную практику, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.(35)

  Особенность студентов как определенной группы молодёжи состоит в том, что, находясь в процессе своего социального становления, они с самого начала учёбы характеризуются принадлежностью к одной из социально- профессиональных групп, которые существенно различаются как по направленности профессиональных интересов, содержанию, структуре организации, так и по будущему статусу « специалистов с образованием».

Известный учёный, член – корреспондент  РАН М.Н. Руткевич вносил весомый  вклад в развитие социологии образования и социологии молодёжи.

11

Он показал, как «  на каждом уровне развития производительных сил, при уже обозначившихся тенденциях технологического процесса и разделения труда, складываются совокупные потребности в привлечении к труду молодого поколения». Причём « обществу нужно не просто привлечь к труду столько-то

миллионов новых граждан, но и иметь людей, подготовленных для выполнения определённых видов труда»4. В этом процессе и корениться основное

противоречие между  потребностями общества, системой образования  и жизненными планами молодёжи.(46)

  На основе данных государственной статистики просматривается взаимосвязь объективных общественных потребностей и системы образования, влияние её изменений на субъективные оценки молодого поколения.

  Принципиальное значение для  развития социологии молодёжи  имела разработка концепции социальных перемещений, осуществлённая совместно с Ф. Р. Филипповым. Исследование образования как фактора социальной мобильности молодёжи, изменений в социальном составе студенчества, социальных источников пополнения интеллигенции, перемещений молодёжи внутри социальной структуры; разработка проблемы соотношения социальной и профессиональной ориентации молодёжи.(47)

  Разрабатывая системный подход к изучению образования М.Н. Руткевич глубоко и всесторонне исследовал  изменение роли и места социального института в жизни общества. Рассматривая два аспекта в анализе образования как системы:

  • гносеологический (теоретико – познавательный) подход, предметом изучения является особый вид человеческой практической и познавательной деятельности.

 

____________________

4 Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965-2001) / Предисл. акад. Л.Н. Митрохина. М.: Гардарика, 2002. – С.241-242

12

  • социологический подход, предметом исследования становится система организаций, учреждений связанных между собой и выполняющих функции образования, просвещения, воспитания5.(46)

  Следовательно, существующее распределение профессиональных направлений в сфере образования, особенности образовательных институтов разного профиля обеспечивают направленность и характер протекания социализации студенчества, социально - культурный контекст, который имеет существенную специфику: с одной стороны, определённый образ жизни

студентов, поведенческие  установки, система требований, обусловленных  ценностями, нормами, традициями субкультуры и.т.д.; а с другой стороны –

система отношений, детерминированных  социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными условиями жизни  общества в целом.(49)

  Итак, социализация студенческой молодёжи в период профессиональной подготовки осуществляется посредством содержательно-деятельностного взаимодействия её субъектов, освоения многообразного спектра социальных ролей за счёт значительного расширения круга социальных связей, формирования «культуры жизнеспособности» (А.С. Запесоцкий), т.е. готовности жить и работать в быстро меняющемся социуме 6.(42)

 Многие же исследователи считают, что процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни, но каждый этап жизненного пути имеет свои отличительные особенности (Г.М. Андреева, П. Бергер и Т. Лукман, А.И. Кравченко, М.С. Комаров). Так, в концепциях М.С. Комарова, П. Бергера и Т. Лукмана выделены два основных и качественно различных периода социализации.

_______________________

5 Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965-2001) / Предисл. акад. Л.Н. Митрохина. М.: Гардарика, 2002. – С. 243

6 Пак Л.Г. Социализация студенческой молодёжи в социокультурном контексте // Социально- гуманитарные знания – 2008. №4 – С.165

13

  Первый – первичная социализация: от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй – «вторичная социализация». Суть, которой – ресоциализация (социализация уже взрослых людей).(9)(31)

  А.И. Кравченко  также считает, что по степени  завершённости процесса социализации  можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, охватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни7.(33)(42)

 Однако в исследованиях  Н.В. Андреенковой отмечено, что  процесс социализации продолжается не всю жизнь, а только в период активного усвоения и выработки комплекса норм социальных ориентаций. В её концепции процесс социализации охватывает три основных этапа:

    • первичная социализация (социализация ребёнка);
    • промежуточная социализация (социализация подростка);
    • устойчивая целостная социализация (период перехода от юности к зрелости);  а дальше идёт развитие уже социализированной зрелой молодёжи8.(42)

  Новая парадигма  образования как система социализации  личности отражает особенности  социальной ситуации развития общества, центрированного на активности человека – творца, созидателя, участника всех сфер общественной жизни, осваивающего социальный опыт и нормы культуры, выработанные человечеством. Вышеизложенное обуславливает переход от парадигмы обучения студенческой молодёжи к самостоятельной ориентации студента в мире знаний и умений, к личностным характеристикам будущего специалиста, которые выступают в роли показателей успешной профессиональной социализации личности.(3)

  К числу приоритетных направлений социализации студенческой молодёжи можно отнести вопросы творческой инициативы, мобильности, системности

_____________________

7,8  Там же. – С. 166

14

взглядов, осознанной ответственности, предприимчивости, самостоятельности,

профессиональной компетентности. В современных условиях в институтах

образования создаются условия, в  которых возможен «человек сам –  себя – образующий сегодня, сейчас, в данное мгновение» (Ю.В. Сенько), обеспечивающие подготовку к самостоятельной жизни  и успешной интеграции студенческой молодёжи в общество посредством развития способности личности к самостоятельному жизнетворчеству, самоизменению, самодвижению, саморазвитию и самореализации9. (42)

  В связи с этим значимой является нацеленность концепций социализации В.Т. Лисовского, П. Митева на развитие инициативы, творчества, активности молодого поколения в процессе социального становления. Активность расширяет соприкосновение молодёжи с внешним миром, содействует обогащению её знаний, приобретению опыта. По мнению В.Т. Лисовского,

важно развивать в  молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный « процесс общественного омоложения, противодействующий

косности, инерции, застою». Известный болгарский социолог П. Митев  назвал его « ювентизацией», что подразумевает перемены, вносимые молодёжью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является, специфическим видим творчества, порождённым расширяющимся доступом молодёжи к социально-политической системе общества. П. Митев указывает, что включение молодого поколения в общественную жизнь носит двухсторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включённостью молодёжи в его жизнь10.(35)(37)

 

 

________________________

9 Там же. – С. 167

10 Социология молодёжи; Учебник / Под. ред проф. В.Т. Лисовского. СПб.,1996. – С. 167

15

  Также  новый вклад М.Н. Руткевича  в изучении социологических проблем образования молодёжи; разработка концепции социальных перемещений, осуществлённая совместно с Ф.Р. Филипповым11.(46)  

  В работе В. Дорыниной и Т. Кухтевич, Ю.Р. Вишневким и В.Т. Шапко приводился следующий факт: на вопрос « Защищает ли государство интересы молодёжи?» (см. Глава 2).

Проф. Р.Т. Насибуллиным было проведено социологическое исследование

« Социальная защита студенчества». Т.Н. Кухтевич в   « Социальная защита студенчества: должное и сущее» (см. Глава 2).

  Вполне очевидно, что в современных условиях необходим переход на новые социокультурные технологии социализации студента, обеспечивающие деятельностное усвоение всеобщих норм социума, поддержание баланса равновесия и гармонизации процессов социальной интеграции и индивидуализации, формирование социально интегрированной и успешно самореализующейся личности.(34)

  Таким образом, можно выделить следующие особенности социализации студенческой молодёжи в социокультурном контексте.

  1. Процесс социального становления будущих специалистов обеспечивают

два периода социализации: адаптации (изменение установок и усвоение новых способностей для действия в постоянно изменяющемся социуме; приспособление к новым условиям учёбы и быта, определяющим новый ритм жизни студента) и профессионализации (участие в процессе обучения, устремлённость в будущее, нацеленность на свою профессию, успешное освоение студентами условий будущей конкретной трудовой деятельности, активная научно- исследовательская деятельность).

Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов