Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа
На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.
Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................
9
творческий процесс преобразования социальных норм, отношений, ценностей общества в систему индивидуальных смыслов личности.
Исследования процесса социализации свидетельствуют о том, что теория социализации относится сегодня к значимым теориям становления личности. В отечественной и зарубежной науке имеются концептуальные разработки процесса социализации, в которых она рассматривается как:
______________________
3 Пак Л.Г. Социализация студенческой молодёжи в социокультурном контексте // Социально- гуманитарные знания – 2008. №4 – С. 163-164
10
Социализация предполагает
установление личностью
В современных условиях рассматривается двойственность природы социализации – попытки установления компромисса, сочетающего приоритет
общественного воздействия и приоритет активности личности. При таком подходе человек в процессе социализации выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений: объект при интернализации социальных норм социума в индивидуальное сознание человека; субъект – при активном овладении и воспроизводстве социального знания общества.(26)
Студенчество - отдельная социокультурная группа, особенности которой обусловлены соответствующим общественным положением личности: новый социальный статус, многообразие социальных ролей и связных с ними определённых прав и обязанностей, обеспечивающих приобретение профессионально значимых характеристик личности, активность включения в различные социальные связи, общественную практику, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.(35)
Особенность студентов как определенной группы молодёжи состоит в том, что, находясь в процессе своего социального становления, они с самого начала учёбы характеризуются принадлежностью к одной из социально- профессиональных групп, которые существенно различаются как по направленности профессиональных интересов, содержанию, структуре организации, так и по будущему статусу « специалистов с образованием».
Известный учёный, член – корреспондент РАН М.Н. Руткевич вносил весомый вклад в развитие социологии образования и социологии молодёжи.
11
Он показал, как « на каждом уровне развития производительных сил, при уже обозначившихся тенденциях технологического процесса и разделения труда, складываются совокупные потребности в привлечении к труду молодого поколения». Причём « обществу нужно не просто привлечь к труду столько-то
миллионов новых граждан, но и иметь людей, подготовленных для выполнения определённых видов труда»4. В этом процессе и корениться основное
противоречие между потребностями общества, системой образования и жизненными планами молодёжи.(46)
На основе данных
Принципиальное значение для развития социологии молодёжи имела разработка концепции социальных перемещений, осуществлённая совместно с Ф. Р. Филипповым. Исследование образования как фактора социальной мобильности молодёжи, изменений в социальном составе студенчества, социальных источников пополнения интеллигенции, перемещений молодёжи внутри социальной структуры; разработка проблемы соотношения социальной и профессиональной ориентации молодёжи.(47)
Разрабатывая системный подход к изучению образования М.Н. Руткевич глубоко и всесторонне исследовал изменение роли и места социального института в жизни общества. Рассматривая два аспекта в анализе образования как системы:
____________________
4 Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965-2001) / Предисл. акад. Л.Н. Митрохина. М.: Гардарика, 2002. – С.241-242
12
Следовательно, существующее распределение профессиональных направлений в сфере образования, особенности образовательных институтов разного профиля обеспечивают направленность и характер протекания социализации студенчества, социально - культурный контекст, который имеет существенную специфику: с одной стороны, определённый образ жизни
студентов, поведенческие установки, система требований, обусловленных ценностями, нормами, традициями субкультуры и.т.д.; а с другой стороны –
система отношений, детерминированных социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными условиями жизни общества в целом.(49)
Итак, социализация студенческой молодёжи в период профессиональной подготовки осуществляется посредством содержательно-деятельностного взаимодействия её субъектов, освоения многообразного спектра социальных ролей за счёт значительного расширения круга социальных связей, формирования «культуры жизнеспособности» (А.С. Запесоцкий), т.е. готовности жить и работать в быстро меняющемся социуме 6.(42)
Многие же исследователи считают, что процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни, но каждый этап жизненного пути имеет свои отличительные особенности (Г.М. Андреева, П. Бергер и Т. Лукман, А.И. Кравченко, М.С. Комаров). Так, в концепциях М.С. Комарова, П. Бергера и Т. Лукмана выделены два основных и качественно различных периода социализации.
_______________________
5 Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965-2001) / Предисл. акад. Л.Н. Митрохина. М.: Гардарика, 2002. – С. 243
6 Пак Л.Г. Социализация студенческой молодёжи в социокультурном контексте // Социально- гуманитарные знания – 2008. №4 – С.165
13
Первый – первичная социализация: от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй – «вторичная социализация». Суть, которой – ресоциализация (социализация уже взрослых людей).(9)(31)
А.И. Кравченко
также считает, что по степени
завершённости процесса
Однако в исследованиях Н.В. Андреенковой отмечено, что процесс социализации продолжается не всю жизнь, а только в период активного усвоения и выработки комплекса норм социальных ориентаций. В её концепции процесс социализации охватывает три основных этапа:
Новая парадигма
образования как система
К числу приоритетных направлений социализации студенческой молодёжи можно отнести вопросы творческой инициативы, мобильности, системности
_____________________
7,8 Там же. – С. 166
14
взглядов, осознанной ответственности, предприимчивости, самостоятельности,
профессиональной компетентности. В современных условиях в институтах
образования создаются условия, в которых возможен «человек сам – себя – образующий сегодня, сейчас, в данное мгновение» (Ю.В. Сенько), обеспечивающие подготовку к самостоятельной жизни и успешной интеграции студенческой молодёжи в общество посредством развития способности личности к самостоятельному жизнетворчеству, самоизменению, самодвижению, саморазвитию и самореализации9. (42)
В связи с этим значимой является нацеленность концепций социализации В.Т. Лисовского, П. Митева на развитие инициативы, творчества, активности молодого поколения в процессе социального становления. Активность расширяет соприкосновение молодёжи с внешним миром, содействует обогащению её знаний, приобретению опыта. По мнению В.Т. Лисовского,
важно развивать в
молодом человеке чувство нового,
инициативу, творчество. Это своеобразный
« процесс общественного
косности, инерции, застою». Известный болгарский социолог П. Митев назвал его « ювентизацией», что подразумевает перемены, вносимые молодёжью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является, специфическим видим творчества, порождённым расширяющимся доступом молодёжи к социально-политической системе общества. П. Митев указывает, что включение молодого поколения в общественную жизнь носит двухсторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включённостью молодёжи в его жизнь10.(35)(37)
________________________
9 Там же. – С. 167
10 Социология молодёжи; Учебник / Под. ред проф. В.Т. Лисовского. СПб.,1996. – С. 167
15
Также новый вклад М.Н. Руткевича в изучении социологических проблем образования молодёжи; разработка концепции социальных перемещений, осуществлённая совместно с Ф.Р. Филипповым11.(46)
В работе В. Дорыниной и Т. Кухтевич, Ю.Р. Вишневким и В.Т. Шапко приводился следующий факт: на вопрос « Защищает ли государство интересы молодёжи?» (см. Глава 2).
Проф. Р.Т. Насибуллиным было проведено социологическое исследование
« Социальная защита студенчества». Т.Н. Кухтевич в « Социальная защита студенчества: должное и сущее» (см. Глава 2).
Вполне очевидно, что в современных условиях необходим переход на новые социокультурные технологии социализации студента, обеспечивающие деятельностное усвоение всеобщих норм социума, поддержание баланса равновесия и гармонизации процессов социальной интеграции и индивидуализации, формирование социально интегрированной и успешно самореализующейся личности.(34)
Таким образом, можно выделить следующие особенности социализации студенческой молодёжи в социокультурном контексте.
два периода социализации: адаптации (изменение установок и усвоение новых способностей для действия в постоянно изменяющемся социуме; приспособление к новым условиям учёбы и быта, определяющим новый ритм жизни студента) и профессионализации (участие в процессе обучения, устремлённость в будущее, нацеленность на свою профессию, успешное освоение студентами условий будущей конкретной трудовой деятельности, активная научно- исследовательская деятельность).
Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов