Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа
На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.
Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................
В целях оказания помощи иностранным студентам, аспирантам, стажерам, докторантам Ассоциация организует и осуществляет:
— информирование учащихся об их правах и обязанностях в период проживания в России;
— создание консультативных советов по различным проблемам (проведение социологических опросов о положении иностранных студентов; выявление наиболее острых проблем, с которыми они сталкиваются; выявление наиболее нуждающихся с целью оказания им помощи);
— информирование представительств зарубежных стран в РФ, вузов, Минобразования России о проблемах иностранных учащихся в целях поиска совместных решений по их решению;
— взаимодействие с государственными и общественными организациями для решения социальных вопросов иностранных учащихся (Росзарубежцентр, Фонд Евразия, Экилибр, Каритас России, MOM, Инкорвуз, Сангар — Межрасовый ребенок и др.);
— содействие обеспечению
благоприятных условий
39
учащихся совместно с вузами во время пребывания их в городах России (с целью обеспечения безопасности), а также оказания им психологической помощи (так, например, на базе Донского государственного технического университета создан психотерапевтический центр для оказания помощи иностранным студентам);
— материальную поддержку талантов (премии, повышенные стипендии, льготы, и т.д.);(32)
— проведение совместно с Минобразованием России, вузами, посольствами зарубежных стран, землячествами иностранных студентов, правоохранительными органами работы по профилактике правонарушений иностранных учащихся и усилению борьбы с распространением наркотиков и наркоманией в их среде, а также информированию иностранных учащихся о поведении в случае совершения в отношении их противоправных действий;
— опровержение провокационных статей с помощью средств массовой информации;
— отправку иностранных граждан, окончивших обучение или не имеющих возможности его продолжить, на родину. Ассоциацией проводится определенная работа по оказанию помощи иностранным учащимся, имеющим проблемы с выездом в страны своего проживания: так, при активном содействии Ассоциации более 650 иностранных граждан отправлено на родину с помощью международной организации по миграции (MOM);
— создание банка данных о студентах, их землячествах, государственных и общественных организациях и объединениях; проведение работы по координации осуществляемой ими деятельности;
— проработка совместно с вузами, государственными и общественными
40
организациями вопросов, касающихся создания рабочих мест иностранных студентов. ( Приложение 3)
2. Организация и проведение внеучебной работы с иностранными учащимися.
Следует отметить,
что с 1992 года резко снизился
уровень воспитательной работы,
организуемой и проводимой с
иностранными учащимися как в
масштабе страны, так и в образовательных
учреждениях. В СССР такую
3. Образование.
Предоставлена объективная информация в другие страны мира об образовательных услугах, предоставляемых вузами РФ. Содействие организации набора студентов по гослинии и на контрактной основе. По итогам работы межведомственной комиссии 2008/2009 учебного года рассмотрено 115 документов. Из них представлено в Минобразование — 62, рассмотрено на комиссию — 43 (где 7 отказано, 36 принято). Оказание помощи Минобразования и вузам в решении проблем, возникающих в процессе учебы иностранных граждан (отправка на родину отчисленных, материальная помощь, разрешение конфликтных ситуаций).
Следует отметить,
что за последние годы между
Ассоциацией, Управлением
41
4. Работа с выпускниками.
Выпускники работают во всех сферах хозяйственной и административной деятельности зарубежных стран. Они являются важным капиталом для делового сотрудничества. Ассоциация старается активизировать свои связи и контакты с выпускниками и использовать их возможности в:
— оказании помощи в наборе абитуриентов для обучения в российских вузах в их странах;
— оказании спонсорской помощи в проведении различных мероприятии в России;
— проведении работы, направленной на ориентирование интересов их стран на Россию;
— проведении работы, направленной на распространение российской культуры в их странах.
Установление более
тесных связей и контактов с
Ассоциация старается оказывать помощь Минобразования России и образовательным учреждениям в проведении следующей работы:
— проведение переписи всех выпускников, получение информации о занимаемых ими должностях и налаживании конструктивных связей и контактов с ними;
— привлечение их к проведению научно-исследовательской работы в России с
42
целью совместной разработки
и осуществления различных
5. Работа с филиалами.
На сегодняшний день созданы 8 филиалов АИСР, которые успешно справляются с поставленными задачами Ассоциации: Иваново, Ростове-на-Дону, Твери, Ульяновске, Белгороде, Волгограде, Курске, Санкт-Петербурге. Филиалы в этих городах тесно сотрудничают с администрацией города, комитетом по делам молодежи, правоохранительными органами, профкомами российских студентов и получают от них поддержку.(32)
6. Достоинства Ассоциации. Ассоциация смогла за эти годы:
— объединить вокруг себя огромное количество иностранных студентов из разных стран мира;
— стать связующим звеном между руководством вузов, администрацией органов управления образования в РФ и иностранными студентами и их общественными организациями. Смогла предотвратить и вовремя погасить многие нежелательные эксцессы и правонарушения со стороны иностранных учащихся, придерживаться своих уставных задач, несмотря на многие попытки со стороны изменить ее цели и облик.
— сохранить свою демократичность, объединив студентов разных стран, вероисповеданий, национальностей.
— получить признание и повысить свой авторитет не только в России, но и далеко за ее пределами.(32)
43
Заключение:
Межнациональный характер современного общества ставит перед
образованием задачу
воспитания уважительного отношения
людей к межкультурным
Проблема реализации всех компонентов поликультурного образования становятся чрезвычайно важной в связи с возрастающей динамикой
миграционных процессов в современном Российском обществе.
Результаты изучения международного опыта организации социально – педагогической поддержки мигрантов показывают, что в США и Великобритании эта работа осуществляется в рамках государственной политики в форме специальных программ, финансирующихся правительством, общественными организациями и частными фондами (например, ориентация на различные группы мигрантов с учётом возраста; уровня их владения английским языком; индивидуальные или групповые виды работы; формам обучения – очная/ заочная).
Сегодня некоторые материальные льготы предоставляются тем, кто сможет подтвердить своё право на них в соответствии с самооценкой своего благосостояния. К тому же разграничиваются понятия « бесплатность» и
« доступность» образования. Учитывая, что имеющиеся законы, прежде
всего, Конституция РФ 1993г. и закон «Об образовании» 1992г., не содержат
44
раскрытия данных понятий, считаем, целесообразным принять специальные правовые акты, разъясняющие населению, какие услуги будут бесплатными, а какие – платные, и каковы конкретные обязанности государства по обеспечению доступности образования.
Во-первых, «доступность» может трактоваться достаточно широко: легкость зачисления в учреждения общего, начального или среднего профессионального специального образования; «доступность» с точки зрения расположения образовательных учреждений или умеренности взимаемой платы за обучение; «доступность» с позиции предъявляемых к обучающимся требований.
Во-вторых, если разговор заходит об оказании адресной социальной поддержки, чаще всего за основу предлагается брать « критерий нуждаемости» (среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума). Но, подтягивая уровень потребления одних групп, превращая их в постоянных «клиентов» государства, мы не регулируем развитие ответственности за учёбу в студенческой среде.
Одним из способов компенсации возможных рисков, связанных с получение профессионального образования, может стать социальное страхование (например, для лиц, несущих службу в вооружённых силах, детей – инвалидов, детей – сирот), осуществляемое за счёт привлечения средств как государственных, так и потенциальных работодателей, финансирующих таким образом подготовку нужных им кадров. Реализация подобной меры с необходимостью предполагает улучшение работы по профориентации молодёжи. Перспективным направлением считаем также введение именных накопительных выплат, когда государство открывает счёт на каждого родившегося ребёнка и перечисляет часть доходов, например, рентных на его будущее профессиональное обучение.
Мы высказали предложения, направленные на усиление эффективности социальной поддержки учащейся молодёжи. Проблема заслуживает внимания
учёных разных специальностей, в том числе и социологов. Социальная
45
практика показывает, что те или иные ограничения доступа образования оборачиваются для общества серьёзными социальными издержками – криминализацией части молодёжи, взяточничеством, протекционизмом и.т.д. Эффективность новаций, осуществляемых ныне в сфере образования, во многом будет зависеть от того, сможет ли государство обеспечить доступность образования для всех групп молодёжи и способствовать минимизации социального неравенства в обществе.
Становиться очевидным потребность в изучении и описании опыта организации социально – педагогической поддержки студентов – мигрантов в адаптивном образовательном пространстве и в изучение комплексного подхода направленного на выделение основных социально – педагогических характеристик субъектов образовательного процесса и факторов, обеспечивающих успешную адаптацию студентов – мигрантов в поликультурном образовательном пространстве вуза.
46
Литература
47
Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов