Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа
На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.
Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................
Федеральное агентство по образованию РФ
Ульяновский государственный университет
Факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов
кандидат психологических наук,
доцент Овсяник О.А.
Ульяновск 2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации………………………………………………
1.2. Студенчество………………….…………………………
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет
студента - мигранта……………………..………………………………
3.2. Условия эффективной адаптации студентов
- мигрантов………………………………………………………
3.3. Метод и принципы социально – педагогической
адаптации студентов – мигрантов………………………………………………………
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
………………………………………………………………………………
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства………………………………………
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
В РОССИИ…………………………..............
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение....................
Литература……………………………………………………
Приложение
Введение
На современном
этапе высшее образование в
России претерпевает
Миграционные
процессы, в том числе и нелегальные,
являются реальностью не
Их неконтролируемая деятельность оказывает существенное влияние на состояние рынка труда, сферы предоставленных платных услуг, уровень сбора налогов, что, в свою очередь, приводит к росту социальной напряжённости в стране. При этом наблюдается нарушение прав и самих трудовых мигрантов.
Юридическую, социальную,
психологическую помощь и
Правительства многонациональных государств, в том числе и РФ, вынуждены пересматривать свою политику на предмет её поликультурности.
3
Поликультурная политика для них - это цивилизованный способ выражения уважения к представителям различных культур и национальностей, проживающих на территории одного государства, обеспечение законодательной и социально – технической базы их достойной жизнедеятельности. (21)
И мировой практике приоритетными направлениями социальной политики, имеющей своей целью удовлетворение культурных потребностей всех членов общества, являются свободный доступ к рынку труда и жилья, доступный социальный пакет, равенство граждан перед законом, недопустимость дискриминации по половому, национальному или расовому признаку, обеспечение права голоса и участия в политической жизни страны, этнический мониторинг. Поликультурная политика государства заключается также и в общественном признании, необходимости удовлетворения религиозных потребностей всех членов общества, предлагающем проявления лояльности по отношению к религиозным концессиям, предоставление права проведения ритуальных церемоний.
В области образования
особое внимание уделяется
Адаптация становится
актуальной социальной
4
их возможностями и реальностью социальной среды. Сущность социальной адаптации иностранцев временно проживающих в стране заключается в возможности сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим укладом, в принятии чужой культуры, не в ассимиляции, а именно в принятии, уважении к чужим традициям, ценностям, нормам.(11)
Тем самым, Объект курсовой работы – влияние социальной среды на адаптацию студентов – мигрантов.
Предмет – социально – педагогические условия адаптации студентов – мигрантов в пространстве вуза.
Цель – выявить социально – педагогические условия адаптации студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза.
Задачи:
5
Гипотеза – социально – педагогическая адаптация студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза будет более успешной при условиях:
гуманитарного цикла и внеаудиторной воспитательной работы, с учётом личного опыта, национальных и культурных особенностей студентов – мигрантов;
Методы:
Вследствие быстро изменяющегося мира проблема адаптации студентов – мигрантов в пространстве вуза стоит наиболее остро и имеет место в большом количестве работ.
Одним из подходов к решению проблем поликультурного развития является гражданское образование и воспитание, теория, которая разработана ещё в начале 20 века немецким учёным Г. Кершенштейнером. В российской педагогике цели и задачи воспитания и образования нашли отражения в трудах
6
В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, И.А. Добролюбова; значение народности в воспитании с учётом особенностей русского развития национального самосознания, воспитания сформулировано К.Д. Ушинским. В современной, отечественной культуре такая традиция воспитания получило своё развитии у Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, Т.И. Власовой, О.В. Гукаленко, Т.Е. Исаевой, Т.Н. Сапожниковой, Е.Н. Сорочинской, Л.Л. Супруновой, Л.М. Сухоруковой и др.1 Философская концепция культуры и концепция диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.А. Жданов и др.);
теория учебно – воспитательного процесса в высшей школе (Н.В. Бордовская, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин и др.); концепция личностно – ориентированного образования и воспитания (С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко); концепция поликультурного образования и организации поликультурного образовательного пространства (А.Г. Бермус, Д. Бенкс, П. Горски, Т.П. Ильевич, С. Ниетто, Р.З. Хайруллин и др.); теория исследования педагогической культуры (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, и др); концепция гражданского и национального образования (Г.Н. Васильева, Е.Г. Крючева, Т. Маршал, В.А. Яшаева и др.); теория и практика организации социально – педагогической поддержки и защиты (Т.В. Анохина, О.С. Газман, Г.Д. Давыдов, С.В. Кульневич и др.); концепция компетентностного подхода в обучении (Г.А. Бордовский, И.А. Зимняя, А.К. Макарова, А.А. Миролюбова, О.И. Сафроненко, А.В. Хуторской и др.)2
Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, Глава 1 содержит процесс социализации, студенчества, концепцию социального
перемещения, этапы социализации. В Главе 2 излагается специфика социальной защиты студенчества, т.е. подходы, статистика и специфические черты.
___________________
1 Доморовская О.Г. Социально- педагогические условия адаптации студентов – мигрантов в культурно- образовательном пространстве вуза: диссертация. Ростов –на- Дону, 2007 – С.4
2 Там же. – С.7
7
Глава 3 раскрывается социально – педагогический портрет студента – мигранта, условия эффективной адаптации студентов – мигрантов, а также метод и принципы.
Глава 4 содержит мотивы приезда и перспективы трудоустройства иностранных студентов, заключение, список литературы, приложение.
8
Глава 1. Социализация студенческой молодежи
Кардинальные изменения в экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества неизбежно затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и в значительной степени определяют масштабы инновационных процессов, охвативших сферу образования. (7) Характерной чертой социокультурных процессов, происходящих в современной России, являются новые требования к подготовке будущих специалистов для профессиональной деятельности, ориентированной на овладение не только системой знаний, но и системой умений, позволяющих успешно осваивать социальную деятельность.(3)
В этих условиях принципиальное значение в социологической науке и практике приобретает осмысление накопленных теоретических знаний по вопросам социализации студенческой молодёжи, обеспечивающих интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций молодёжи в обществе.
Социализация студенческой молодёжи как социологическое явление – важный процесс установление взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальное становление специалиста с высшим образованием как активного субъекта профессиональной деятельности.(9)
Направленность и характер протекания процесса социализации студенчества как особой социально- демократической группы в определяющей степени зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Социализация – это индивидуальный,
Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов