Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Готовая Курсовая работа 3 курса.с изменениями.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

  2)иностранные граждане, выбравшие для получения профессионального образования российское высшее учебное заведение, являются одним из важных источников стабильного экономического состояния вуза, поскольку обеспечивают достаточно устойчивый приток материальных средств в виде оплаты за обучение. Экономический аспект повышенного внимания к процессу привлечения и последующего обучения иностранных студентов предполагает организацию системы мероприятий по созданию комфортной среды обучения, повышающей привлекательность вуза не только в чисто профессиональном плане, но и с социально-психологической точки зрения.

  3)отечественные студенты, обучающиеся в университете совместно с иностранными гражданами, активнее включаются в интеркультурные социальные процессы, овладевают особенностями межнационального общения, приобретают черты национальной толерантности. Указанные причины определяют все возрастающий интерес социологов к поиску конкретных путей по повышению эффективности социальной адаптации иностранных граждан к образовательной среде российского вуза, исследованию факторов совершенствования управления этим сложным комплексным процессом.(32)

31

4.1. Мотивы приезда и перспективы трудоустройства.

 

   В ближайшие годы российские высшие учебные заведения будут испытывать трудности с набором абитуриентов из-за депопуляции населения и сокращения численности молодёжи. В сентябре 2003г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, что означает признание в ближайшей перспективе российских вузовских дипломов в Европе. Болонский процесс, рассчитанный до 2010г., выдвигает перед отечественными вузами новые серьёзные требования, среди которых – переход на двухступенчатую форму обучения (бакалавриат и магистратура), систему зачётных единиц ECTS, принятую в европейских университетах, введение системы контроля качества образования, использование унифицированных приложений к диплому (Diploma Supplement) и.т.д. это облегчит трудоустройство выпускников

российских вузов различных  стран, что особенно важно для  иностранных студентов, обучающихся в России. (5)(6)

   В ходе опроса, проведенного в мае – июне 2004-2005г. Центром

социологических исследований Минобразования России по заказу Управления международного образования и сотрудничества (опрошены 2784 студента из 123стран, обучавшихся на дневных отделениях в 127 вузах 30 российских городов), выявлены основные тенденции в подготовке кадров для зарубежных государств, сложившихся в отечественной высшей школе к настоящему времени.

  Согласно данным, около 2/3 иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на дневных отделениях в течение последних 5-6лет составляют выходцы из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Остальные студенты – граждане СНГ, а также стран Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии. Опрос выявил новою

тенденцию – увеличение среди иностранных студентов, обучающихся  в России, детей советских и  российских эмигрантов, уехавших в  свое время на

32

постоянное время жительства в Германию, Израиль, США, Канаду, Австрию. Получение ими высшего образования в России обходиться в 3-4 раза дешевле по сравнению с затратами на аналогичное образование на Западе.

  Каждый второй опрошенный узнал о российском вузе от тех, кто учился здесь раньше. Для четверти иностранных студентов источником информации стало национальное министерство образования, для каждого 10 – сайты соответствующих российских вузов в Интернете. Эффективность СМИ и рекламных проспектов вуза, а также усилий российских посольств и культурных центров в информировании иностранцев о возможностях обучения в России крайне мала.(см Приложение 5)

  Причины выбора конкретного вуза распределились следующим образом: престижность диплома (20,9%); направили на учёбу национальное министерство образования, компания, фирма, приехали по контракту в рамках

обмена студентами, по гранту (17,3%); привлекло высокое качество обучения в данном вузе (15,9%); рекомендовали  выпускники этого вуза (12,1%); решили

поступать по совету родителей, родственников, друзей, знакомых (11,8%);

низкая стоимость обучения и несложные условия поступления (8%); желание остаться в России, где живут родственники, подходит климат, традиции, культура, хорошая система образования и.т.д.(5%); хорошие условия учёбы и проживания (наличие общежития), хорошее отношение к иностранным студентам (2,5%); убедила реклама вуза (2%); интересующую специальность можно получить только в этом вузе (2%); географически удобное местонахождение вуза (1%); выбор для случайных (3,3%). (43)(27)

  Основные причины отсутствия альтернативы обучения в России следующие: 37,6% респондентов отметили, что в других странах учёба в вузах значительно дороже и на это у них нет денег; 18,8% - что выбирать место получения высшего образования самим им фактически не пришлось: их   

направили в Россию национальное министерство образования, фирма или так

 

33

решили родители; 20% - что  другие возможности даже не рассматривались; 12,6% - хотели учиться только в России; 2,4% - был нужен именно российский диплом; у 2,9% в России живут родственники; 5,7% - назвали другие причины.

    Сравнение результатов опроса 2001 и 2004-2005г. приводит к выводу, что иностранные студенты по – прежнему сталкиваются в нашей стране с трудностями (незнание русского языка, бытовые проблемы, национализм и расизм).(5)(23) (см. Приложение 5)

     Социологические исследования показывают, что представители африканских государств переживают процесс адаптации более болезненно, чем студенты других регионов. Специфическими для них являются лингвистические и психологические трудности. Процесс адаптации африканцев продолжается в течении всего периода обучения в России. Его эффективность зависит от этносоциальной комплементарности в российской социокультурной среде, типа личности студента, агентов социализации. Процесс адаптации

происходит не у всех иностранных студентов. Можно выделить три качественных уровня адаптивности:

  • высокий – полное принятие условий среды с последующей

ассимиляцией, принятием  языка, обычаев, ценностей;

  • средний -  частичное принятие ожиданий среды, проявляющееся в согласии принять обязательные нормы при сохранении элементов собственной традиции;
  • низкий – обособление или отказ от каких либо компромиссов в отношении ценностей, норм, культурных правил, свойственных для социального и этнического окружения. Иногда в случае психологического надлома учащиеся уезжают на родину. (6)

    По статистике, сейчас на платной основе в российских вузах обучаются 72,9%  иностранных студентов. За последнее 10-летие увеличилась доля тех, кто оплачивает учёбу самостоятельно (таковых почти 60%), и сократился

 

34

удельный вес обучающихся  за счёт средств Российского федерального бюджета (17,6%). Остальным учёбу оплачивает государство, из которого они приехали, или направившее их предприятие.(4)

 Основные причины, по которым многим опрошенным будет тяжело трудоустроиться, следующие:

  • на родине не признают российских дипломов о высшем образовании (15,9%);
  • в тех странах, в которых хотел бы работать будущий выпускник (в США, Западной Европе, Канаде, Австрии, Арабских странах), не признаёт российских дипломов (7,8%);
  • на родине нет работы по изучаемой в российском вузе профессии (9,2%);
  • дома придётся подтверждать российский диплом, сдавать специальные экзамены (50,5%);

  Среди граждан  стран СНГ 10% опрошенных хотят  остаться в России на постоянное  жительство и почти каждый 5 – на некоторое время. При этом мотивы следующие:

    1. Россия более динамическая, перспективная страна, здесь больше

возможностей найти  работу и хорошо заработать (на это указали 16% опрошенных иностранных студентов в целом, а среди тех, для кого русский язык родной, - 55%);

    1. нравиться в России (25%);
    2. хотелось бы некоторое время поработать в России по полученной профессии, чтобы приобрести производственный опыт, который не удалось получить в период обучения (17%);
    3. хотелось бы продолжить обучение в России на более высоком уровне (в аспирантуре, ординатуре), собрать научный материал для диссертации (11%); (5)

    Таким образом, российская высшая школа, обучая иностранных граждан из

стран СНГ и Балтии, в определённой степени готовит  кадры специалистов для 

35

самой России. Повышение  конкурентоспособности российских вузов на международном рынке  образовательных услуг предполагает, прежде всего приведение качества подготовки специалистов в соответствии с

международными образовательными стандартами.(14) Оно включает в себя повышение качественного уровня (профессионализма) преподавательского

состава и его заработной платы, улучшение содержания и организации  учебного процесса, его ресурсного обеспечения, качества условий жизни и   предоставление дополнительных мер со стороны руководства территориальных правоохранительных органов в отношении иностранных граждан. И лишь совокупность решения этих задач способна обеспечить дополнительный приток желающих учиться в России не только из развивающихся, но и промышленно развитых стран, а также заметно увеличить доходы вузов от подготовки специалистов для зарубежных стран. (5)(32)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

Глава 5. Ассоциация иностранных студентов в России.

 

  По инициативе самих иностранных студентов, обучающихся в России, поддержке вузов и Министерства образования Российской Федерации была создана "Ассоциация иностранных студентов" в России (АИСР).  
29 мая 1996 года "Ассоциация иностранных студентов" была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации. (Регистрационный номер ЮР-28.) (32) 
Необходимость создания Ассоциации связана со стремлением иностранных студентов объединиться для решения ряда проблем, связанных с их учебой, бытом, отдыхом, повышением интеллектуального и культурного уровня, спортом, медицинским обслуживанием, правовой и социальной защитой.


 АИСР является общественной, неполитической, некоммерческой организацией. Сегодня Ассоциация иностранных студентов объединяет около 89 тысяч иностранных граждан из 162 стран мира, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.  
Созданы 20 филиалов АИСР: в Иваново, Ростове-на-Дону, Твери, Ульяновске, Белгороде, Волгограде, Курске, Санкт-Петербурге, Владимире, Краснодаре, Уфе, Томске, Воронеже, Новосибирске, Омске, Туле, Новомосковске, Самаре, Саратове и Казани. Содействие развитию международного партнерства в области образования, воспитательная работа, организация и проведение внеучебной работы с иностранными учащимися, пропаганда российской школы, связь с выпускниками являются одними из приоритетных и основных направлений деятельности Ассоциации иностранных студентов в России.В условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг и модернизированной пропаганды необходимо создание доверительной атмосферы и установление теснейшего контакта и взаимосвязи, взаимопонимания между иностранными студентами и администрацией,

37

органами управления образованием.

5.1. Основными целями и задачами Ассоциации являются:

— содействие укреплению и углублению взаимопонимания между  иностранными студентами образовательных учреждений Российской Федерации, их общественными организациями и администрацией, органами управления образованием, российскими гражданами, в т.ч. студентами и аспирантами;(32)

— содействие иностранным  студентам в их профессиональной подготовке, представительство и защита прав и интересов иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации;

— оказание содействия образовательным  учреждениям Российской Федерации  в осуществлении набора иностранных  граждан для обучения и повышения  квалификации в образовательных учреждениях Российской Федерации на компенсационной основе;(32)

— содействие укреплению взаимопонимания и дружбы между  народами.

5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией по следующим направлениям деятельности:

1. Оказание информационной, адаптационной и социальной помощи иностранным гражданам, обучающихся в российских образовательных учреждениях.

  Деятельность Ассоциации  строится с учетом состава  контингента иностранных граждан,  обучающихся в образовательных  учреждениях Российской Федерации. Иностранные учащиеся являются посланцами различных стран и народов, многие из них прибывают в Россию (страну,

38

сильно отличающуюся от стран их постоянного проживания по своему политическому, социальному, экономическому и культурному укладу, а также и по климатическим условиям) в юном возрасте, отрываясь от семьи, близких им людей, привычных условий жизни. В связи с этим адаптационный период для большинства из них сопряжен с большими трудностями. Конечно же, основная нагрузка в оказании помощи иностранным учащимся в этот период ложится на те образовательные учреждения, в которых они проходят обучение, но иногда этого бывает недостаточно, поскольку основной задачей учебных заведений является, в первую очередь, организация учебного процесса.

Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов