Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа
На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.
Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................
2)иностранные граждане, выбравшие для получения профессионального образования российское высшее учебное заведение, являются одним из важных источников стабильного экономического состояния вуза, поскольку обеспечивают достаточно устойчивый приток материальных средств в виде оплаты за обучение. Экономический аспект повышенного внимания к процессу привлечения и последующего обучения иностранных студентов предполагает организацию системы мероприятий по созданию комфортной среды обучения, повышающей привлекательность вуза не только в чисто профессиональном плане, но и с социально-психологической точки зрения.
3)отечественные студенты, обучающиеся в университете совместно с иностранными гражданами, активнее включаются в интеркультурные социальные процессы, овладевают особенностями межнационального общения, приобретают черты национальной толерантности. Указанные причины определяют все возрастающий интерес социологов к поиску конкретных путей по повышению эффективности социальной адаптации иностранных граждан к образовательной среде российского вуза, исследованию факторов совершенствования управления этим сложным комплексным процессом.(32)
31
4.1. Мотивы приезда и перспективы трудоустройства.
В ближайшие годы российские высшие учебные заведения будут испытывать трудности с набором абитуриентов из-за депопуляции населения и сокращения численности молодёжи. В сентябре 2003г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, что означает признание в ближайшей перспективе российских вузовских дипломов в Европе. Болонский процесс, рассчитанный до 2010г., выдвигает перед отечественными вузами новые серьёзные требования, среди которых – переход на двухступенчатую форму обучения (бакалавриат и магистратура), систему зачётных единиц ECTS, принятую в европейских университетах, введение системы контроля качества образования, использование унифицированных приложений к диплому (Diploma Supplement) и.т.д. это облегчит трудоустройство выпускников
российских вузов различных стран, что особенно важно для иностранных студентов, обучающихся в России. (5)(6)
В ходе опроса, проведенного в мае – июне 2004-2005г. Центром
социологических исследований Минобразования России по заказу Управления международного образования и сотрудничества (опрошены 2784 студента из 123стран, обучавшихся на дневных отделениях в 127 вузах 30 российских городов), выявлены основные тенденции в подготовке кадров для зарубежных государств, сложившихся в отечественной высшей школе к настоящему времени.
Согласно данным, около 2/3 иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на дневных отделениях в течение последних 5-6лет составляют выходцы из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Остальные студенты – граждане СНГ, а также стран Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии. Опрос выявил новою
тенденцию – увеличение среди иностранных студентов, обучающихся в России, детей советских и российских эмигрантов, уехавших в свое время на
32
постоянное время жительства
в Германию, Израиль, США, Канаду, Австрию.
Получение ими высшего образова
Каждый второй опрошенный узнал о российском вузе от тех, кто учился здесь раньше. Для четверти иностранных студентов источником информации стало национальное министерство образования, для каждого 10 – сайты соответствующих российских вузов в Интернете. Эффективность СМИ и рекламных проспектов вуза, а также усилий российских посольств и культурных центров в информировании иностранцев о возможностях обучения в России крайне мала.(см Приложение 5)
Причины выбора конкретного вуза распределились следующим образом: престижность диплома (20,9%); направили на учёбу национальное министерство образования, компания, фирма, приехали по контракту в рамках
обмена студентами, по гранту (17,3%); привлекло высокое качество обучения в данном вузе (15,9%); рекомендовали выпускники этого вуза (12,1%); решили
поступать по совету родителей, родственников, друзей, знакомых (11,8%);
низкая стоимость обучения и несложные условия поступления (8%); желание остаться в России, где живут родственники, подходит климат, традиции, культура, хорошая система образования и.т.д.(5%); хорошие условия учёбы и проживания (наличие общежития), хорошее отношение к иностранным студентам (2,5%); убедила реклама вуза (2%); интересующую специальность можно получить только в этом вузе (2%); географически удобное местонахождение вуза (1%); выбор для случайных (3,3%). (43)(27)
Основные причины отсутствия альтернативы обучения в России следующие: 37,6% респондентов отметили, что в других странах учёба в вузах значительно дороже и на это у них нет денег; 18,8% - что выбирать место получения высшего образования самим им фактически не пришлось: их
направили в Россию национальное министерство образования, фирма или так
33
решили родители; 20% - что другие возможности даже не рассматривались; 12,6% - хотели учиться только в России; 2,4% - был нужен именно российский диплом; у 2,9% в России живут родственники; 5,7% - назвали другие причины.
Сравнение результатов опроса 2001 и 2004-2005г. приводит к выводу, что иностранные студенты по – прежнему сталкиваются в нашей стране с трудностями (незнание русского языка, бытовые проблемы, национализм и расизм).(5)(23) (см. Приложение 5)
Социологические исследования показывают, что представители африканских государств переживают процесс адаптации более болезненно, чем студенты других регионов. Специфическими для них являются лингвистические и психологические трудности. Процесс адаптации африканцев продолжается в течении всего периода обучения в России. Его эффективность зависит от этносоциальной комплементарности в российской социокультурной среде, типа личности студента, агентов социализации. Процесс адаптации
происходит не у всех иностранных студентов. Можно выделить три качественных уровня адаптивности:
ассимиляцией, принятием языка, обычаев, ценностей;
По статистике, сейчас на платной основе в российских вузах обучаются 72,9% иностранных студентов. За последнее 10-летие увеличилась доля тех, кто оплачивает учёбу самостоятельно (таковых почти 60%), и сократился
34
удельный вес обучающихся
за счёт средств Российского
Основные причины, по которым многим опрошенным будет тяжело трудоустроиться, следующие:
Среди граждан
стран СНГ 10% опрошенных хотят
остаться в России на
возможностей найти работу и хорошо заработать (на это указали 16% опрошенных иностранных студентов в целом, а среди тех, для кого русский язык родной, - 55%);
Таким образом, российская высшая школа, обучая иностранных граждан из
стран СНГ и Балтии, в определённой степени готовит кадры специалистов для
35
самой России. Повышение
конкурентоспособности
международными
состава и его заработной платы, улучшение содержания и организации учебного процесса, его ресурсного обеспечения, качества условий жизни и предоставление дополнительных мер со стороны руководства территориальных правоохранительных органов в отношении иностранных граждан. И лишь совокупность решения этих задач способна обеспечить дополнительный приток желающих учиться в России не только из развивающихся, но и промышленно развитых стран, а также заметно увеличить доходы вузов от подготовки специалистов для зарубежных стран. (5)(32)
36
Глава 5. Ассоциация иностранных студентов в России.
По инициативе самих иностранных студентов,
обучающихся в России, поддержке вузов
и Министерства образования Российской
Федерации была создана "Ассоциация
иностранных студентов" в России (АИСР). |
АИСР является общественной, неполитической,
некоммерческой организацией. Сегодня
Ассоциация иностранных студентов объединяет
около 89 тысяч иностранных граждан из
162 стран мира, обучающихся в образовательных
учреждениях Российской Федерации.
Созданы 20 филиалов АИСР: в Иваново, Ростове-на-Дону,
Твери, Ульяновске, Белгороде, Волгограде,
Курске, Санкт-Петербурге, Владимире, Краснодаре,
Уфе, Томске, Воронеже, Новосибирске, Омске,
Туле, Новомосковске, Самаре, Саратове
и Казани. Содействие развитию международного
партнерства в области образования, воспитательная
работа, организация и проведение внеучебной
работы с иностранными учащимися, пропаганда
российской школы, связь с выпускниками
являются одними из приоритетных и основных
направлений деятельности Ассоциации
иностранных студентов в России.В условиях
высокой конкуренции на рынке образовательных
услуг и модернизированной пропаганды
необходимо создание доверительной атмосферы
и установление теснейшего контакта и
взаимосвязи, взаимопонимания между иностранными
студентами и администрацией,
37
органами управления образованием.
5.1. Основными целями и задачами Ассоциации являются:
— содействие укреплению и углублению взаимопонимания между иностранными студентами образовательных учреждений Российской Федерации, их общественными организациями и администрацией, органами управления образованием, российскими гражданами, в т.ч. студентами и аспирантами;(32)
— содействие иностранным студентам в их профессиональной подготовке, представительство и защита прав и интересов иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации;
— оказание содействия образовательным учреждениям Российской Федерации в осуществлении набора иностранных граждан для обучения и повышения квалификации в образовательных учреждениях Российской Федерации на компенсационной основе;(32)
— содействие укреплению взаимопонимания и дружбы между народами.
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией по следующим направлениям деятельности:
1. Оказание информационной, адаптационной и социальной помощи иностранным гражданам, обучающихся в российских образовательных учреждениях.
Деятельность Ассоциации
строится с учетом состава
контингента иностранных
38
сильно отличающуюся от стран их постоянного проживания по своему политическому, социальному, экономическому и культурному укладу, а также и по климатическим условиям) в юном возрасте, отрываясь от семьи, близких им людей, привычных условий жизни. В связи с этим адаптационный период для большинства из них сопряжен с большими трудностями. Конечно же, основная нагрузка в оказании помощи иностранным учащимся в этот период ложится на те образовательные учреждения, в которых они проходят обучение, но иногда этого бывает недостаточно, поскольку основной задачей учебных заведений является, в первую очередь, организация учебного процесса.
Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов