Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:19, реферат
О времени возникновения игрушки сказать что-либо определенное тяжело. Можно лишь констатировать тот факт, что игрушка появилась на заре развития человечества. Многие педагоги и психологи XIX – начала XX вв. указывают на большое значение в становлении психики ребенка игрушек, которые малыш делает сам. Хорошие игрушки, по их мнению, должны быть для детей материалом или орудием, они должны предоставлять возможность удовлетворить потребности ребенка в деятельности.
О времени возникновения игрушки сказать что-либо определенное тяжело. Можно лишь констатировать тот факт, что игрушка появилась на заре развития человечества. Многие педагоги и психологи XIX – начала XX вв. указывают на большое значение в становлении психики ребенка игрушек, которые малыш делает сам. Хорошие игрушки, по их мнению, должны быть для детей материалом или орудием, они должны предоставлять возможность удовлетворить потребности ребенка в деятельности.
Одним из таких видов игрушек, которые положительно влияют на психическое развитие ребенка, Фребель считал обыкновенную глину для лепки. Вот выдержка из его работ: «…Играя с глиной, и постепенно переходя от одной формы к другой, ребенок постепенно осознает такие понятия как взаимная связь… эти занятия влияют не только на мысленные способности детей, но и на их психику».
Он утверждал, что первыми игрушками ребенка должны быть мягкие цветные мячи такой величины, которая позволяла бы без усилия удерживать его в руке. Уже с 3-месячного возраста ребенку нужно показывать шары различных цветов, которые первоначально мать должна вывешивать перед глазами ребенка, а затем предоставлять самому ребенку возможность действовать с мячом: ощупывать форму, катать мяч, подбрасывать его и т.п.
В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие его личности и всех психических процессов. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и, вместе с тем, удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые привлекают его внимание, заставляют поворачивать к ним голову, затем тянуться рукой.
На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием, к которым является размер и форма, удобство для удержания в руке ребенка.
Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная, деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д. Для того, чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании.
В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, для игровой деятельности ему необходимы куклы, игрушечные мебель, посуда, заводные игрушки, всевозможные автомобили, игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.
В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Дети с удовольствием играют в больницу, школу, космонавтов и т.п.
Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и пр.); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд, машинка). Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и пр. Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
Игрушка практически всегда имеет художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки – это произведения искусства. И не удивительно, что они становились предметом искусствоведческих исследований. Художественные качества игрушки необходимо учитывать и с психологической точки зрения, поскольку именно с этой стороны должны привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус. Материал, с которым играет ребенок, закладывает его взгляд на мир, в том числе эстетический. Поэтому, оценивая игрушку, важно учитывать ее красоту, художественность исполнения, эстетическое воздействие, наконец, ее социальный аспект, связь с окружающей общественной жизнью.
Кроме того, несомненно важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Почти каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Наша культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т.е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, деревянные медведи, лошадки, петрушки и пр.) остаются прежде всего предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.
Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что во-первых, наличие взаимосвязи между характером ведущей деятельности ребенка в разные периоды онтогенеза и необходимых для ее осуществления игрушек (предметов- заместителей). Во-вторых, с одной стороны, игротека ребенка должна учитывать психолого-педагогические аспекты его развития и формирования, а с другой – быть сориентированной на «зону его ближайшего развития».