Виды учреждений социального обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовой статус учреждений социального обслуживания населения в РФ и Пермском крае
1.1. Понятие социальной службы и социального обслуживания в российском законодательстве
1.2. Документация учреждений социального обслуживания населения в Пермском крае
Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения в Пермском крае: виды и специфика деятельности
2.1. Функции, финансирование и проблемы развития системы учреждений социального обслуживания в Пермском крае
2.2.Учреждения социального обслуживания молодежи, детей и женщин
2.3. Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
2.4. Политика органов государственной власти Пермского края в отношении социальных услуг
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

16. Центр экстренной психологической помощи по телефону.

17. Учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.

18. Дом-интернат для ветеранов войны и труда.

19. Психоневрологический интернат.

20. Дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов.

21. Социально-оздоровительный центр.

22. Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

23. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей.

24. Отделение учреждения социального обслуживания.

25. Предприятие социального обслуживания.

26. Социальная гостиница.

27. Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.

28. Центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

29. Центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

30. Специализированный центр социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

31. Центр срочного социального обслуживания.

32. Консультативный центр.

33. Комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий[11].

 

По данным Агентства по управлению социальными службами на 1 августа 2010 г. в Пермском крае насчитывается 90 учреждений социального обслуживания населения[].

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания, (письмо Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК) [6.] Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. [17,45]. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д. [21].

 

 

 

 

 

1.2. Документация учреждений социального обслуживания в Пермском крае

 

В соответствии с Положением о порядке и условиях социального обслуживания населения  Пермского края в социальных службах  документация учреждения социального обслуживания должна включать в себя:

      Устав учреждения;

      Положение об учреждении;

      правила, инструкции, методики;

      документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы);

      документы в области стандартизации;

      прочие документы.

Состав документации конкретного учреждения может быть уточнен по сравнению с изложенным в настоящем стандарте (в сторону увеличения или уменьшения) в зависимости от типа учреждения, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.

В соответствии с этим нормативным актом в Положении об учреждении должны быть указаны следующие основные задачи деятельности:

- выявление совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости и др.), общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учёт;

- определение конкретных форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию и материально-бытового положения;

- оказание необходимых гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг в соответствии с назначением учреждения, а также осуществление социального патронажа нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- внедрение в практику новых и более эффективных форм социального обслуживания населения;

- привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.

В этом положении также указаны иные задачи, которые должно выполнять учреждение социального обслуживания (в том случае если оно имеет определённый профиль) при работе с различными категориями населения (дети, семьи и др.). Эти задачи также фиксируются в Положении об учреждении.

Движение документов в организации  с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки называется документооборотом. От чёткости и оперативности обработки и движения документа зависит скорость  получения информации, необходимой для выработки решения. Поэтому в учреждениях социального обслуживания населения этому всегда  должно уделяться большое внимание.

В настоящее  время  наличие  успешно  действующей  системы  автоматизации делопроизводства и документооборота говорит о благополучии данного учреждения и его руководства. Это означает полную  управляемость подчинённых руководству аппарата, их компетентность,   солидарность и дисциплинированность. [23,37].


Глава 2. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Функции, финансирование и проблемы развития системы учреждений социального обслуживания в Пермском Крае

 

Основными функциями социального обслуживания являются [20,36]:

1. Функция социальной помощи, которая включает:

- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание им ее и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;

- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного образования вследствие временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление.

2. Функция консультирования, которая включает:

- консультирование специалистов (юристы, социологи, педагоги, врачи, психологи и т.д.);

- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству.

3. Функция социального проектирования и реабилитации, которая включает:

- социальную, медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

- медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих.

4. Функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках, которой выделяются три относительно самостоятельных направления:

- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

- распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний

- изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций, потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение.

5. Функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования. [21].

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из [22, 45-46]:

- нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;

- поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

- средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

- финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

- дополнительных средств областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;

- доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;

- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет. [14].

В 2006 году финансирование социального обслуживания граждан в государственной системе социальных служб края осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджетах Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

         С 2007 года социальное обслуживание граждан в государственной системе социальных служб является расходным обязательством Пермского края.

С 2007 года объем расходов на финансирование социальных служб определяется в соответствии с законодательством  Пермского края о порядке формирования бюджета и бюджетном процессе Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год[9].

      Развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

- слабая правовая база системы социального обслуживания;

- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

- отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

- нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

- недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений. [22,63-64].

К примеру, в Пермском крае по данным Минестерства социального развития на 1 июля 2009 г. проживает 8 360 чел. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Из них выпускники интернатных учреждений - 3 720 чел. (44,5 %). Ежегодно из детских домов выпускается порядка 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2006 г. детских домов насчитывалось около сотни, в настоящее время в Пермском крае осталось 15 детских домов, в которых воспитываются около 1000 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Эту удручающую статистику усугубляют следующие цифры: 10% сиротских учреждений не имеют нормальных санитарных условий, 48% зданий требуют капитального ремонта и еще 5% зданий находится в аварийном состоянии.

2.2.Учреждения социального обслуживания молодежи, детей и женщин

 

Одна из печальных примет нашего времени — социальное сиротство, когда дети, формально имеющие родителей, остаются без их попечения и оказываются в сложных житейских ситуациях. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Для того, чтобы эти дети смогли приспособиться к постоянным изменениям в социально-экономической и политической жизни России, необходимо решить вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе.
Социальное сиротство имеет постоянную тенденцию к увеличению, поэтому необходимо уделять большое внимание к решению данной проблемы. Необходимо принимать социально-экономические меры, направленные на сокращение сиротства. 

Информация о работе Виды учреждений социального обслуживания населения