Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа
Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.
Введение
Глава 1. Правовой статус учреждений социального обслуживания населения в РФ и Пермском крае
1.1. Понятие социальной службы и социального обслуживания в российском законодательстве
1.2. Документация учреждений социального обслуживания населения в Пермском крае
Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения в Пермском крае: виды и специфика деятельности
2.1. Функции, финансирование и проблемы развития системы учреждений социального обслуживания в Пермском крае
2.2.Учреждения социального обслуживания молодежи, детей и женщин
2.3. Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
2.4. Политика органов государственной власти Пермского края в отношении социальных услуг
Заключение
Библиографический список
16. Центр экстренной психологической помощи по телефону.
17. Учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.
18. Дом-интернат для ветеранов войны и труда.
19. Психоневрологический интернат.
20. Дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов.
21. Социально-оздоровительный центр.
22. Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
23. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
24. Отделение учреждения социального обслуживания.
25. Предприятие социального обслуживания.
26. Социальная гостиница.
27. Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.
28. Центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
29. Центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
30. Специализированный центр социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
31. Центр срочного социального обслуживания.
32. Консультативный центр.
33. Комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий[11].
По данным Агентства по управлению социальными службами на 1 августа 2010 г. в Пермском крае насчитывается 90 учреждений социального обслуживания населения[].
Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания, (письмо Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК) [6.] Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. [17,45]. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д. [21].
1.2. Документация учреждений социального обслуживания в Пермском крае
В соответствии с Положением о порядке и условиях социального обслуживания населения Пермского края в социальных службах документация учреждения социального обслуживания должна включать в себя:
Устав учреждения;
Положение об учреждении;
правила, инструкции, методики;
документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы);
документы в области стандартизации;
прочие документы.
Состав документации конкретного учреждения может быть уточнен по сравнению с изложенным в настоящем стандарте (в сторону увеличения или уменьшения) в зависимости от типа учреждения, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
В соответствии с этим нормативным актом в Положении об учреждении должны быть указаны следующие основные задачи деятельности:
- выявление совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости и др.), общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учёт;
- определение конкретных форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию и материально-бытового положения;
- оказание необходимых гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг в соответствии с назначением учреждения, а также осуществление социального патронажа нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- внедрение в практику новых и более эффективных форм социального обслуживания населения;
- привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.
В этом положении также указаны иные задачи, которые должно выполнять учреждение социального обслуживания (в том случае если оно имеет определённый профиль) при работе с различными категориями населения (дети, семьи и др.). Эти задачи также фиксируются в Положении об учреждении.
Движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки называется документооборотом. От чёткости и оперативности обработки и движения документа зависит скорость получения информации, необходимой для выработки решения. Поэтому в учреждениях социального обслуживания населения этому всегда должно уделяться большое внимание.
В настоящее время наличие успешно действующей системы автоматизации делопроизводства и документооборота говорит о благополучии данного учреждения и его руководства. Это означает полную управляемость подчинённых руководству аппарата, их компетентность, солидарность и дисциплинированность. [23,37].
Глава 2. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Функции, финансирование и проблемы развития системы учреждений социального обслуживания в Пермском Крае
Основными функциями социального обслуживания являются [20,36]:
1. Функция социальной помощи, которая включает:
- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание им ее и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
- надомные услуги семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;
- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного образования вследствие временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление.
2. Функция консультирования, которая включает:
- консультирование специалистов (юристы, социологи, педагоги, врачи, психологи и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству.
3. Функция социального проектирования и реабилитации, которая включает:
- социальную, медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
- медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих.
4. Функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках, которой выделяются три относительно самостоятельных направления:
- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
- распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний
- изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций, потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение.
5. Функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.
Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования. [21].
Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из [22, 45-46]:
- нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
- поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
- средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
- финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
- дополнительных средств областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;
- доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;
- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет. [14].
В 2006 году финансирование социального обслуживания граждан в государственной системе социальных служб края осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджетах Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
С 2007 года социальное обслуживание граждан в государственной системе социальных служб является расходным обязательством Пермского края.
С 2007 года объем расходов на финансирование социальных служб определяется в соответствии с законодательством Пермского края о порядке формирования бюджета и бюджетном процессе Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год[9].
Развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
- слабая правовая база системы социального обслуживания;
- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
- отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
- нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
- недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений. [22,63-64].
К примеру, в Пермском крае по данным Минестерства социального развития на 1 июля 2009 г. проживает 8 360 чел. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Из них выпускники интернатных учреждений - 3 720 чел. (44,5 %). Ежегодно из детских домов выпускается порядка 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2006 г. детских домов насчитывалось около сотни, в настоящее время в Пермском крае осталось 15 детских домов, в которых воспитываются около 1000 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Эту удручающую статистику усугубляют следующие цифры: 10% сиротских учреждений не имеют нормальных санитарных условий, 48% зданий требуют капитального ремонта и еще 5% зданий находится в аварийном состоянии.
2.2.Учреждения социального обслуживания молодежи, детей и женщин
Одна из печальных примет нашего времени — социальное сиротство, когда дети, формально имеющие родителей, остаются без их попечения и оказываются в сложных житейских ситуациях. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Для того, чтобы эти дети смогли приспособиться к постоянным изменениям в социально-экономической и политической жизни России, необходимо решить вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе.
Социальное сиротство имеет постоянную тенденцию к увеличению, поэтому необходимо уделять большое внимание к решению данной проблемы. Необходимо принимать социально-экономические меры, направленные на сокращение сиротства.
Информация о работе Виды учреждений социального обслуживания населения