Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа
Цель настоящей работы – охарактеризовать философию Р.Декарта.
В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся следующие задачи:
- проанализировать жизненный путь Декарта;
- описать личность Р.Декарта;
- изучить познание и проблему метода;
- рассмотреть учение о субстанции Декарта;
- охарактеризовать дальнейшее развитие концепции Декарта.
Содержание
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
Вся его жизнь в зрелом возрасте была посвящена познанию природы и человека. Основные его произведения: «Геометрия», «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии», «О сострадательных состояниях души». Декарт, рассуждая «Об основах человеческого познания» (так называется первая часть его «Начал философии»), утверждал: «Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение». И тогда будет отвергнуто все - небо, земля, Бог, даже собственное тело, кроме одного-единственного: своего существования, ибо сама наша мысль о сомнении безусловно реальна. «Заключение: я мыслю, следовательно, я существую истинно, есть первое и вернейшее из всех заключений».
Цель настоящей работы – охарактеризовать философию Р.Декарта.
В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся следующие задачи:
- проанализировать жизненный путь Декарта;
- описать личность Р.Декарта;
- изучить познание и проблему метода;
- рассмотреть учение о субстанции Декарта;
- охарактеризовать дальнейшее развитие концепции Декарта.
Предметом исследования выступает философия Р.Декарта. Объектом исследования являются сущность и особенности концепции Декарта.
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери.
В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Маренном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу - сначала в революционную Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу. Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем - ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию, где провёл 20 лет.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки – от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.
Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта: «Рассуждение о методе…» (1637); «Размышления о первой философии…» (1641); «Начала философии» (1644). В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта: Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм. В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления. Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук1.
Кардинал Ришелье благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество.
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а специальным указом было запрещено преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
У людей, заложивших фундамент новой эпохи философии, последняя является продуктом не их академической деятельности и преподавания, а внутреннего призвания и свободного, независимого досуга. Их задача состоит не в насаждении традиционного учения, а в создании элементов и положений нового учения; поэтому схоластической памяти «munus professorium» не отвечает стремлениям этих первых философов, имеющих достаточно забот по приведению в систему своих мыслей и удовлетворению своей потребности в истине. Вне философского досуга эти философы или вращаются в большом свете и преследуют цели, более удовлетворяющие их честолюбие и любознательность, чем академическая деятельность, или посвящают себя всецело скромному служению познанию; они либо светские люди, подобно Бэкону и Лейбницу, либо отшельники, подобно Декарту и Спинозе.
Однако в Декарте некоторым образом соединены черты обоих типов. В сравнении с Бэконом и Лейбницем он кажется отшельником философии, в силу глубокой внутренней склонности пренебрегавшим блеском и обязанностями светского положения и так сильно ощущавшим потребность в познании, что перед ней умолкало всякое честолюбие и даже стремление к научной славе. «Я не ощущаю удовольствия, - пишет он в конце своей автобиографии, - в том, чтобы быть замеченным в свете, и всегда буду считать наслаждение ненарушаемым досугом большим благом, чем почетнейшие должности на земле».
Эта черта говорит о сходстве его со Спинозой; тем не менее, в сравнении с ним Декарт - знатный и богатый светский человек, находящий себе место в обществе великих мира сего, пользовавшийся короткое время теми же, что и они, благами жизни, навсегда сроднившийся с их нравами, заботливо сохранявший внешнюю солидарность со светскими условиями, в которых он жил, избегающий и даже боящийся всякого конфликта с ними - боящийся борьбы, которой не искал, но в которую вступил и которую мужественно выдержал Спиноза, - наконец, достаточно богатый для того, чтобы жгучую жажду знания света утолить в подвижной жизни, в больших и полных разнообразия путешествиях. В жизни Спинозы нет годов странствий, школу которых основательно прошел Декарт. Подобно тому, как его учение содержит в себе семена, из которых вышли системы, разработанные Спинозой и Лейбницем, так и его характер и натура соединяют в себе черты обоих, но таким образом, что здесь светский человек подчинен отшельнику, а стремление к познанию определяет основное направление и строй всей его жизни2.
Потребность в истине заставила его броситься в водоворот большого света и вести жизнь почти авантюриста; он хочет изучить многообразную природу вещей и людей, чтобы собрать материал для своих размышлений. Не сама мирская суета привлекает его, а ее созерцание, оно оплодотворяет его и по удовлетворении его любознательности находит свою истинную жизненную форму в абсолютном и свободном досуге одинокого мыслителя. Он все время живет только для себя и своего интеллектуального самообразования.
Личные склонности и принципы заставляли его уклоняться от внешней борьбы, но не дали ему возможности избежать ее, хотя он никогда не стремился к ней. Он знал, почему он относится к миру так спокойно; его консервативное поведение было настолько же продуманным, насколько и естественным; оно обусловливалось не только методом и принципами, но было вместе с тем необходимым следствием его духовного склада, так как интеллектуальное беспокойство его духа было столь велико, что он нуждался во внешнем покое и не хотел жертвовать им ни за какие блага.
Он не избежал внутренней борьбы, сильнее, чем любая другая, потрясающей человека. Если из истины человек делает долг, то за него он ответственен прежде всего перед самим собой. Быть правдивым по отношению к самому себе есть основное условие всяческой правдивости. Большинство хвалится своей искренностью по отношению к другим и живет в величайшем ослеплении относительно себя самого; из всех обманов самообман - самый худший и наиболее часто встречающийся. От этого злейшего врага истины хотел защититься Декарт путем основательного самоисследования и смелого сомнения. Всякая мнимая истина и воображаемое познание состоят в интеллектуальном самообмане, который, в сущности, есть самообман моральный. Вот тот враг, с которым борется Декарт и которого не отпускает до тех пор, пока не убеждается, что окончательно сразил его. В этом постоянном стремлении к истине, в этой борьбе с интеллектуальным самообманом в какой бы то ни было форме Декарт был одним из бесстрашнейших и величайших мыслителей мира.
Одного взгляда на внутреннюю борьбу, описанную в некоторых его произведениях именно так, как он ее пережил, достаточно, чтобы узнать этого человека, которого при поверхностном знакомстве с ним так мало понимают и так часто неправильно и невежественно осуждают. Во всей философской литературе нет произведения, в котором стремление к истине было бы изображено так же жизненно, индивидуально, захватывающе и вместе с тем так ясно, как в трактате Декарта о методе и в его первых «Размышлениях». Тут мы встречаем то мощное влечение к познанию, то пресыщение книжной ученостью, то сомнение во всем выученном, то отвращение ко всякого рода поучению и улучшению других, ту жажду мира и жизни, то стремление к коренному самообновлению - словом, все те черты, которые выражены в такой грандиозной форме только еще в одном произведении немецкой поэзии.
Вспомним гетевского Фауста, этого глубокомысленного, до всего доискивающегося мыслителя, стремящегося к познанию, попадающего в водоворот сомнений, начинающего с этих пор искать истину только в себе самом и в книге мира, убегающего из ученого кабинета в огромный мир, где он начинает жить лихорадочной и романтической жизнью, не делаясь, однако, его пленником; поищем для этого образа реального человека, пережившего эти моменты, эту борьбу и совершившего такие странствия, - и окажется (еще близко к тому столетию, которое начало слагать легенду о Фаусте), что едва ли кто-нибудь подходит более к этому возвышенному типу, чем Декарт. Ведь и в его жизни был такой момент исканий, когда он надеялся на магическую помощь.
Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.
Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума3.
Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.
Самодостоверность сознания, равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия. В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции: к материалистическому монизму (Х.ДеРуа, Б.Спиноза) и к идеалистическому окказионализму (А.Гейлинкс, Н.Мальбранш)4.
Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всём». Скептицизм был всегда выдающейся чертой французского ума, равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона.
Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряженного стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины. Им совершенно противоположны: с одной стороны - эмпиризм, довольствующийся истиной приблизительной и относительной, с другой - мистицизм, находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании. Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.
Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Началах философии» следующим образом: «Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всем том, в чём найдем хотя бы малейшее подозрение недостоверности. Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её различия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным все, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всем другом ещё сомневаемся».
Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.
Информация о работе Социальное обслуживание населения Приморского края