Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа
Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.
Введение
Глава 1. Правовой статус учреждений социального обслуживания населения в РФ и Пермском крае
1.1. Понятие социальной службы и социального обслуживания в российском законодательстве
1.2. Документация учреждений социального обслуживания населения в Пермском крае
Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения в Пермском крае: виды и специфика деятельности
2.1. Функции, финансирование и проблемы развития системы учреждений социального обслуживания в Пермском крае
2.2.Учреждения социального обслуживания молодежи, детей и женщин
2.3. Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
2.4. Политика органов государственной власти Пермского края в отношении социальных услуг
Заключение
Библиографический список
Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений, принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.
Из Пояснительной записки к проекту Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений":
«Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений направлены на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети»
Цели преобразования учреждений в новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций:
внедрение в бюджетной сфере новых экономических механизмов;
обеспечение основы для реализации социальных гарантий при сохранении объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности;
привлечение инвестиций в отрасли социальной сферы и расширение источников финансирования текущей деятельности этих организаций;
получение необходимых стимулов и условий для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов;
создание конкурентных способов распределения бюджетных средств, развитие соперничества между организациями за получателя социальных услуг;
повышение качества предоставляемых населению услуг.
Также в Пермском крае существует программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально-значимых сферах;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
снижение неустановленных видов оплаты услуг государственных (муниципальных) учреждений;
развитие материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность государственных и муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Смысл реструктуризации бюджетных учреждений заключается в обеспечении установленных для населения социальных гарантий, для чего организациям социальной сферы, находящимся в собственности государства (муниципалитета), устанавливаются государственные задания, за ними закрепляется выполнение определенных социальных функций. При этом механизм функционирования этих организаций должен обеспечить как обязательное развитие их материально-технической базы, так и использование ими новых технологий и методик.
Основной экономический эффект от реструктуризации учреждений можно ожидать за счет повышения преобразованных учреждений в оптимизации структуры расходов и их объемов, поскольку это позволит расходовать сэкономленные средства на те нужды, которые учреждение считает для себя приоритетными.
В Пермском крае ведется активная региональная политика в отношении инвалидов. Это касается изменения инфраструктуры, обеспечивающей инвалидам возможность беспрепятственного доступа к объектам и услугам, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях, создания новых рабочих мест для инвалидов и увеличения финансовой поддержки соответствующих общественных организаций.
Более 91% детей-сирот и детей в Пермском крае, оставшихся без попечения родителей, устроены в семьи. Но тем не менее, продолжает оставаться острой проблема обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый второй ребенок-сирота не имеет закрепленного жилья и нуждается в его получении. Количество детей-сирот и лиц из их числа, признанных нуждающимися в получении жилья, растет из года в год. Так, 2009 году их число достигло 9017 человек, из них претендуют на его предоставление – 2388 детей. В 2009 году дополнительно выявлено 175 лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Екатерина Бербер в своем интервью подчеркивает, что если за 2008-2009 годы жилье получили 548 человек, то в 2010-2011 годах жильем предполагается обеспечить 1155 детей-сирот. Таким образом, все принимаемые меры с учетом эксперимента по предоставлению сертификатов и выплат позволят увеличить количество обеспеченных жильем детей-сирот в 2 раза.
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков в своем докладе отмечает, что в политике краевого правительства появились положительные тенденции в вопросе обеспечения жильем одной из самых незащищенных категорий граждан – детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Но даже такое существенное увеличение финансирования покрывает только треть потребности сирот в жилье. Екатерина Бербер, будучи еще министром социального развития Пермского края, говорила о том, что общая потребность средств для решения проблемы – 2,5 млрд. рублей.
Одна из мер социальной поддержки выпускников детдомов – это предоставление единовременного пособия при выпуске из учреждения и продолжения обучения. Размер выплаты на выпускника в 2009 г. составляет 16 429 рублей (в 2008 г. – 14 159 рублей). Количество получателей в этом году – 460 человек. Общая сумма выплат превышает 7,5 млн рублей. Годом ранее сумма выплат из краевого бюджета составила 6,7 млн рублей.
Кроме того, с этого года выпускники детских домов могут пойти постинтернатное сопровождение. Суть этого нововведения в следующем. Постинтернатные воспитатели оказывают содействия ребятам в получении образования, трудоустройстве, обеспечению реализации прав на жилое помещение и др.
Итогом работы по проекту «Реабилитация семей и детей, находящихся в трудном социально опасном положении» является то, что по данным ИЦ ГУВД подростковая преступность в Пермском крае снизилась на 23,2%.
Министерством культуры и массовых коммуникаций реализуется долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.».
Основными целями Программы являются создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение демографической ситуации в Пермской области, стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.Реализация мероприятий Программы предполагает оказание государственной поддержки участницам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Также в крае действует целый комплекс мер, направленных на поддержку предприятий, организаций и жителей края. Работает Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, в рамках которой организуются общественные и временные работы, переобучение работников предприятий и др.
Рассмотрев и проанализировав некоторые аспекты политики Пермского края в отношении социальных услуг, мы можем сделать вывод о развитии социальных учреждений в Пермском крае и об улучшении социальной сферы общественной жизни, благодаря активным действиям органов государственной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт, предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб.
Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию в Пермском крае служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка в области развития системы социального обслуживания:
развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания;
разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания;
государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа; развитие межрегионального и международного сотрудничества;
информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Большое значение имеет также государственная поддержка кадрового обеспечения сети учреждений социального обслуживания населения.
Современные требования к социальным службам и высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля, обусловили реформы социального обслуживания населения и высшего профессионального образования потребовали адекватной перестройки системы подготовки кадров для социальных служб. Особое значение сегодня приобретает качество обучения, профессионализм профессорско-
По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М. : Проспект, 2009. – 32 с.
2. Гражданский кодекс РФ: части первая, вторая, третья и четвёртая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 476 с.
3. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 № 195-ФЗ // Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.
4. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ// Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.
5. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.
6. Письмо Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК «О Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» // журнал «Социальная защита», 2003 г., № 3.
7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст) // Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.
8. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 53060-2008» утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. № 437-ст. // Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.
9. Указ Губернатора Пермского края от 04.04.2006 N 48, Постановлений Правительства Пермского края от 22.09.2006 N 38-п, от 06.07.2007 N 131-п, от 12.11.2007 N 271-п.
10. Постановление Правительства Пермского края от 25 марта 2010 г. № 113-п «Об утверждении Регламента формирования и ведения реестров государственных услуг в Пермском крае»
11. Постановление Правительства Пермского края от 18.05.2007 N 99-п "О Государственном стандарте социального обслуживания насел
Литература:
12. Байгереев М.В. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета // Человек и труд. 2007. №8. С. 55-60.
13. Бочарова В.Г. Личность, семья, община становятся центром социальных служб // Социальная работа. 2009. №1. С. 3-12.
14. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. Москва 2004.
15. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. М.,2008.
16. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2009.
17. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, М., 2007.
18. Мачюльская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2008.
19. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. Издательство: Владос, 2006
Информация о работе Виды учреждений социального обслуживания населения