Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:12, реферат
Что же является социальным фактом?
Наблюдение социальных фактов.
Социальное познание как установление социальных фактов.
Обыденное и научное употребление понятия "социальный факт".
Три основных вида социальных фактов
Фактом, например, можно считать то, что каждый индивид ест, пьёт, спит, рассуждает. Но подобного рода факты могут интересовать такие науки, как биология и психология. Действительно, с позиции медицины, общество очень заинтересовано в том, чтобы все эти функции индивида отправлялись регулярно. Но помимо этого, во всяком обществе существует определённая группа явлений, отличающихся резко очерченными свойствами от явлений, изучаемых естественными науками. Эти явления носят характер социальных и относятся к области явлений, изучением которых занимается социология.
Например, когда человек действует как брат, супруг или гражданин, когда он выполняет заключённые им обязательства, он выполняет обязанности, установленные вне его правом и обычаями. Это относится ко всем членам общества без исключения. Даже когда эти нормы и обычаи согласны с нашими собственными чувствами и признаем тем самым их реальное существование, их реальность остаётся всё-таки объективной, так как мы не сами создали обычаи и нормы, господствующие в нашем обществе, а усвоили их благодаря воспитанию.
Точно так же верующий при рождении своём находит уже готовыми верования и обряды своей религии; если они существовали до него, то, значит они существуют вне его. Система знаков, которыми люди пользуются для выражения своих мыслей, денежная система, употребляемая для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые в каждой профессии - всё это функционирует независимо от того употребления, которое мы из них делаем. Таким образом, эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.
Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Конечно, когда человек добровольно сообразуется с ними, это принуждение мало или совсем не ощущается, но проявится тотчас же, как только он попытается им сопротивляться.
Таким
образом, социальным фактом является всякий
способ действий, имеющий своё собственное
существование и способный
Социальные факты, обладая лишь различными оттенками, существуют в обществе или социальной группе в виде юридических и нравственных правил, религиозных догматов веры, кодексов вкуса, устанавливаемых литературными школами, требований моды и так далее. Представителем нравственных правил может являться общественная совесть, удерживающая от всякого действия, оскорбляющего их, посредством надзора за поведением граждан и особых наказаний, которыми она располагает. Например, неадекватное в определённой ситуации поведение и неприемлемый для данного общества стиль одежды, в лучшем случае могут вызвать смех окружающих и некоторое отдаление от человека, что, хотя и в более слабой степени, производит то же действие, что и наказание.
Если
бы владелец промышленного предприятия
изъявил желание использовать в
производстве приёмы и методы прошлого
столетия, то он наверняка бы разорился.
И даже если бы ему удалось освободиться
от требований, средств и методов
производства, характерных для научного
и технического прогресса нынешнего
времени, и “успешно” их нарушить,
то при этом он, так или иначе
ощутил бы некоторое сопротивление.
Именно это сопротивление и
Наличие социального факта, который Дюркгейм определяет внешней, социально обусловленной принудительной силой, можно подтвердить другим примером. Достаточно только обратить внимание на то, как воспитывается ребёнок. С самых первых дней жизни ребёнка принуждают есть, пить и спать в определённые часы. Позднее его принуждают к чистоте и послушанию, считаться с другими, уважать обычаи, приличия, учиться, работать. Это давление, испытываемое ребёнком с первых лет его жизни, есть давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образу и имеющей своими представителями родителей, воспитателей и учителей.
Дюркгейм указывает на то, что основным правилом для социолога при изучении социальных фактов, должно быть то, что социальные факты суть вещи, и о них нужно рассуждать как о вещах. Он доказывает это положение тем, что для социолога они составляют единственное данное. Вещью же является всё то, что дано, представлено, а точнее навязано наблюдению. Рассуждать о социальных явлениях как о вещах - значит рассуждать о них как о данных, составляющих отправной пункт науки. Нам дана не идея, пишет Дюркгейм, создаваемая людьми о стоимости, - она недоступна наблюдению, - а стоимости, реально обмениваемые в сфере экономических отношений. Точно таким же образом, нам дано не то или иное представление о нравственном идеале, а совокупность правил, действительно определяющих поведение.
Объектом же социологического исследования следует выбирать лишь группу явлений, определённых предварительно некоторыми установленными признаками, которые будут являться общими для данной группы социальных явлений. Предмет каждой проблемы, будь она общей или частной, может быть установлен согласно следующему принципу. Например, мы констатируем существование некоторого количества действий, обладающих тем внешним признаком, что совершение их вызывает со стороны общества особую реакцию, называемую наказанием. Мы составляем из них совокупность явлений, которые помещаем в одну общую рубрику - свод законов. Мы называем преступлением всякое наказуемое действие и делаем преступление, определяемое таким образом, объектом особой науки - криминологии. Точкой отправления такой науки как криминология должно быть социологическое понятие о преступлении, как о безнравственном действии. Для того чтобы определить, нравственно или безнравственно какое-нибудь действие, необходимо определить, имеет оно или нет внешний признак нравственности. Признак этот заключается в репрессивной санкции или предписании, иными словами в осуждении общественным мнением этого действия.
Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных фактов, он должен рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений. Необходимо так же определить, имеется ли соответствие между рассматриваемым фактом и общими потребностями социального организма, в чём состоит это соответствие, не заботясь о том, чтобы узнать, преднамеренно оно возникло или нет. Все вопросы, связанные с намерениями, слишком субъективны, чтобы можно было рассматривать их научно. Социальные явления, сами по себе, не имеют цели или намерения, потому что они существуют не для достижения полезных результатов, к которым они приводят; они обладают лишь некоей функцией.
Следовательно, чтобы объяснить то или иное социальное явление, нужно отдельно исследовать порождающую его реальную причину и выполняемую им функцию. Например, социальная реакция в виде наказания вызывается интенсивностью коллективных чувств, оскорбляемых преступлением. Но с другой стороны, она так же выполняет полезную функцию поддержания этих чувств в той же степени интенсивности, так как они бы постоянно ослаблялись, если бы за перенесение ими оскорбления не следовало наказания. Таким образом, причина социальных явлений состоит не в сознательном предвосхищении функции, которую они должны выполнять; наоборот, эта функция состоит во многих случаях в поддержании ранее существовавшей причине, из которой социальные явления проистекают. Можно сказать, что социальные явления оказывают обществу своего рода “услугу”, обладающую свойством “стимула” для коллективных чувств.
Исходное
начало всякого социального процесса
следует искать в устройстве внутренней
социальной среды. Поэтому задача социолога
заключается не только в установлении
существующих социальных явлений, но и
в обнаружении различных
Познанием
называется процесс
Факт социальный - это единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В онтологическом смысле социальные факты - это события, имевшие место вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном смысле социальные факты - события, обоснованно описанные в четких понятиях с указанием существенных характеристик социальной ситуации, в которой они имели место. Социальный факт, в отличие от природного, представляет собой единство объективного (материи) и субъективного (смысла). Понятие социального факта как исходная ступень теоретического (и социально-философского) анализа представляет.
Различают три вида социальных фактов:
1. действия
или поступки отдельных
2. продукты
материальной или духовной
3. словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор,
группировка и интерпретация
социальных фактов во многом зависят
от мировоззрения исследователя, интересов
той социальной группы, к которой
он принадлежит, а также от задач,
которые он ставит перед собой. Отдельные
события социальной действительности,
как правило, являются элементарными
"частичками" массового процесса.
Задача социолога - отделить индивидуальные
различия, имеющие систематический
характер, от случайных и тем самым
описать устойчивые свойства данного
процесса. Для этого применяется
аппарат вероятностной
1) описанию
и обобщению подлежат
2) обобщение
повторяющихся событий
3) описание
и обобщение социальных
Понятие
"социальный факт" может рассматриваться
и в ином, качественном, смысле: как
единичный факт, имеющий многоплановую
социальную интерпретацию.
6. Общество как совокупность социальных фактов.
Э. Дюркгейм о социологии как науке, изучающей социальную реальность, элементами которой являются социальные факты.
Дюркгейм считал, что для существования социологии как самостоятельной науки необходимо наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых - общество. Эти факты и составляют предмет социологии.
В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Раз личные общественные науки становятся как бы разделами, ветвями социологии, исследующими коллективные представления в их конкретной форме - юридической, моральной, религиозной, экономической и т. п. Представителей различных дисциплин должна объединять общая точка зрения на характер социальных фактов, общие критерии их оценки, общий метод исследования. Только при таком условии социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой, а труды обществоведов - монографиями, ничем не связанными друг с другом и лишенными познавательной ценности. Дюркгейм распространял свои планы "социологизации" на теорию познания и логику, а также на нефилософские науки историю, этнографию, экономику и др.