Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
сравнительная характеристика программ качественного и количественного подходов. Цель – сравнительный анализ структуры и содержания программ качественного и количественного социологических исследований.
Однако можно сочетать качественную и количественную стратегию, и это часто делается в исследованиях. Однако обычно исследователи все же ставят основной акцент на той или иной процедуре исходя из своей предыдущей подготовки или же специфики проблем, которые они изучают. В таком случае альтернативные (качественные или количественные) данные могут служить хорошей иллюстрацией при описании результатов.
По
мере составления программы решаются
проблемы выбора объекта, разрабатываются
конкретные методики сбора, обработки
и анализа данных, проблема надежности
эмпирической информации, проблема научной
интерпретации данных. Плохо обоснованное
и подготовленное социологическое исследование
приводит к ничтожным теоретическим выводам,
к малоэффективным практическим рекомендациям
и нередко совершенно не оправдывает тех,
часто значительных материальных ресурсов,
которые были затрачены на проведение
данного исследования. Только хорошая
программа социологического исследования
может обеспечить успех всего исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Алексеев, Б.К. Изучение общественного мнения: вопросы организации исследования / Б.К.Алексеев, Б.З.Докторов, Б.М.Фирсов // Социологическое исследования. - 1981. - №1. - С.78-85.
2 Артёмов, В.А. Структура исследования. Программа (проект) исследования : учеб.пособие / В.А.Артёмов.- Новосибирск : Наука, 1977. – 253 с.
3 Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологического исследований: учеб. / Г.С.Батыгин. - М. : Аспект Пресс, 1996. – 286 с.
4 Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы: учеб. пособие / М.К.Горшков, Ф.Э.Шереги. – М. :Альфа : ИНФРА-М, 2009. – 416 с.
5 Готлиб, А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Флинта : МПСИ, 2005. – 384 с.
6 Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф.Девятко.-Екатеринбург : Екатеринбург.ун-та, 1998. – 87 с.
7 Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учеб. / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М. : ИНФРА – М, 2009. – 768 с.
8 Жабский, М.И. Методология прикладного социологического исследования /М.И.Жабский. - М. : Альфа : ИНФРА-М, 1976. – 287 с.
9 Завгородний, А.И. Методика эмпирических исследований в социологии: учеб. пособие / А.И.Завгородний, Н.В.Шахматова.- Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернешевского. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1995. - 120 с.
10 Зборовский, Г.Е. Прикладная социология /Г.Е.Зборовский , Е.А.Шуклина. – М. : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2004. – 176 с.
11 Кошкин, О.А. Качественное исследование и типы анализа и программное обеспечение / О.А.Кошкин , Р. Теш // Социологический журнал. - 1994. №1. С. 192-194.
12 Локутин, О.В. Качественная и количественная информация в социологии / О.В.Лоскутин, Ю.Н. Толстова // Социс. 1992. № 8. С. 72-77
13 Маслова, О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам «Круглого стола») / О.М.Маслова // Социология. - 1995. - №5-6. - С. 5-15.
14 Рабочая книга социолога /ред. Г.В.Осипов.- 3-е изд. - М. : Наук, 2003. – 345 с.
15 Семёнова, В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию / В.В. Семёнова. - М. : Добросвет, 1998. -292 с.
16 Словарь прикладной социологии – Минск : Изд-во Минск. ун-та, 1984. – 405 с.
17 Тихонова, Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках / Е.В. Тихонова. – М. : ГУУ, 2007. – 356 с.
18 Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций / В.А.Ядов. – СПб. : Интерсоцис, 2006. – 287 с.
19 Ядов, В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А.Ядов. - 2-е изд. – Самара : Изд-во Самарск. ун-та, 1995. – 331 с.
20
Ядов, В.А. Стратегия социологического
исследования: описание, объяснение, понимание
социальной реальности. / В.А.Ядов. – М.
: Добросвет, 1999. – 596 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Программа социологического исследования.
Адаптация студентов первого курса (на примере АмГУ).
Актуальность исследования: одной из наиболее важных проблем обучения в современных вузе является адаптация студента не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды. Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими новой социальной роли студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своей новой роли. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить для него виды деятельности.
Специфика процесса адаптации определяется различием методов обучения и организации этого процесса в школах и вузах, что порождает своеобразный отрицательный эффект. Начало обучения в высшем учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той социальной средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Будет ли заложен в период адаптации студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления, или с приходом в учебное заведение выпускник школы попадет в чужой, непонятный, а, следовательно, и враждебный мир?
Адаптация
– это предпосылка активной деятельности
и необходимое условие ее деятельности.
В этом заключается положительное
значение адаптации для успешного
функционирования индивида в той
или иной социальной роли. Под адаптационной
способностью понимают способность человека
приспосабливаться к различным требованиям
(социальным и физическим) среды без ощущения
внутреннего дискомфорта и без конфликта
со средой. Успешную адаптацию студентов
можно рассматривать как их включенность:
в новую социальную среду; в учебно-познавательный
процесс; в новую систему
Продолжение
ПРИЛОЖЕНИЯ А
отношений. Бывшие школьники, поступающие в вуз, – только на пути к самоопределению.
Многие
осознанно выбрали
Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение. Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы первого курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.
Таким
образом, выявление трудностей, выступающих
перед студентами на первом курсе
в вузовской системе обучения,
и определение путей их преодоления
позволит повысить академическую активность
студентов, успеваемость и качество знаний.
Решение этой проблемы позволит избежать
отчисления студентов на первом курсе,
сохранить знания, полученные в средней
школе, и выработанную привычку к дисциплине
и труду; усилить интеллектуальный потенциал
нашей страны. Студенческая жизнь начинается
с первого курса и, поэтому успешная адаптация
первокурсника к жизни и учебе в вузе является
за-
Продолжение
ПРИЛОЖЕНИЯ А
логом дальнейшего развития каждого студента, как человека, так и как будущего специалиста.
Проблема: приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и в результатах обучения в школах и вузах,
первокурсникам не достаёт различных навыков, умений и информации, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой обучения.
Цель: изучить адаптацию студентов первого курса к обучению в вузе.
Предмет: адаптация студентов первого курса.
Объект: студенты первого курса АмГУ, обучающиеся на очном отделении.
Задачи:
1. изучить адаптацию студентов первого курса к формальной социальной среде.
1.1
изучить адаптацию студентов
первого курса АмГУ к
1.2.
адаптацию студентов первого
курса АмГУ к ближайшему
2. изучить адаптацию студентов первого курса к неформальной социальной среде.
2.1 выявить адаптацию студентов первого курса АмГУ к жизни в общежитии;
2.2
исследовать адаптацию
Теоретическая интерпретация понятий.
Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида, за пределы готовой конечной формы. Чем менее выражено в индивиде личностное начало, тем более социальная адаптация носит характер приспособления к условиям новой среды. В нашем случае такой новой социальной средой является студенческий социум и адаптивное поведение в нём, которое можно определить как совокупность саморегулирующихся процессов, обеспечиваемых врождёнными или приобретёнными качествами (коммуникабельность, терпимость, усидчивость, ответственность, общительность и др.).
Формальная
социальная среда
- совокупность материальных, экономических,
социальных, политических и духовных условий
существования, формирования и деятельности
Продолжение
ПРИЛОЖЕНИЯ А
индивидов и социальных групп, основанных на отношениях, установленных в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы власти.
Неформальная социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп, основанных на отношениях формирующихся на основе личных привязанностей (способах действий, отличных от формально – признанных).
Самоорганизация - процесс упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия.
Образовательный процесс - целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся; процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
Информация о работе Структура и содержание программы социологического исследования