Структура и содержание программы социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

сравнительная характеристика программ качественного и количественного подходов. Цель – сравнительный анализ структуры и содержания программ качественного и количественного социологических исследований.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая Вагнер.docx

— 118.53 Кб (Скачать)

     Однако  можно сочетать качественную и количественную стратегию, и это часто делается в исследованиях. Однако обычно исследователи все же ставят основной акцент на той или иной процедуре исходя из своей предыдущей подготовки или же специфики проблем, которые они изучают. В таком случае альтернативные (качественные или количественные) данные могут служить хорошей иллюстрацией при описании результатов.

     По  мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются  конкретные методики сбора, обработки  и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной  интерпретации данных. Плохо обоснованное и подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех, часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. Только хорошая программа социологического исследования может обеспечить успех всего исследования. 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

     1 Алексеев, Б.К. Изучение общественного мнения: вопросы организации исследования / Б.К.Алексеев, Б.З.Докторов, Б.М.Фирсов // Социологическое исследования. - 1981. - №1. - С.78-85.

     2 Артёмов, В.А. Структура исследования. Программа (проект) исследования : учеб.пособие / В.А.Артёмов.- Новосибирск : Наука, 1977. – 253 с.

     3 Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологического исследований: учеб. / Г.С.Батыгин. - М. : Аспект Пресс, 1996. – 286 с.

     4 Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы: учеб. пособие / М.К.Горшков, Ф.Э.Шереги. – М. :Альфа : ИНФРА-М, 2009. – 416 с.

     5 Готлиб, А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Флинта : МПСИ, 2005. – 384 с.

     6 Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф.Девятко.-Екатеринбург : Екатеринбург.ун-та, 1998. – 87 с.

     7 Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учеб. / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М. : ИНФРА – М, 2009. – 768 с.

     8 Жабский, М.И. Методология прикладного социологического исследования /М.И.Жабский. - М. : Альфа : ИНФРА-М, 1976. – 287 с.

     9 Завгородний, А.И. Методика эмпирических исследований в социологии: учеб. пособие / А.И.Завгородний, Н.В.Шахматова.- Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернешевского. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1995. - 120 с.

     10 Зборовский, Г.Е. Прикладная социология /Г.Е.Зборовский , Е.А.Шуклина. – М. : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2004. – 176 с.

     11 Кошкин, О.А. Качественное исследование и типы анализа и программное обеспечение / О.А.Кошкин , Р. Теш // Социологический журнал. - 1994. №1. С. 192-194.

     12 Локутин, О.В. Качественная и количественная информация в социологии / О.В.Лоскутин, Ю.Н. Толстова // Социс. 1992. № 8. С. 72-77

     13 Маслова, О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам «Круглого стола») / О.М.Маслова // Социология. - 1995. - №5-6. - С. 5-15.

     14 Рабочая книга социолога /ред.  Г.В.Осипов.- 3-е изд. - М. : Наук, 2003. – 345 с.

     15 Семёнова, В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию / В.В. Семёнова. - М. : Добросвет, 1998. -292 с.

     16 Словарь прикладной социологии – Минск : Изд-во Минск. ун-та, 1984. – 405 с.

     17 Тихонова, Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках / Е.В. Тихонова. – М. : ГУУ, 2007. – 356 с.

     18 Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций / В.А.Ядов. – СПб. : Интерсоцис, 2006. – 287 с.

     19 Ядов, В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А.Ядов. - 2-е изд. – Самара : Изд-во Самарск. ун-та, 1995. – 331 с.

     20 Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. / В.А.Ядов. – М. : Добросвет, 1999. – 596 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 
 

Программа социологического исследования.

Адаптация студентов первого  курса (на примере  АмГУ).

    Актуальность  исследования: одной из наиболее важных проблем обучения в современных вузе является адаптация студента не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды. Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского  обучения, приобретение ими новой социальной роли студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своей новой роли. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить для него виды деятельности.

     Специфика процесса адаптации определяется различием  методов обучения и  организации этого процесса в школах и вузах, что порождает своеобразный отрицательный эффект. Начало обучения в высшем учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той социальной средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Будет ли заложен в период адаптации студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления, или с приходом в учебное заведение выпускник школы попадет в чужой, непонятный, а, следовательно, и враждебный мир?

     Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное  значение адаптации для успешного  функционирования индивида в той  или иной социальной роли. Под адаптационной  способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность: в новую социальную среду; в учебно-познавательный процесс; в новую систему  

                Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А 
                 

отношений. Бывшие школьники, поступающие в  вуз, – только на пути к самоопределению.

     Многие  осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На «базе» этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов. Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели.

     Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение. Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы первого курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.

     Таким образом, выявление трудностей, выступающих  перед студентами на первом курсе  в вузовской системе обучения, и определение путей их преодоления  позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллектуальный потенциал нашей страны. Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является за- 

                Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А 

логом дальнейшего развития каждого студента, как человека, так и как будущего специалиста.

     Проблема: приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и в результатах обучения в школах и вузах,

первокурсникам  не достаёт различных навыков, умений и информации, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой обучения.

     Цель: изучить адаптацию студентов первого курса к обучению в вузе.

     Предмет: адаптация студентов первого курса.

     Объект: студенты первого курса АмГУ, обучающиеся на очном отделении.

     Задачи:

     1. изучить адаптацию студентов  первого курса к формальной  социальной среде.

     1.1 изучить адаптацию студентов  первого курса АмГУ к образовательному  процессу;

     1.2. адаптацию студентов первого  курса АмГУ к ближайшему окружению  (одногруппники)

     2. изучить адаптацию студентов  первого курса к неформальной  социальной среде.

     2.1 выявить адаптацию студентов  первого курса АмГУ к жизни  в общежитии;

     2.2 исследовать адаптацию студентов  первого курса АмГУ к внеучебной  деятельности.

        Теоретическая интерпретация понятий.

    Социальная  адаптация – это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида, за пределы готовой конечной формы. Чем менее выражено в индивиде личностное начало, тем более социальная адаптация носит характер приспособления к условиям новой среды. В нашем случае такой новой социальной средой  является студенческий социум и адаптивное поведение в нём, которое можно определить как совокупность саморегулирующихся процессов, обеспечиваемых врождёнными или приобретёнными качествами (коммуникабельность, терпимость, усидчивость, ответственность, общительность и др.).

    Формальная  социальная среда  - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности   

                Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А 
                 

индивидов и социальных групп, основанных на отношениях, установленных в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы власти.

      Неформальная социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности  индивидов и социальных групп, основанных на отношениях формирующихся на основе личных привязанностей (способах действий, отличных от формально – признанных).

    Самоорганизация - процесс упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия.

    Образовательный процесс - целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся; процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

Информация о работе Структура и содержание программы социологического исследования