Структура и содержание программы социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

сравнительная характеристика программ качественного и количественного подходов. Цель – сравнительный анализ структуры и содержания программ качественного и количественного социологических исследований.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая Вагнер.docx

— 118.53 Кб (Скачать)

     Первое  требование - необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале.

     В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно иначе.

     Подобный  вывод нередко возникает и  при работе по тщательно сформулированной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной целенаправленной проверки по новой программе. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом - плод творческого поиска, тогда как в первом случае она является итогом неиспользованных возможностей.

     Второе  требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.

     Третье  требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.

     Иначе говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.

     Четвертое требование - гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.

     Например, в ходе пилотажа (пробы методик) обнаруживается, что эмпирическая интерпретация некоторого важного понятия неудовлетворительна. Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и, конечно же, предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением понятия). Обычно на стадии предварительного целостного анализа объекта продолжается работа над уточнением понятий, а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета [20, c. 78-81].

     Нередко разработка программы проходит два  этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировки гипотез; за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану, и, наконец, составляется полная программа исследования с учетом литературных источников и полевых наблюдений.

     Наконец, не все исследовательские программы непременно должны строиться по той жесткой схеме, что была предложена выше. Особенности типа исследования - теоретико-прикладного или практически-прикладного - накладывают отпечаток на детали ее компоновки и построения.

     Программа может быть опубликована как самостоятельный научный труд. Причем не исключено, что по этой программе другие исследователи будут собирать и анализировать эмпирический материал, тем самым добиваясь совместными усилиями повышения его познавательной ценности и представительности. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.

     Качественный  и количественный подходы существенно  различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. В зависимости от целей и исследовательских задач, а также фокуса интереса исследователь избирает ту или иную тактику, но при этом должен четко следовать избранной логике. Поэтому в следующей главе будет рассмотрено содержание программ количественного и качественного исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

     2.1 Программа количественного социологического исследования

     Методологический  раздел

     Проблема, объект и предмет  исследования

     Исходным  пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы:

     1. В гносеологическом смысле, проблемная ситуация - это «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях, людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий».

     2.Предметная сторона проблемы социологического исследования - это явления и процессы, вызывающие беспокойство.

     Предметная  и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. Это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества.

     Сам характер противоречия, лежащего в основе социальной проблемы, предопределяет тип исследования, будет ли оно прикладным или теоретико-прикладным.

     Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

     а) от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний;

     б) от уровня зрелости общественной потребности  в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий;

     в) от состояния научного и практического знания в соответствующей области. Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса, а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, то есть конкретизирует проблему.

     Выделяют  следующие формальные требования к  развертыванию проблемы исследования:

- возможно более точное разграничение между «проблематичным», то есть искомым, неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;

- отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;

- расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету [20, c. 38-42].

     Формулировка  проблемы влечет за собой выбор конкретного  объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию.

     Помимо  объекта выделяется также предмет, изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную проблему, постольку предмет это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

     Обычно  предмет исследования содержит в  себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез.

     Определение цели и постановка задач исследования.

     Цели  и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев.

     Цель - это модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур. Ожидаемым результатом фундаментального или теоретического исследования может быть новое знание о структуре, функциях и формах развития социального объекта

     Целью исследования может быть получение  описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики, так же подготовка и разработка диагноза, то есть анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов её возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию. Целью исследования может быть разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию [7, c. 160-163].

     Чёткое  определение цели исследования является надёжной профилактикой, с одной стороны, завышенных ожиданий заказчика и необоснованных претензий к социологу на этапе приёма и оценки результатов его труда. А с другой стороны, чёткая формулировка цели, определение формы представления результатов исследования предостережёт социолога от необоснованных обещаний. Иначе говоря, определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования.

     Задачи  - конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.

     Задачи  формулируют вопросы, на которые  должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения методических вопросов. Очень важно различать программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. В сущности, каждая стадия развертывания программы и анализа получаемых данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность невозможно. Говоря в целом, формулировка задач исследования  это не единовременный акт, но скорее процесс. Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные задачи исследования.

     Цель исследования логически диктует структуру его основных задач, теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач.

     Уточнение и интерпретация  основных понятий

     Обоснованность  научных и практических предположений (гипотез) проверяется путем сопоставления общих посылок с менее общими, а в конечном счете - на основе непосредственного соотнесения с описанием элементарных фактов. Чтобы проделать этот сложный путь, необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают.

     Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а  определение этого понятия через  указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков - операциональным определением.

     Операциональное определение раскрывает лишь некоторое содержание термина и предлагает частичное пояснение его значения. Тем более невозможна полная эмпирическая интерпретация теории. Теория связана со своим эмпирическим базисом так, что в более или менее однозначном отношении с эмпирической основой находятся лишь отдельные элементы теоретической системы, отдельные «точки», то есть понятия, «в состав которых входят признаки, указывающие условия их эмпирического применения, выявляющие некоторый эмпирически обнаруживаемый индикатор ненаблюдаемой сущности». Такие понятия или суждения выступают «представителями» системы в целом. Тогда остальные элементы теоретической системы получают косвенную интерпретацию. «Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логической связи терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями». Таким путем эмпирическая интерпретация как бы передается по цепочке логических связей понятий в направлении, обратном тому, по которому осуществлялось развертывание теории.

     При разработке программы социологического исследования исследователь должен в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проворить гипотезы на базе фактических данных. Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для нашей задачи отношении. А существенное отношение, в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования.

Информация о работе Структура и содержание программы социологического исследования