Структура и содержание программы социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

сравнительная характеристика программ качественного и количественного подходов. Цель – сравнительный анализ структуры и содержания программ качественного и количественного социологических исследований.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая Вагнер.docx

— 118.53 Кб (Скачать)

     Как правило, исследователи обращаются к простым, типичным представителям определенной общности. Но для исследования под углом зрения «нормы-отклонения» более подходят экстремальные случаи, а для изучения «пересечения» разных культур - маргиналы.

     При обосновании выбора субъектов желательно рационально обосновать, почему именно данные случаи или индивиды стали объектом анализа, и как это соотносится с общими целями.

     Особый  интерес представляет интервью с  выдающимся человеком, так как его  опыт в концентрированном виде отражает черты, свойственные представителям определенной социальной среды, общества определенного временного периода. Однако доступ к таким людям затруднен.

     Важно иметь в виду, что люди, привыкшие  давать публичные интервью, достаточно четко различают деловую и личную тематику. Относительно собственной жизни их разговорить намного сложнее, чем простых людей. Наилучший объект для интервьюирования тот, кто рассказывает о своей жизни впервые. Специфика же общения с выдающимся человеком состоит в том, что интервьюер должен тщательно подготовиться к диалогу и быть достаточно информированным в той области, о которой пойдет речь, дабы не выглядеть полным дилетантом. Хотя, естественно, уточняющие вопросы здесь также будут уместны.

     На  этапе поиска доступа и установления контакта нужно прежде всего решить, где легче всего искать таких людей, каковы их сообщества и формы организации. Личные контакты через общих знакомых являются, пожалуй, наилучшим способом вхождения в «целевую среду», даже очень закрытую, если вести поиск направленно, мобилизовав все свои связи.

     Отобрав возможные кандидатуры и заручившись  их согласием, полезно обговорить с будущим интервьюируемым его права, а также возможности использования личной информации в научных целях.

     С этической и правовой точки зрения закономерно поэтому заранее  договориться о нескольких вещах:

     1. О возможности и форме использования личных документов (анонимно, частично, с комментариями, с предварительным разрешением на публикацию, не для печати и т.д.).

     2. Желательно получить письменное согласие участвовать в исследовании.

     3. Предупредить о его праве в любой момент отказаться от участия в исследовании или от освещения определенных тем.

     4. Дать обязательство не разглашать информацию личного характера вне своего исследовательского коллектива и защищать конфиденциальность сведений, полученных от участника исследования [15, с. 96-98].

     В рамках установления первичного контакта желательно также попросить будущего информанта заполнить бланк сведений о нем, что позволяет составить предварительный план интервью и вести свободную беседу, не задавая нетактичных вопросов. Проблема доступа в закрытые сообщества имеет свою специфику. Здесь важно заручиться согласием на интервью хотя бы одного члена группы, который, после установления с ним контакта и проведения интервью, мог бы порекомендовать двух-трех своих знакомых из того же круга, а они, в свою очередь, «передадут» исследователя дальше.

     В случае этнографического исследования или кейс-стади тактика состоит в первоначальном поиске «посредника», связывающего исследователя с группой, а затем в контакте с ключевой фигурой - человеком, который долгое время является членом группы и имеет ключевой статус в ней. Такой человек - наилучший информант о ее культурных нормах, традициях, неформальной структуре. Выход на такую ключевую фигуру обеспечит дальнейшие контакты, облегчит поиск других информантов и таким образом познакомит «внешнего» человека с особенностями сообщества.

     Важной  особенностью организации интервью, особенно глубинных, доверительных, является выбор места: дома, на работе, в кругу общения. Неверный выбор места интервью может привести к смещению фокуса идентичности индивида, например на публике респондент может войти в роль «официального» рассказчика.

     При обосновании количества случаев существуют в основном две стратегии. Один из способов обоснования - метод «снежного кома». Когда 20-й, 30-й человек называет имена тех, кого мы уже проинтервьюировали, можно предположить, что в основном некая совокупность представителей данного типа уже охвачена. То же самое происходит, если каждое последующее интервью не дает ничего нового, а является по сути повторением уже известных нам точек зрения и круга проблем - значит, достигнут порог насыщения.

     Теоретическая выборка - отбор случаев (или индивидов) на основе их характеристик, отражающих определенный аспект разрабатываемой теории. Такой отбор начинается с рассмотрения гомогенных (подобных) случаев, с тем, чтобы потом в ходе построения теории дополнительно отобрать и изучить противоположные или вариативные случаи. Это позволяет уточнить первичные теоретические построения через описание противоположных тенденций и их эмпирических проявлений.

     При любой тактике  отбора единиц наблюдения необходимо логическое обоснование своего выбора, хотя бы на уровне здравого смысла, для  подтверждения в дальнейшем достоверности своих выводов. Этим правилом нельзя пренебрегать. Оно заменяет процесс обоснования выборки в количественном исследовании и при рациональном объяснении принципов отбора снимает пресловутый вопрос критиков о достоверности и надежности качественных данных: можно ли доверять данным качественного исследования, если в его основании лежит анализ всего нескольких случаев?

     Рабочий план исследования

     Рабочий план исследования составляет непременный раздел программы. В нем поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и тому подобное, обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы.

     Таким образом анализируя информацию можно отметить что для познания «системных» проблем необходимо знание, основанное на количественных данных, их объяснении и формулировке в виде категорий, абстракций. Для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей, их практики необходимо знание, полученное с помощью качественного исследования, основанное преимущественно на понимании и интерпретации.

     Качественное играет решающую роль на более низком, эмпирическом, уровне исследования: там, где мы имеем дело с изучением конкретного опыта, переживаний реальных людей, там, где необходимо понимание. В то же время количественное исследование оказывается более информативным. При этом каждый вид дополняет друг друга.

     Частный характер качественного исследования задает аспект интереса (рассмотрение с точки зрения отклонения от нормы, индивидуального своеобразия), отбор случаев (описание отдельных случаев), а также широту обобщения - распространение выводов на определенную узкую совокупность схожих случаев. Выводы, полученные на одних объектах, носят относительный характер и могут быть отвергнуты последующими исследованиями на других объектах. В отдельных случаях узко фокусированное изучение ставит под сомнение саму возможность распространения выводов на другие объекты.

     Обобщенный  характер количественного исследования проявляется в упорядочивании структуры сложных социальных объектов (при специфике каждого); широте распространения выводов проведенного исследования на всю совокупность аналогичных объектов, а также в форме представления конечных данных (в виде цифр и таблиц).

     Статистическое  обобщение количественного исследования основано на статистической репрезентации генеральной совокупности. Критерием надежности выводов здесь служит достоверное повторение установленных связей на других объектах.

     Аналитическое обобщение, конструируемое в результате качественного исследования в виде частной теории, противостоит статистическому. Аналитическое предполагает сравнение результатов по одному объекту с аналогичными (чаще всего противоположными) объектами для подтверждения или опровержения первичных выводов.

     Одномерный  метод (то есть использование только одного - статистического способа познания социальной реальности) количественного исследования противостоит многомерному, характеру качественного исследования. Это означает, что последний базируется на многостороннем анализе объекта и привлекает для этого разные источники информации: например, наблюдение может дополняться интервью, анализом официальных и частных документов; возможно также одновременное использование качественных и количественных данных об объекте, привлечение исторических документов, видеозаписей и так далее.

     Естественный  способ познания объекта присущ качественному исследованию. Естественность подразумевает неструктурированные методы сбора данных (свободное интервью, наблюдение, анализ документов), а также комплексный анализ ситуации или процесса во всем жизненном многообразии составляющих элементов. Естественность означает широкое использование естественной живой речи конкретных индивидов и более живой язык в изложении результатов. Она предполагает также прямой визуальный контакт исследователя с исследуемым в привычной для него обстановке.

     Искусственность количественного исследования предполагает акцент на предварительно заданных гипотезах и характеристиках объекта; концентрацию на заранее разработанной схеме анализа; изучении определенных переменных и поиске характера связей между ними. В результате описываются логические связи между переменными, а социальное многообразие других, не изучаемых связей (как внутри, так и вовне предмета анализа), остается «за скобками» исследовательского интереса.

     Качественный и количественный исследования существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. В зависимости от целей и исследовательских задач, а также фокуса интереса исследователь избирает ту или иную тактику, но при этом должен четко следовать избранной логике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной курсовой достигнуты поставленные цели, то есть проанализированы структура и содержание  программ качественного и количественного исследований. А так же выполнила поставленные задачи: рассмотрены основные функции программы социологического исследования, сопоставлены структуры программ качественного и количественного исследований и рассмотрены основные требования к программе социологического исследования.

     Цели  социологического исследования - анализ проблем, имеющих ключевое значение для жизни общества. Главная причина обращения к социологическим исследованиям - потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты.

     Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно - технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

     Методология - составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, система норм и регуляторов проведения социологического исследования. Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса. Программа включает ряд элементов, которые были выделены в данной курсовой работе.

     Создавая  исследовательские программы, социолог - методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Теория дает объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает, как надо исследовать, то есть дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

     Можно сказать, что существует два вида стратегии социологического исследования: качественная и количественная, они  существенно отличаются, следовательно  программы этих стратегий различаются. Они существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. В зависимости от целей и исследовательских задач, а также фокуса интереса исследователь избирает ту или иную тактику, но при этом должен четко следовать избранной логике.

Информация о работе Структура и содержание программы социологического исследования