Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
сравнительная характеристика программ качественного и количественного подходов. Цель – сравнительный анализ структуры и содержания программ качественного и количественного социологических исследований.
«Операциональное определение, - это серия инструкций, описывающих действия, которые должен осуществить исследователь для установления значений переменной» [20, c. 48–54].
В принципе простейшие показатели могут быть индивидуальными и совокупными, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды. Так, индивидуальные могут быть абсолютными, то есть атрибутивными, вроде половозрастных, и относительными, сравнительными, вроде показателей взаимоотношений между членами группы или уровнем активности ее членов.
Последовательность действий при уточнении основных понятий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях можно резюмировать следующим образом:
1. Теоретическая работа: анализ соответствующей литературы по предмету, уточнение смысла понятий в рамках данного теоретического подхода (или множественности смыслов в разных парадигмах, из которых мы избираем одну либо формулируем свое «рабочее определение»). Это предполагает возможность избежать ошибки смешения общеупотребительного смысла понятия с его научным, социологическим значением.
2.
Создание «образа» данного
3. Построение более упорядоченной системы характеристик, свойств нашего «образа» так, чтобы не расширять и не сужать объем интерпретируемого понятия за пределы, где соответствующие эмпирические прообразы потеряют свою функцию быть соотнесенными с его общим смыслом.
4. Выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, то есть переход к операционным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует зафиксировать выделенные свойства.
5. Построение так называемых индексов или составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции.
Предварительный системный анализ объекта исследования
В процессе интерпретаций основных понятий исследователь намечает эмпирическую область, соответствующую выделенному ранее предмету исследования, который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основной задачи элементы.
Последующий анализ должен «проявить» образ предмета, сделать его ясно выраженным (эксплицированным), более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут своего рода системному анализу.
В этом случае понятие «системный анализ» - синоним всестороннего подхода к объекту. Иногда говорят также о «факторной операционализации» предмета исследования, то есть о выделении влияющих на объект изучения факторов и условий
В сущности, системному анализу подлежит объект исследования, а в процессе расчленения объекта на элементы исследователь преобразует его в предмет целенаправленного изучения.
Предварительный системный анализ предмета исследования - это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, то есть такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования.
Предварительный системный анализ объекта, есть не что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования.
Развертывание рабочих гипотез
Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его строгой логике. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение «Если..., то...». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается, но подтверждение следствия не дает логических оснований для достоверности гипотезы. Подтверждение делает гипотезу правдоподобной, вероятной. Отсюда одно из принципиальных требований к хорошей гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вероятно ее подтверждение [20, c. 58–64].
Исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае гипотеза непроверяема в эмпирических данных.
Проверка выводных гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации и операционализации.
Гипотезы прежде всего различаются по степени общности предположений как гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Последние дедуцируются из оснований, причем так, что с их помощью раскрывается содержание терминов и связей гипотез-оснований. Сами по себе понятия, в которых сформулирована исходная гипотеза, могут не иметь прямых эмпирических признаков, но понятия выводных гипотез непременно должны быть соотнесены с эмпирическими индикаторами. Подтверждаемость или опровержение гипотез-следствий - путь доказательства обоснованности или опровержения гипотез-оснований.
С точки зрения задач исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные. Эти гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом. Естественно, что главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу исследования.
По
степени разработанности и
По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные - это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.
Удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке, должна удовлетворять некоторым общим требованиям:
а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;
б) она не должна противоречить ранее установленным научным фактам;
в) гипотеза должна быть простой. Она не должна обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания;
г) хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании;
д) гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования;
е) наконец, рабочая гипотеза должна быть специфизирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в данном исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей. Специфическими являются выводные гипотезы, то есть те частные следствия, которые мы проверяем путем прямого сопоставления с фактами.
Процедурный раздел
Принципиальный (стратегический) план исследования
Основная предпосылка для выбора принципиального плана - состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда - возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска:
1. Формулятивный (разведывательный) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана - выявление проблем и формулировка гипотез.
2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана - строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.
3. Аналитико-экспериментальный план - наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана - исследование функциональных взаимосвязей и казуальных отношений.
4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.
Обоснование системы выборки единиц наблюдения
В программе необходимо дать характеристику типа выборки с кратким обоснованием целесообразности её использования в соответствии с целями исследования, требованиями репрезентативности и организационными возможностями данного исследования.
Выборочная совокупность задается самим объектом исследования. Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объёму и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность - сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определённое количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта, то есть формируется выборка. В программе исследования тщательно описывается проект выборки, в том числе обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (она необходима для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования). Этот проект в последующем может уточняться.
Проект выборки - указание принципов выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (она не необходима для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования) [7, с. 177–179].
Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего это анкетирование и интервью.
Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентом. Возможно индивидуальное или групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного опроса является опрос по почте или через газету.
Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задаёт вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); и свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы). В настоящее время широкое распространение получило интервью по телефону.
Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение - целенаправленное, систематизированное восприятие какого либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото-, или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение может быть неформализованным (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации) или формализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте).
Анализ документов применяется в сочетании с другими методами и может носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчёты, архивные материалы и другое.
Информация о работе Структура и содержание программы социологического исследования