Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
сравнительная характеристика программ качественного и количественного подходов. Цель – сравнительный анализ структуры и содержания программ качественного и количественного социологических исследований.
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учётных карточек, дневников наблюдения и так далее.
Данные - первичная информация, полученная в результате социологического исследования (ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и так далее). Собранные в эмпирическом исследовании получили название в социологии данных.
С
социологическими данными можно
проводить следующие операции: 1)
подготавливать их для обработки; шифровать,
кодировать и так далее; 2) обрабатывать
(вручную или с помощью
Этап анализа данных - комплекс процедур, составляющих стадии преобразования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки данных, проверки надёжности информации, формирование описательных данных, их интерпретации; результирующий этап обобщения данных анализа и реализации прикладной функции. На каждом этапе решаются относительно самостоятельные задачи.
Программа анализа данных является составной частью программы социологического исследования. Её ведущие задачи: определение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств её регистрации, измерения, обработки и преобразования, обеспечение надёжности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление способов практического применения результатов исследования.
Измерение - это приписывание, согласно определённым правилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов. С его помощью даётся количественная и качественная оценка свойств, признаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определённой эмпирической системы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение измеряемых величин, характеризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.
Важным инструментом измерения в социологии являются измерительные шкалы. Измерительная шкала - основной инструмент социального измерения, служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает определённую последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистического материала. В ходе измерения с её помощью качественно разнородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа используются различные шкалы: номинальная( для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления признака по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интервалы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).
Анализ данных - основный вид работы социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчёт показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.
Количественное исследование представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий сбора большого объема статистической информации и использования специальных прикладных программ. Неформальный подход, свойственный качественному исследованию. В следующем пункте данной работы будет рассмотрено содержание программы качественного социологического исследования [7, с. 179–183].
2.2 Программа качественного социологического исследования
В классической социологии, жизнь индивидов - это проявления надындивидуальных и от них не зависящих общесоциальных законов. Индивид рассматривается как представитель социального типа. Если же мы хотим понять социальный мир человека, восприятие им внешней реальности и мир его самосознания, то здесь недостаточно рационального языка категорий и абстракций. Необходимо приблизиться к адекватному пониманию смыслов, которые человек вкладывает в различные суждения и действия [15, с. 92-93].
Если количественная социология преимущественно направлена на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями, то качественная социология занимается субъективным аспектом реальной практики этих отношений.
Содержание программы излагается непременно на общедоступном языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспециальной терминологией и аргументацией.
Формулировка задач
Четкая формулировка задач исследования с указанием ожидаемого практического результата. В этом разделе обосновывается необходимость проведения исследования, исходя из актуальности конкретных проблем и противоречий, мешающих нормальному функционированию и развитию данного объекта. Например, подчеркивается, что реализация определенных социальных целей затруднена вследствие неосведомленности о проблемах различных групп населения; по имеющимся данным очевидно нарастание напряженности в таких-то сферах или возможен конфликт и так далее.
Ожидаемые в итоге исследования результаты описываются в терминологии возможных управленческих решений с указанием их общего характера и направленности: для таких-то целей в форме таких-то действий и для таких-то органов управления. Например, рекомендуется осуществить переговоры между конфликтующими сторонами.
Обоснование проблемы
Краткое научно-практическое обоснование проблемы и возможных способов ее изучения. Этот раздел программы совмещает уточнение основных понятий, перечень подлежащих анализу структурных единиц данного объекта (групп работников или населения, производственных ячеек и тому подобное) и социальных процессов, которые следует проанализировать, а в заключение содержит перечень предполагаемых причин, мешающих нормальному функционированию и развитию данных структурных единиц, объекта в целом в данных направлениях деятельности.
Чаще всего тема будущего исследования возникает при прочтении литературы, как желание понять какой-то феномен или разобраться в дискуссии по определенному вопросу. Идея может возникнуть и из жизненной практики исследователя, в частности, его личного опыта общения с данным феноменом или профессиональной сферы деятельности. Целью такого изучения служит ознакомление с определенным аспектом жизненного опыта, который до сих пор не подвергался рассмотрению или мимо которого прошли предыдущие исследователи.
Подход к рассмотрению проблемы обычно начинается с изучения публикаций по теме. Такое предварительное знакомство с ситуацией в науке может различаться по степени глубины, но тем не менее позволяет представить ее в более широком круге проблем и определить позицию исследователя. К примеру, удобно построить общую матрицу литературных источников, то есть формализовать уже имеющиеся подходы кисследованию темы или же зафиксировать концептуальные различия двух альтернативных подходов к тематике.
Постановка проблемы предполагает также ее рассмотрение в понятиях и концепциях качественного исследования. Например, при изучении истории жизни целесообразно указать, почему в данном случае необходимо обратиться к индивидуальному опыту и почему опыт именно этих индивидов важен для решения проблемы в целом.
Итак, на начальном этапе социолог определяет проблему, затем исследовательский вопрос, на который он хотел бы получить ответ, и общий подход к исследованию.
Формулировка цели
Цель исследования формулируется в категориях качественного анализа. Она ориентирует на конечный результат и раскрывает, каким путем будет осуществляться движение к этому результату.
Формулировка цели позволяет определить «конечный пункт» исследования и отследить «маршрут движения в данном направлении».
Постановка общего вопроса
Отправным пунктом здесь является проблемная ситуация. Исследователь формулирует проблему, начиная с самой общей постановки вопроса. Такой вопрос обычно начинается со слова «что» или «как». Это означает желание изучить данную проблему с точки зрения того, что происходит в реальности.
В качественной методологии исследовательский вопрос формируется как открытый и широкий: не настолько широкий, чтобы объять необъятное, но не настолько узкий, чтобы исключить возможность поиска неожиданных аспектов проблемы.
Это вопрос определяет: а) феномен, подлежащий изучению; б) его стороны, аспекты, на которых вы хотели бы сфокусировать свое внимание и в) что конкретно вы хотели бы узнать о данном предмете.
Обычно основной вопрос ориентирован на изучение действий и процессов. Такой вопрос способствует дальнейшему определению исследовательской ситуации: подсказывает события, которые подлежат изучению; источники информации, необходимые для анализа ситуации; какие действия людей подлежат рассмотрению или кто должен стать участником исследования. Если в процессе изучения множественность и разноликость данных приведет к утере ориентиров, исследовательский вопрос как компас всегда позволит вернуться к стержневому интересу в изучении феномена.
В
то же время, постановка общего вопроса
оставляет свободу для
Подвопросы
После
постановки общего вопроса полезно
также предусмотреть его
Проблемные
подвопросы могут быть ориентированы
на более узкие аспекты
Подвопросы могут быть обращены: на сам предмет исследования, его раскрытие; на отдельные проблемные области, в которых он проявляется; на будущие интерпретативные концепции. Подвопросы могут предвосхищать процедурные шаги сбора информации, а также структурировать будущие повествования как рассказы о данной сфере жизнедеятельности.
Центральный исследовательский вопрос как бы сужает и заостряет предмет интереса в уже принятых терминах. Он может раскрываться через подвопросы, как проблемное, тематическое, концептуальное или процедурное видение общего замысла.
Обоснование выборочной совокупности
Предлагается тип выборки (при выборочном обследовании), указывается ее объем, перечисляются методы сбора данных и способ обработки результатов - все это в сжатом виде, в нескольких фразах. Задача данного раздела - переход к обоснованию ресурсных затрат, необходимых для осуществления исследования.
Выбор конкретных лиц (объектов)
Для интервьюирования главной проблемой является: кто в условиях ограниченной численности глубинных интервью может стать наилучшим «экспертом» по данной проблеме (то есть обладает соответствующим жизненным опытом) и каковы способы достижения контакта с ним? Фактически, каждый индивид может рассматриваться как эксперт в области каждодневного опыта повседневной жизни. Однако все зависит от задач исследования.
Кроме чисто научных целей, существуют прагматические параметры поиска таких людей: насколько они доступны, хотят ли участвовать в исследовании и потратить свое время на общение с исследователями.
По
принципам поиска индивидов различают
случайный отбор
Специалисты обычно не рекомендуют привлекать в качестве интервьюируемых своих хороших знакомых, хотя простота доступа к ним - весьма заманчивая перспектива для начинающего исследователя. Однако минусы перечеркивают возможные плюсы. Во-первых, это может привести к искажению формы подачи информации, во-вторых, существенно сужает социальный круг вовлеченных в исследование, и, в-третьих, может испортить человеческие отношения, так как исследователь становится владельцем информации интимно-личностного характера. Однако и здесь есть исключения.
Информация о работе Структура и содержание программы социологического исследования