Способы разрешения конфликтов в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

После распада СССР в 1991 году, страна пошла по пути построения нового общества. Проводившиеся реформы, преобразовали практически все сферы общественных отношений. Страна находилась в переходном состоянии, из которого не вышла по сей день. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
Раздел 1 Теоретические подходы к изучению конфликта как социокультурного феномена…………………………………… 5
Раздел 2 Особенности молодежных конфликтов на институционально-групповом и межличностном уровнях и способы их разрешения……………………………. ……………………….. 15
Заключение……………………………………………………… 35
Список литературы……………………………………………... 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая-3 курс.Способы разрешения социальных конфликтов..doc

— 230.00 Кб (Скачать)
 
 

   МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

   им.  М.В. ЛОМОНОСОВА

   СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Курсовая  работа

«Способы разрешения конфликтов в молодежной среде» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 3 курса

308 группы

Снурников Андрей Сергеевич

Научный руководитель:

профессор

Кухтевич  Татьяна Николаевна 

Оглавление

    Введение………………………………………………………… 3

    Раздел 1 Теоретические подходы к  изучению конфликта как социокультурного феномена…………………………………… 5

    Раздел 2 Особенности молодежных конфликтов на институционально-групповом и межличностном уровнях и способы их разрешения……………………………. ……………………….. 15

    Заключение………………………………………………………  35

    Список литературы……………………………………………... 36 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Актуальность

       После распада СССР в 1991 году, страна пошла по пути построения нового общества. Проводившиеся реформы, преобразовали практически все сферы общественных отношений. Страна находилась в переходном состоянии, из которого не вышла по сей день. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям. Возникновение новых социальных групп, а также растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. На основе углубления кризисного состояния общества, обостряются социальные противоречия и социальные конфликты. В молодежной среде молодежь как социальный слой населения и социально-демографическая группа испытывает все трудности переходного периода, так как молодежь, как наиболее инновационная и потому перспективная часть общества. Очень важно и то, что в настоящий период времени конфликты в малых группах исследуются мало.

Степень разработанности темы

       Проблемой социального конфликта занимались многие, как отечественные, так и зарубежные социологи. Среди зарубежных нужно выделить К.Маркса, разрабатывавший концепцию социально-классового конфликта, Г.Зиммеля и Р. Дарендорфа, рассматривавшего социальный конфликт как конфликт интересов, Л.Козера, считавшего основой конфликта борьбу ценностей, К.Боулдинга, считавшего конфликт видом социального взаимодействия. Среди отечественных, крупнейшими исследователями являются А.Г.Здравомыслов ,Г.И.Козырев и Ф.М.Бородкин.

Цель  исследования

Проанализировать  сущность конфликтов в молодежной среде  в современной России, их причины  и способы разрешения

Задачи  исследования

 Проанализировать сущность конфликта как социокультурного феномена, определить причины возникновения конфликтов

 Выявить особенности социальных конфликтов в молодежной среде на институционально-групповом и межличностном уровне и определить способы их разрешения

Объект исследования: конфликты в молодежной среде

Предмет исследования: анализ специфики конфликтов в среде современной российской молодежи и способы их разрешения 

Раздел 1.Теоретические подходы к изучению конфликта как социокультурного феномена.

       В классической социологии проблеме социального конфликта посвящали свои работы многие ученые. Так, одной из классических теорий социального конфликта является концепция социально-классового конфликта К. Маркса. Основой социального конфликта он считал антагонистическое противостояние между трудом и капиталом, между пролетариатом и буржуазией. Это противостояние тоже требует разрешения. Решение содержится в социальной революции.

       Одним из классиков социологии, изучавшим социальные конфликты является Георг Зиммель. Он утверждал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Но если Маркс считал, что конфликт произрастает в системе "господство-подчинение" и всегда ведет к разрушению, то Зиммель считал, что он необязательно приводит к разрушению системы. Кроме того, Зиммель выделял положительные последствия конфликтов такие как сохранение и укрепление социальной системы как целостности, сплочение и унификация социального организма.В качестве источников конфликта Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми так называемых им "инстинктов враждебности". Крайними точками конфликта он считал конкуренцию и борьбу. Борьба-это беспорядочная непосредственная битва сторон. Конкуренция- это более упорядоченная взаимная борьба сторон, приводящая к их взаимному обособлению»1. Зиммель больше всего анализировал менее интенсивные и острые конфликты, которые укрепляют прочность и интеграцию социальной системы. Зиммель высказал несколько значимых для общей конфликтологии суждений об остроте и силе конфликта:

  • чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем острее конфликт.
  • чем лучше "сгруппированы" группы, втянутые в конфликт и чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем он острее.
  • чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.
  • чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее.
  • чем больше, по представлению его участников, конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.2

       Среди крупнейших ученых-социологов, разрабатывавших теории социального конфликта  следует выделить  Ральфа Дарендорфа, Льюиса Козера и Кеннета Эварта Боулдинга.

                Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого ежемоментно испытывает социальный конфликт. Причиной формирования и развития социального конфликта ученый считал конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, использует принуждение. Для членов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), это обусловливает и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда и противоречия их интересов. Дарендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и порожденные им социальные противоречия создают социальную напряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий.3Дарендорф подчеркивал, что конфликты невозможно устранить только потому, что мы не желаем их возникновения, с ними надо считаться как с реальностью. Согласно Дарендорфу подавление и «отмена» конфликта приводят к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил. Вместе с тем, ученый считал, что конфликты - источники инноваций и социальных перемен; они не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают напряжение4.

       Американский социолог Л. Козер в работах «Функции социальных конфликтов» (1956).«Продолжение исследования социального конфликта» (1967)  понимает конфликт как «борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника»5. Он подчеркивает, что любому обществу присущи неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и социальными группами. Эта напряженность нередко разрешается посредством разного рода конфликтов6.

       Общая теория конфликта разработана американским социологом К. Э. Боулдингом. В работе «Конфликт и зашита: общая теория» (1963) он констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулировать социальные конфликты. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению К. Боулдинга, конфликт - это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями; конфликт является видом социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему - тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать. Боулдинг считал, что конфликт неотделим от общественной жизни.7

       В отечественной социологии теорию конфликта наиболее основательно разрабатывали А.Г. Здравомыслов, Г.И.Козырев.  Здравомыслов понимал  под конфликтом реальную борьбу между действующими людьми или группами, возникающую из-за существующих в обществе противоречий.  Он считал, что источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические  культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов8.

Козырев полагает, что в основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Но не всякое противоречие перерастает в конфликт. Понятие «противоречие» шире, чем понятие «конфликт». Социальные противоречия являются основными доминирующими факторами социального развития. Они пронизывают все сферы социальных отношений и в большинстве своем не перерастают в конфликт. Для того, чтобы объективно существующие (периодически возникающие) противоречия трансформировались в конфликт, субъектам (субъекту) необходимо осознать, что данное противоречие является препятствием на пути достижения ими жизненно важных целей и интересов. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер9. Козырев подчеркивал, «что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство»10.

       Причинами столкновений, как считает автор, могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Например, конфликты по поводу материальных ресурсов, ценностей и жизненно важных установок, властных полномочий, статусно - ролевых различий в социальной структуре, личностных (в том числе эмоционально-психологических) различий и т.д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по мнению ученого, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, то есть действия, направленные против друг друга.

       В современной научной литературе проблема конфликта рассматривается как в социологии, так и в других науках, в том числе психологии, социальной психологии, философии и т. д. Так, в социальной психологии11 конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликт и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный (стабилизирующий) или деструктивный (разрушительный). В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может выступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностный конфликт).

       В психологии12 конфликт часто трактуется как столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологически конфликт связан с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и требуется новая оценка ситуации. Не все конфликты одинаково сильны. Конфликт между двумя желательными вещами (конфликт «приближение – приближение»), как, напр., когда молодой человек выбирает между двумя интересными и доступными специальностями, может вызвать некоторые колебания, но редко ведет к большому огорчению. Конфликт между двумя опасностями или угрозами (конфликт «удаление – удаление») обычно более болезнен. Человек может ненавидеть свою работу, но бояться безработицы, если он уволится.

Информация о работе Способы разрешения конфликтов в молодежной среде