Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:19, курсовая работа
После распада СССР в 1991 году, страна пошла по пути построения нового общества. Проводившиеся реформы, преобразовали практически все сферы общественных отношений. Страна находилась в переходном состоянии, из которого не вышла по сей день. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям
Введение………………………………………………………… 3
Раздел 1 Теоретические подходы к изучению конфликта как социокультурного феномена…………………………………… 5
Раздел 2 Особенности молодежных конфликтов на институционально-групповом и межличностном уровнях и способы их разрешения……………………………. ……………………….. 15
Заключение……………………………………………………… 35
Список литературы……………………………………………... 36
Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера. Конфликт “ребенок - родитель” вписывается в вечную тему “отцы и дети”.
Важной проблемой является выяснение причин и характера конфликтов в сфере высшего образования. Анализ социологических материалов по проблемам конфликтов в вузе позволяет все их многообразие сгруппировать по трем главным типам, на основе чего легче осуществить эмпирический анализ. На первое место по значению выходят социальные конфликты метауровня, это конфликты типа «общество-вуз». Они развиваются в сфере взаимоотношений высшей школы с отдельными общественными институтами (средняя школа, СМИ, производство, академическая наука и пр.).
Второй по значимости тип социальных конфликтов проходит по линии «ректорат - вузовские коллективы». Этот тип социального конфликта неразрывно связан с проблемами управления. Он отражает уровень принимаемых управленцами мер, обеспечивающих (или не обеспечивающих) эффективное руководство и нововведения в высшей школе. В этом типе конфликтов задействованы все подразделения вузов – факультеты, кафедры, ученые советы, все те структуры, которые обеспечивают разнообразные стороны внутривузовской жизни. На первый план здесь выходят проблемы первичных коллективов и такие значимые характеристики малых групп, как групповая динамика, сплоченность, ригидность и др.
К третьему типу, как считают многие авторы, следует отнести межличностный и личностный конфликты, в первую очередь конфликт «субъект-субъект», а более конкретно «студент-студент», «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель». Сюда же относится и конфликт с самим собой, на который воздействует его социальный статус и жестко регламентированное положение в вузовской иерархии. Так, если для студентов конфликт данного типа соответствует возрастным особенностям становления личности, то для преподавателей он усугубляется несоответствием между их положением в обществе и современным отношением общества к ним22.
Конфликты по линии «преподаватель-студент» являются отражением тех реальных трудностей и противоречий, которые характеризуют современное наше общество. Однако в рамках вузов они приобретают свою специфику, обусловленную учебной деятельностью, которая рассматривается как типичные субъектно-объектные отношения, и представляют собой определенный тип социальных отношений, связанных с трансляцией культуры. Преподаватель в нашей системе наделен огромной властью над студентами, но, с другой стороны, в социальной и повседневной сфереон часто сталкивается с тем, что с ним почти никто не считается. Поэтому он, с одной стороны, формально - субъект формирования других субъектов, а с другой стороны, у него низкий социальный статус, нет престижа, часто никто не ценит его личное достоинство. И это четко проявляется в конфликтах со студентами, коллегами и ректоратом. Эффективность подготовки специалистов во многом зависит от умения преподавателей разрешать возникающие конфликты, обращать их в источник позитивного развития учебного процесса. Анализ ситуации, в которой находятся субъекты (преподаватель и студент), показывает, причины конфликта кроются как в объективных обстоятельствах, так и в самих субъектах учебного процесса23.
Так, в 2007 году было проведено исследование лабораторией социологических исследований Иркутского государственного университета (руководитель к.с.н. Лисаускене М.В),в котором опрашивались студенты.
В частности, исследовался
характер взаимоотношений и
Таблица показателей удовлетворенности в целом по университету
Удовлетворены ли вы: | Да | Не совсем | Нет |
Взаимоотношениями с деканатом | 72,2 | 21,3 | 6,2 |
Взаимоотношениями с преподавателями | 66,0 | 31,6 | 2,1 |
Психологическим климатом на факультете | 59,3 | 33,4 | 6,9 |
Методами управления на факультете | 51,9 | 40,0 | 7,3 |
Организацией управления на факультете | 48,9 | 40,6 | 10,6 |
Организацией свободного времени | 39,3 | 38,9 | 21,1 |
Организацией питания | 35,9 | 30,6 | 32,4 |
Бытовыми условиями жизни студентов | 26,9 | 40,6 | 26,2 |
Психологическим климатом в общежитии | 24,8 | 26,6 | 22,6 |
Организацией медобслуживания | 14,3 | 14,3 | 52,8 |
Более половины студентов ИГУ-59,3% в целом удовлетворены психологической атмосферой на факультетах. Каждый третий(33,4%) заявил, что психологический климат его не совсем устраивает и 7,0% респондентов категорично высказали свою удовлетворенность.
Следует отметить, что современные студенты, как и те, что обучаются на факультетах ИГУ, предъявляют высокие требования к качеству преподавания и степень их неудовлетворенности уровнем преподавания невысок,что может являться причиной конфликта.
Как показало исследование, изменился характер взаимоотношений между студентами и преподавателями. Сегодняшнее студенчество считает возможным позволить себе такие поступки, которые десять лет назад казались бы кощунственными. Часть из них относятся к преподаванию в вузе как к сфере обслуживания. Так, студенты ИГУ считают возможным: позвонить преподавателю домой - 40,5%; давать оценку преподавателю в студенческой среде - 40,4%; выйти из аудитории без разрешения -31,2%; распускать слухи о преподавателе - 7,8%
Приведенные данные исследования свидетельствует об утрате традиционной культуры взаимоотношений между студентами и преподавателями, что приводит к нарушению благоприятного психологического климата на факультете, может спровоцировать напряженность в общении преподавателя и студентов.
Представляет интерес исследование, которое
проводилось в МГУ им. М.В.Ломоносова (пятнадцатилетний
мониторинг Центра социологических исследований).
Были опрошены преподаватели и студенты,
и их мнения далеко не всегда совпадают.
В частности, преподаватели и научные
сотрудники оценивали содержание и организацию
учебного процесса студентов. Отметим,
что мнения студентов и преподавателей
о причинах, препятствующих успешному
обучению, также существенно расходятся.
Мнения о причинах, мешающих студентам учиться(%) 24
Причина | Преподаватели | Студенты |
Необходимость совмещать учебу работой | 75 | 18 |
Личная неорганизованность | 65 | 40 |
Уровень довузовской подготовки | 40 | 13 |
Отсутствие перспектив | 35 | 6 |
Разочарование в специальности | 15 | 3 |
Неудачное расписание | 14 | 29 |
Чрезмерный объем учебной нагрузки | 9 | 22 |
Содержание учебных дисциплин | 9 | 16 |
Интересны суждения студентов о том, что может способствовать повышению их заинтересованности в учебе. Среди указываемых факторов - профессионализм преподавателя, обновление содержания учебных курсов и набора новых дисциплин, внедрение новых способов обучения, возможность индивидуального обучения. Непременным условием повышения качества учебного процесса студентов, по мнению их самих, является заинтересованность преподавателя в успехах студента. Студенты ценят своих преподавателей за то, что они обеспечивают содержательность учебных курсов, высокий уровень знаний, которые получают обучающиеся, связь этих знаний с жизнью, современными научными достижениями, будущей профессиональной деятельностью. Претензии к содержанию преподавания имеет небольшая часть студентов-(15%).Тем не менее, 31% опрошенных респондентов отмечает необходимость изменения набора и содержания учебных дисциплин. Основные направления изменений студенты усматривают в усилении общевузовской, фундаментальной и гуманитарной подготовки. Студенты хотели бы получать дополнительные познания в области правоведения, экономики, психологии, информационных технологий, расширить языковую подготовку. Старшекурсники проявляют заинтересованность в расширении набора специальных дисциплин и усилении их практической направленности. Более четверти (28%) опрошенных считают, что менять в учебном процессе ничего не надо25.
После получения образования и профессии молодежь сталкивается с определенными трудностями, которые порой принимают конфликтный характер в коллективах тех организаций, фирм, в которых им предстоит работать.
Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовой конфликт отличается от трудового спора. К трудовым спорам относятся споры между работником (группой работников) и работодателем по поводу условий труда. Трудовой конфликт – более широкое понятие. Кроме столкновения в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и улучшения снабжения продовольствием, а иногда и политическими требованиями. Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами трудового законодательства, так и другими правовыми и не правовыми средствами, либо на основе принятых в нем норм.
Так, исходя из особенностей трудовых конфликтов в научной литературе выделяются следующие трудовые конфликты между: руководителем и коллективом; руководителем и работником; коллективом и работником; работниками.
Причинами в сфере трудовых отношений могут быть: бюрократическое отношение администрации к интересам работников; бездействие администрации в улучшении условий труда; попытки администрации незаконно уволить работников; незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства; девальвация ценностей трудовой культуры, а также культуры организации(фирмы) низкая заработная плата, несправедливые расценки; несвоевременная выплата заработной платы; нарушение договорных обязательств по поставкам, оплате и т.д.
Функции трудовых конфликтов.
Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой – повышает сплочённость рабочих. Так, трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива. Существует инновационная, творческая функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствие на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-психологического климата, сплочённости, авторитета, взаимного уважения.
В зависимости от того, какие стороны вовлечены в борьбу, можно выделить межличностные и межгрупповые трудовые конфликты, коллективные трудовые конфликты. Межличностные конфликты могут быть конфликтами «по вертикали», например, конфликты «руководитель – подчиненный».
Проблема взаимоотношений
руководителей и подчинённых
весьма актуальна для современной
науки и практики. В центре внимания
находятся вопросы
Многие конфликты по вертикали (руководитель-подчиненный) детерминированы предметно - деятельностным содержанием межличностных отношений. Около 96% конфликтов между руководителями и подчинёнными связаны с их совместной деятельностью. Конфликты в профессиональной сфере связаны с обеспечением качества деятельности (39%), оценкой результатов работы(8%) и введением инноваций (6%). В противоположность конфликтам в звене «руководитель-подчинённый» конфликты по горизонтали чаще носить социально-психологический характер. Они возникают из-за антипатий, неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов и прочих причин.
Информация о работе Способы разрешения конфликтов в молодежной среде