Способы разрешения конфликтов в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

После распада СССР в 1991 году, страна пошла по пути построения нового общества. Проводившиеся реформы, преобразовали практически все сферы общественных отношений. Страна находилась в переходном состоянии, из которого не вышла по сей день. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
Раздел 1 Теоретические подходы к изучению конфликта как социокультурного феномена…………………………………… 5
Раздел 2 Особенности молодежных конфликтов на институционально-групповом и межличностном уровнях и способы их разрешения……………………………. ……………………….. 15
Заключение……………………………………………………… 35
Список литературы……………………………………………... 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая-3 курс.Способы разрешения социальных конфликтов..doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера. Конфликт “ребенок - родитель” вписывается в вечную тему “отцы и дети”.

       Важной проблемой является выяснение причин и характера конфликтов в сфере высшего образования. Анализ социологических материалов по проблемам конфликтов в вузе позволяет все их многообразие сгруппировать по трем главным типам, на основе чего легче осуществить эмпирический анализ. На первое место по значению выходят социальные конфликты метауровня, это конфликты типа «общество-вуз». Они развиваются в сфере взаимоотношений высшей школы с отдельными общественными институтами (средняя школа, СМИ, производство, академическая наука и пр.).

Второй по значимости тип социальных конфликтов проходит по линии «ректорат - вузовские коллективы». Этот тип социального конфликта неразрывно связан с проблемами управления. Он отражает уровень принимаемых управленцами мер, обеспечивающих (или не обеспечивающих) эффективное руководство и нововведения в высшей школе. В этом типе конфликтов задействованы все подразделения вузов – факультеты, кафедры, ученые советы, все те структуры, которые обеспечивают разнообразные стороны внутривузовской жизни. На первый план здесь выходят проблемы первичных коллективов и такие значимые характеристики малых групп, как групповая динамика, сплоченность, ригидность и др.

К третьему типу, как считают многие авторы, следует отнести межличностный и личностный конфликты, в первую очередь конфликт «субъект-субъект», а более конкретно «студент-студент», «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель». Сюда же относится и конфликт с самим собой, на который воздействует его социальный статус и жестко регламентированное положение в вузовской иерархии. Так, если для студентов конфликт данного типа соответствует возрастным особенностям становления личности, то для преподавателей он усугубляется несоответствием между их положением в обществе и современным отношением общества к ним22.

       Конфликты по линии «преподаватель-студент» являются отражением тех реальных трудностей и противоречий, которые характеризуют современное наше общество. Однако в рамках вузов они приобретают свою специфику, обусловленную учебной деятельностью, которая рассматривается как типичные субъектно-объектные отношения, и представляют собой определенный тип социальных отношений, связанных с трансляцией культуры. Преподаватель в нашей системе наделен огромной властью над студентами, но, с другой стороны, в социальной и повседневной сфереон часто сталкивается с тем, что с ним почти никто не считается. Поэтому он, с одной стороны, формально - субъект формирования других субъектов, а с другой стороны, у него низкий социальный статус, нет престижа, часто никто не ценит его личное достоинство. И это четко проявляется в конфликтах со студентами, коллегами и ректоратом. Эффективность подготовки специалистов во многом зависит от умения преподавателей разрешать возникающие конфликты, обращать их в источник позитивного развития учебного процесса. Анализ ситуации, в которой находятся субъекты (преподаватель и студент), показывает, причины конфликта кроются как в объективных обстоятельствах, так и в самих субъектах учебного процесса23.

Так, в 2007 году было проведено исследование лабораторией социологических исследований Иркутского государственного университета (руководитель к.с.н. Лисаускене М.В),в котором опрашивались студенты.

В частности, исследовался характер взаимоотношений и психологический  климат на факультетах ИГУ. Психологический климат на факультете складывается из нескольких составляющих. Это характер взаимоотношений между студентами, между студентами и преподавателями, студентами и администрацией факультета. Наряду с этим существенное влияние на психологическую атмосферу оказывают методы управления факультетом.

Таблица показателей удовлетворенности в целом по университету

    
 
 

                                                                                                            Таблица 1

Удовлетворены ли вы: Да Не совсем Нет
Взаимоотношениями с деканатом 72,2 21,3 6,2
Взаимоотношениями с преподавателями 66,0 31,6 2,1
Психологическим климатом на факультете 59,3 33,4 6,9
Методами  управления на факультете 51,9 40,0 7,3
Организацией  управления на факультете 48,9 40,6 10,6
Организацией  свободного времени 39,3 38,9 21,1
Организацией  питания 35,9 30,6 32,4
Бытовыми  условиями жизни студентов 26,9 40,6 26,2
Психологическим климатом в общежитии 24,8 26,6 22,6
Организацией  медобслуживания 14,3 14,3 52,8
 

Более половины студентов ИГУ-59,3% в целом удовлетворены  психологической атмосферой на факультетах. Каждый третий(33,4%) заявил, что психологический климат его не совсем устраивает и 7,0% респондентов категорично высказали свою удовлетворенность.

Следует отметить, что современные студенты, как и те, что обучаются на факультетах ИГУ, предъявляют высокие требования к качеству преподавания и степень их неудовлетворенности уровнем преподавания невысок,что может являться причиной конфликта.

       Как показало исследование, изменился характер взаимоотношений между студентами и преподавателями. Сегодняшнее студенчество считает возможным позволить себе такие поступки, которые десять лет назад казались бы кощунственными. Часть из них относятся к преподаванию в вузе как к сфере обслуживания. Так, студенты ИГУ считают возможным: позвонить преподавателю домой - 40,5%; давать оценку преподавателю в студенческой среде - 40,4%; выйти из аудитории без разрешения -31,2%; распускать слухи о преподавателе - 7,8%

Приведенные данные исследования свидетельствует об утрате традиционной культуры взаимоотношений между студентами и преподавателями, что приводит к нарушению благоприятного психологического климата на факультете, может спровоцировать напряженность в общении преподавателя и студентов.

       Представляет интерес исследование, которое проводилось в МГУ им. М.В.Ломоносова (пятнадцатилетний мониторинг Центра социологических исследований). Были опрошены преподаватели и студенты, и их мнения далеко не всегда совпадают. В частности, преподаватели и научные сотрудники оценивали содержание и организацию учебного процесса  студентов. Отметим, что мнения студентов и преподавателей о причинах, препятствующих успешному обучению, также существенно расходятся. 
 
 
 

Мнения  о причинах, мешающих студентам учиться(%) 24

                                                                                                                                       Таблица 2

Причина Преподаватели Студенты
Необходимость совмещать учебу работой 75 18
Личная неорганизованность 65 40
Уровень довузовской подготовки 40 13
Отсутствие  перспектив 35 6
Разочарование в специальности 15 3
Неудачное расписание 14 29
Чрезмерный  объем учебной нагрузки 9 22
Содержание  учебных дисциплин 9 16
 

Интересны суждения студентов о том, что может способствовать повышению их заинтересованности в учебе. Среди указываемых факторов - профессионализм преподавателя, обновление содержания учебных курсов и набора новых дисциплин, внедрение новых способов обучения, возможность индивидуального обучения. Непременным условием повышения качества учебного процесса студентов, по мнению их самих, является заинтересованность преподавателя в успехах студента. Студенты ценят своих преподавателей за то, что они обеспечивают содержательность учебных курсов, высокий уровень знаний, которые  получают обучающиеся, связь этих знаний с жизнью, современными научными достижениями, будущей профессиональной деятельностью. Претензии к содержанию преподавания имеет небольшая часть студентов-(15%).Тем не менее, 31% опрошенных респондентов отмечает необходимость изменения набора и содержания учебных дисциплин. Основные направления изменений студенты усматривают в усилении общевузовской, фундаментальной и  гуманитарной подготовки. Студенты хотели бы получать дополнительные познания в области правоведения, экономики, психологии, информационных технологий, расширить языковую подготовку. Старшекурсники проявляют заинтересованность в расширении набора специальных дисциплин и усилении их практической направленности. Более четверти (28%) опрошенных считают, что менять в учебном процессе  ничего не надо25.

       После получения образования и профессии молодежь сталкивается с определенными трудностями, которые порой принимают конфликтный характер в коллективах тех организаций, фирм, в которых им предстоит работать.

       Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовой конфликт отличается от трудового спора. К трудовым спорам относятся споры между работником (группой работников) и работодателем по поводу условий труда. Трудовой конфликт – более широкое понятие. Кроме столкновения в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и улучшения снабжения продовольствием, а иногда и политическими требованиями. Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами трудового законодательства, так и другими правовыми и не правовыми средствами, либо на основе принятых в нем норм.

Так, исходя из особенностей трудовых конфликтов в научной литературе выделяются следующие трудовые конфликты между: руководителем и коллективом; руководителем и работником; коллективом и работником; работниками.

Причинами в  сфере трудовых отношений могут  быть: бюрократическое отношение администрации к интересам работников; бездействие администрации в улучшении условий труда; попытки администрации незаконно уволить работников; незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства; девальвация ценностей трудовой культуры, а также культуры организации(фирмы) низкая заработная плата, несправедливые расценки; несвоевременная выплата заработной платы; нарушение договорных обязательств по поставкам, оплате и т.д.

Функции трудовых конфликтов.

Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой – повышает сплочённость рабочих. Так, трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива. Существует инновационная, творческая функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствие на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-психологического климата, сплочённости, авторитета, взаимного уважения.

В зависимости  от того, какие стороны вовлечены  в борьбу, можно выделить межличностные  и межгрупповые трудовые конфликты, коллективные трудовые конфликты. Межличностные конфликты могут быть конфликтами «по вертикали», например, конфликты «руководитель – подчиненный».

Проблема взаимоотношений  руководителей и подчинённых  весьма актуальна для современной  науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности  управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене «руководитель-подчинённый».

Многие конфликты по вертикали (руководитель-подчиненный) детерминированы предметно - деятельностным содержанием межличностных отношений. Около 96% конфликтов между руководителями и подчинёнными связаны с их совместной деятельностью. Конфликты в профессиональной сфере связаны с обеспечением качества деятельности (39%), оценкой результатов работы(8%) и введением инноваций (6%). В противоположность конфликтам в звене «руководитель-подчинённый» конфликты по горизонтали чаще носить социально-психологический характер. Они возникают из-за антипатий, неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов и прочих причин.

Информация о работе Способы разрешения конфликтов в молодежной среде