Способы разрешения конфликтов в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

После распада СССР в 1991 году, страна пошла по пути построения нового общества. Проводившиеся реформы, преобразовали практически все сферы общественных отношений. Страна находилась в переходном состоянии, из которого не вышла по сей день. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
Раздел 1 Теоретические подходы к изучению конфликта как социокультурного феномена…………………………………… 5
Раздел 2 Особенности молодежных конфликтов на институционально-групповом и межличностном уровнях и способы их разрешения……………………………. ……………………….. 15
Заключение……………………………………………………… 35
Список литературы……………………………………………... 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая-3 курс.Способы разрешения социальных конфликтов..doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Частота возникновения  конфликтов по вертикали связана  с интенсивностью совместной деятельности оппонентов. На шесть месяцев, связанных  с выполнением основных заданий  года, проверками вышестоящими инстанциями, сдачей аттестаций, подведением итогов и т.п., приходится около 60% всех конфликтов «по вертикали». На остальное время, когда деятельность организуется обычным порядком, приходится примерно 40% конфликтов между руководителями и подчинёнными.26

В настоящее  время достаточно серьезной проблемой стала дискриминация молодежи в трудовой сфере

Изучение рекламных объявлений о найме на работу в трех городах – Москве, Самаре, Кемерово, а также изучение содержания 17 специализированных газет о вакансиях за июнь 2007 года27 показало определенное число объявлений, содержащих дискриминационные требования, что отражено в таблице №3.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Доля (в %) объявлений содержащих ограничения прав молодежи:

                                                                                                                                                Таблица 3

 
 
Пол В т.ч. нужен  мужчина В т.ч. нужна  женщина Возраст В т.ч. нижняя граница возраста В т.ч. верхняя  граница возраста
Всего 29 56 44 44 23 41
Москва 36 48 52 59 23 41
Самара 33 64 66 44 23 42
Кемерово 17 62 38 25 24 39
 
Месту проживания Наличию детей Гражданству Стажу работы Внешнему виду, физическим данным Вредным привычкам
8 0,1 8 19 2 4
20 0,1 21 29 3 5
2 - 0,2 17 1 4
1 0,1 - 10 2 3
 
 

Прослеживается  очевидная взаимосвязь величины города и количества дискриминационных  объявлений. Причина этого становится очевидной, если посмотреть на размеры  зарплаты, которую предлагают в этих объявлениях, что отражено в таблицах №4 и №5.

Интенсивность использования дискриминационных признаков в объявления о вакансиях (в % от числа объявлений)

                                                                                                                                        Таблица 4

  1 признак 2 признак 3 признак
Всего 25 23 3
Москва 25 30 9
Самара 27 25 0,4
Кемерово 20 11 0,1

Данные  о предлагаемой зарплате (руб.)

                                                                                                                                                   Таблица 5

  Нижний уровень  зарплаты Верхний уровень  зарплаты Требуется мужчина

ниж /верх

Требуется женщина

ниж/верх

Всего 15252 20834 16536/23350 14955/19083
Москва 21089 29192 22248/34223 18477/22604
Самара 10937 13263 10921/10748 9400/9944
Кемерово 11495 17460 15188/29133 11641/18333
 

Чем больше город, тем выше уровень оплаты, тем выше требования к работникам и тем  выше дискриминационный фон в  объявлениях о вакансиях.

Пути  разрешения трудовых конфликтов:

  • Важнейшим механизмом мирного разрешения трудовых конфликтов являются коллективный договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности договаривающихся сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Сама цель коллективного договора, демократичность процедуры его принятия на общих собраниях коллективов позволяют заранее вскрывать причины возможных трудовых конфликтов, намечать меры по их разрешению.
  • Если трудовые коллективы берут обязательство не прибегать к забастовкам в период действия договоров и соглашений, то коллективные договоры становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов.
  • Конфликтные вопросы в отношениях работодателя и работника могут рассматриваться комиссиями по трудовым спорам или народными судами. Работник имеет право, минуя выборный профсоюзный орган, обратиться в суд после рассмотрения конфликта в комиссии по трудовым спорам.
  • Разрешению трудовых конфликтов способствует работа советов и конференций трудовых коллективов, регионов и отдельных отраслей с участием представителей руководства отрасли или правительства региона.
  • Положительно зарекомендовало себя принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов работодателями и профсоюзами.
  • Проведение конкретных социологических исследований в коллективе.
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Конфликт является социокультурным феноменом, неотъемлимой частью жизни современного общества. Довольно часто конфликты происходят в молодежной среде. Конфликт в молодежной среде имеет свои особенности. Социальный конфликт в молодежной среде - высшая степень развития противоречий между обществом как целым и молодежью как социальной группы, в процессе включения в социальную структуру. В их основе лежит обострение интересов различных интересов различных категорий молодежи, связанными с воспроизводством статусного положения и препятствиями, возникающими при этом процессе со стороны общества.

        В молодежной сфере наиболее распространены следующие виды конфликтов: в системе социальных институтов, межпоколенческие, социально-бытовые, субкультурные конфликты. В моей работе анализируются молодежные конфликты в сфере среднего, высшего образования, в сфере трудовых отношений.

       Среди возможных способов разрешения и профилактики конфликтов в молодежной среде следует выделить следующие:

Преодоление сложившихся  в период реформ негативных тенденций (снижение качества жизни, доступности образования и т.д.)

Демократизация  системы образования (освобождение от авторитарной педагогики, построение процесса на основе педагогики сотрудничества, учете индивидуальных особенностей, потребностей и интересов молодежи, а также возвращение в систему образования присущих ей воспитательных функций

Просветительская  работа: проведение совместных встреч родителей, учащихся в школах, преподавателей и студентов в вузах.

Чтение лекций и учебных курсов по проблеме конфлитологии 

Совершенствование правовой системы и контроль за соблюдением  законов, в том числе в трудовом законодательстве (права молодых специалистов) 

Список  литературы

1) Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, опубликованный в издании "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 150

2) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, опубликованный в издании "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

3) Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: 2006.

4) Социальная энциклопедия. Под. ред: А. П. Горкин и др. М: Большая российская энциклопедия, 2000.

5) Философия. Энциклопедический словарь под редакцией А. А. Ивина. - М.: Изд-во Гардарики,2004.

6) Социология молодежи. Энциклопедический словарь. //  Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М: Academia, 2008.

7) Боулдинг, К. Общая теория систем - скелет науки // Исследования по общей теории систем. — М.: Наука, 1969.

8) Буртовая Е.В. (сост.) Конфликтология. М.-2002.

9) Васенина И.В, Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Студенты МГУ о своей жизни и учебе. Итоги пятнадцатилетнего мониторинга. -М.: Изд-во Мос.гос.ун-та,2005.

10) Психология конфликта : хрестоматия / Под общ. ред. Н. В. Гришиной - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2008. 

11)Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994

12) Добрынина В.И.,Кухтевич Т.Н. Социальные конфликты в высшей школе.-М.,1993.-(Система воспитания в высшей школе:Обзор.информ./НИИВО;вып.3).

13) Основы конфликтологии / Дмитриев А.В., Запрудский Ю.Г., Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н.; Под ред.: Кудрявцев В.Н. - М.: Юристъ, 1997.

14) Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект-Пресс, 1994 (2-е изд., доп., 1995; 3-е изд. доработ. и доп., 1996).

15)Г.Зиммель «Теория конфликтного функционализма» М. 1993.

16) Иванова О.А. Конфликты  в школьной образовательной среде: Учебно – методическое пособие. Ч.1 –СПб.: ИОВ РАО, 2003.

17) Козер Л. А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000.

18) Темина С.Ю. Методы разрешения проблемных ситуаций во взаимоотношениях учителя и учащихся // Наука и школа. – 1999. -- №5.

19) http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00016953_0.html

20) http://www.dist-cons.ru/modules/Art/section1.html

21) http://www.trudprava.ru/index.php?id=1411

Информация о работе Способы разрешения конфликтов в молодежной среде