Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:19, курсовая работа
После распада СССР в 1991 году, страна пошла по пути построения нового общества. Проводившиеся реформы, преобразовали практически все сферы общественных отношений. Страна находилась в переходном состоянии, из которого не вышла по сей день. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям
Введение………………………………………………………… 3
Раздел 1 Теоретические подходы к изучению конфликта как социокультурного феномена…………………………………… 5
Раздел 2 Особенности молодежных конфликтов на институционально-групповом и межличностном уровнях и способы их разрешения……………………………. ……………………….. 15
Заключение……………………………………………………… 35
Список литературы……………………………………………... 36
В социологии – конфликт изучается как социальный феномен. Особое внимание уделяется определению социальной сущности конфликта, причинам его возникновения, типологических характеристиках, ролях и функциях общественной жизни, способам регулирования и разрешения, а также использования конфликта для позитивного разрешения возникающих проблем.
Проведенный анализ современной научной литературы показывает, что среди отечественных авторов нет единой точки зрения в определении понятия социальный конфликт. Так, например, Г.И. Козырев дает следующее определение социального конфликта - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности13.А.Г. Здравомыслов определял конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями14.Ю.Г. Запрудский определяет социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству15. А.В. Дмитриев под социальным конфликтом понимает тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны16.
В социальной энциклопедии17 социальный конфликт рассматривается как столкновение, либо как борьба двух или более сторон. В данной работе социальный конфликт будет рассматриваться как столкновение.
При рассмотрении социального конфликта важно выделить его объективную и субъективную составляющую. Так, Козырев в объективную составляющую включает следующее:
К субъективной составляющей он относит:
Во всем многообразии причин социальной напряженности в научной литературе можно выделить следующие:
В процессе роста социальной напряженности формируется конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация-это состояние конфронтации двух или более социальных объектов по поводу существующих между ними реальных и мнимых противоречий.
Есть и другая точка зрения по поводу причин возникновения конфликтов, согласно которой выделяются следующие причины:
Социально-экономические причины
Культурные различия
Социальное неравенство
Причины в сфере межэтнических отношений
Неопределенность социального статуса молодежи в обществе
Различие, противоположность
ценностных ориентаций на индивидуальном
и групповом уровне
Виды конфликтов и их классификация
В современной научной литературе существуют различные основания для классификации социальных конфликтов:
Важным является вопрос о функциях социального конфликта: конфликт может обладать как позитивными, так и негативными функциями.
Позитивные функции конфликта:
Если речь идет о социальной группе, то он выполняет такие функции как:
В то же время, конфликт может нести в себе негативные функции:
В научной литературе выделяются, как правило, три основных варианта поведения конфликтующих сторон: стороны (сторона) стремятся уладить возникшие в результате инцидента противоречия и найти компромисс, не вступая в открытую борьбу; одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта); инцидент становится поводом для начала открытого противостояния.
Особой проблемой является выявление особенностей социальных конфликтов в молодежной среде
Социальный конфликт в молодежной среде - высшая степень развития противоречий между обществом как целым и молодежью как социальной группы, в процессе включения в социальную структуру. В их основе лежит обострение интересов различных интересов различных категорий молодежи, связанными с воспроизводством статусного положения и препятствиями, возникающими при этом процессе со стороны общества.
В молодежной сфере наиболее распространены
следующие виды конфликтов: в системе
социальных институтов, межпоколенческие,
социально-бытовые, субкультурные конфликты.
Раздел 2. Особенности молодежных конфликтов на институционально-групповом и межличностном уровне и способы их разрешения
Семья, школа, ВУЗ – социальные институты, где молодежь проходит социализацию, где молодой человек находится на этапе стартовых ожиданий, а затем обретает профессиональную ориентацию. Там, в школе и в ВУЗе, проходит его профессиональное самоопределение. После этого происходит самореализация молодого человека в трудовой сфере.
Рассмотрим виды и причины
конфликтов в сфере
По мнению Г.И.Козырева, существует три уровня конфликтов, возникающих в системе образования19.
I – высший уровень (макроуровень) – противоречия и конфликты между системой образования и обществом.
II – средний уровень - противоречия между администрацией и учителями; между администрацией и родителями; между администрацией учебных заведений и учащимися;
III – нижний уровень
- противоречия во взаимоотношениях ''учитель
- ученик''; ''родитель – ученик'', а также
«ученик - ученик»
Рассмотрим причины и факторы, обуславливающие возникновение конфликтов в школьном образовании. Причиной здесь может быть, прежде всего, ошибки учителей в оценке результатов учебной деятельности учеников.20 Так О.И.Иванова, путем анкетирования учеников и наблюдения за деятельностью учителей, выявила типичные ошибки, которые допускают преподаватели при оценке успехов/неуспехов ученика в учебе. Среди типичных ошибок в оценке учеников она выделяет следующие: необъективная, необоснованная, неаргументированная оценка; формальность оценки; оценка – наказание; оценивание его поведения, а не результатов учебной деятельности; излишняя эмоциональность при выставлении оценок; проявление догматизма, жестокости, ригидности оценок, игнорирование особенностей учащихся.
И.А.Уманская обращает внимание на противоречия в общении учителя и ученика, когда учителя стремятся на основе авторитарных методов воздействия, требовать от учеников неукоснительного на выполнения своих требований, часто нетерпимы к инакомыслию, не понимают и не воспринимают их инициативных действий. А ученики, в особенности старшеклассники не осознают значимости отношений с наставниками, не хотят и не умеют преодолевать трудности в общении, состояние эмоционального переживания напряженности. Можно выделить ряд причин возникновения затруднений в общении, которые могут быть причинами конфликтов, которые прежде всего относятся к учителю: неумение учителя наладить контакт; сложность в управлении своими психическими состояниями; отсутствие опыта привычки взаимодействия;
Вместе с тем, конкретные социальные исследования показывают, что 56% старшеклассников нуждается во взаимодействии с педагогом, из них 46% испытывают затруднения во взаимодействии с учителями, у 66% старшеклассников проблемы непсихологического характера, психологического характера – 54%,креативного порядка - 53%, волевые затруднения – 28%.
В литературе есть и иная характеристика объективных и субъективных причин конфликтов в педагогической деятельности. Объективные причины педагогических конфликтов: недостаточная степень знания базисных потребностей ребенка; существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, и пр.); принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»); игнорирование личных проблем и трудностей учащихся;
Представляет интерес сопоставление мнений учеников и учителей о причинах конфликтов между ними. Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы21 показал, что конфликты с учителями чаще всего возникают из-за: неинтересного ведения урока учителем (38%), неподготовленного домашнего задания (36,6%), пропусков уроков (36,3%)
Иное мнение у учителей. В ходе социологического исследования главными причинами возникновения конфликтов с учениками они назвали: нарушение дисциплины на уроке (51,9%),плохое выполнение домашнего задания (35,5%),нездоровые отношения между учениками (22,6%)
Актуальной проблемой является определение способов разрешения конфликтов.
В современной научной литературе выделяются следующие наиболее распространенные формы поведения в конфликтных ситуациях учеников с учителем и возможные пути разрешения конфликта:
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися: внешнее пресечение конфликтных действия путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) -66,7% ответов; проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы - внушения) - 50%; профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%; отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию - 11,1% .
Формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки.
Информация о работе Способы разрешения конфликтов в молодежной среде