Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:24, дипломная работа
Проблема заключается в том, что при большом количестве террористических актов, происходящих в нашей стране и за рубежом, количество специалистов занимающихся этой проблемой явно недостаточно. Данная проблема предопределила тему данной выпускной квалификационной работы «Содержание и технологии социальной работы с лицами, жертвами террористических актов». Исходя из темы, были определенны объект и предмет исследования.
В качестве объекта ВКР выступает социальная работа с жертвами террористических актов, а предметом исследования является содержание и технологии социальной работы с лицами пострадавшими от террористических актов.
Цель исследования: разработка рекомендаций для специалиста по социальной работе по организации профилактической и реабилитационной деятельности с жертвами террористических актов.
Введение
Гл. 1 Теоретические основы исследования терроризма как социального явления
1.1.Социальная сущность терроризма как явления
1.2. Социальные проблемы, возникшие вследствие теракта
1.3. Анализ нормативно-правовой базы, способствующей профилактике терроризма и его последствий
Гл. 2 Особенности реализации реабилитационных технологий
2.1. Социальные технологии реабилитации лиц, пострадавших от террористического акта
2.2. Организационные формы и практические методы социальной работы с жертвами террористических актов
2.3. Рекомендации гражданам по действиям при угрозе или при совершении террористического акта
Заключение
Список литературы
Правовая помощь предоставляется пострадавшим при их обращении в соответствующие службы и учреждения органов государственной власти, на которые возложены полномочия по оказанию содействия гражданам в осуществлении их прав, а также в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные давать разъяснения по вопросам, связанным с социальной реабилитацией.
Предоставление жилья пострадавшим, лишившимся его в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Социальная реабилитация лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие борьбу с терроризмом, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом характера и последствий террористического акта, а также других обстоятельств в первоочередном порядке принимают меры, направленные на выявление и учет пострадавших, определение видов необходимой помощи в целях социальной реабилитации пострадавших.
Для координации действий органов исполнительной власти по организации и осуществлению социальной реабилитации пострадавших и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, могут создаваться соответствующие органы (комиссии, комитеты).
Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для покрытия расходов выплат единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; гражданам, получившим в результате террористического акта вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред — в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред — 200 тыс. рублей на человека). Также бюджетные средства могут выделяться и на компенсацию причиненного материального ущерба.
Кроме того, сложившаяся практика показывает, что в большинстве случаев пострадавшие в результате подобных событий граждане и их близкие родственники могут рассчитывать и на получение дополнительных компенсаций от субъектов федерации, местных властей. Однако следует понимать, что выделение подобных средств не является обязательным с точки зрения федерального законодательства, а их размер устанавливается властями субъекта федерации или муниципального образования самостоятельно или на основании законодательства субъекта федерации, нормативных актов муниципального образования.
Граждане могут рассчитывать и на выплаты страховых компаний в случаях, когда жизнь и здоровье пострадавших были застрахованы. В этом случае отдельного упоминания требуют ситуации, когда страхование является обязательным по закону – в том числе при совершении авиаперевозок. В таких случаях размер страховых выплат определяется договором страхования, либо минимальными страховыми суммами, установленными законодательством РФ.
Немало вопросов и споров вызывают иски отдельных граждан к Российской Федерации о возмещении морального ущерба. Судебная практика не позволяет говорить о какой-либо сложившейся практике по данному вопросу. В целом уровень выплат в рамках данных исков в нашей стране существенно ниже аналогичных случаев в Европе и США (причем речь идет не только о возмещении морального ущерба пострадавшим от террористических актов, но и вообще о таковым явлении в целом), однако по ряду отдельных случаев имеются положительные решения судов по довольно крупным денежным суммам.
В Указе Президента Российской Федерации
от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной
безопасности Российской Федерации» особо
подчеркивается важность нейтрализации
причин и условий, способствующих возникновению
политического и религиозного экстремизма,
этносепаратизма и их последствий - социальных,
межэтнических и религиозных конфликтов,
терроризма.
В некоторых республиках Российской
Федерации приняты законы, определяющие
правовые основы, формы и методы противодействия
политическому и религиозному экстремизму,
а также принципы ответственности граждан
и организаций за политический и религиозный
экстремизм. Это, например: закон Карачаево-Черкесской
Республики от 4 мая 2000 г. «О противодействии
политическому и религиозному экстремизму
на территории КЧР»; Закон Республики
Дагестан от 16 сентября 1999 г. «О запрете
ваххабитской и иной экстремистской деятельности
на территории Республики Дагестан»;
Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 1 июня 2001 г. «О запрете экстремистской
религиозной деятельности и административной
ответственности за правонарушения, связанные
с осуществлением религиозной деятельности»
и др.
Большой интерес представляет законодательная
база зарубежных государств по противодействию
терроризму и религиозному экстремизму,
которые могут оказаться полезными в современных
российских условиях.
В США в 1996 году был принят закон, разрешивший американцам судиться с государствами, которые поддерживают террористов. На практике его применили в 2003 году. Федеральный суд США признал Иран виновным в поддержке движения ХАМАС, организовавшего в 1997 году теракт в Иерусалиме. Тогда были ранены 8 американцев. В их пользу присудили $400 млн, а для исполнения решения суда были заморожены иранские счета. В 2008 году раскошелиться пришлось уже Ливии. Триполи перечислил $1,5 млрд в фонд поддержки жертв терактов, которые ливийские боевики осуществляли в 1980-х. Еще один фонд был создан специальным актом Конгресса после терактов 11 сентября 2001 года. За три года работы фонд выплатил семьям погибших и пострадавших более $7 млрд. В среднем это 2 $ млн за погибшего и $400 000 за раненого.
В Израиле размеры компенсаций пострадавшим от терактов определяются индивидуально Институтом национального страхования. Они покрывают лечение, содержание на период нетрудоспособности, пособие по инвалидности (от $800 в месяц), похороны и выплаты иждивенцам ($1200-1700 в месяц). Ущерб собственности определяется и компенсируется налоговым ведомством. В 2000 году был принят Закон об интифаде, который лишал палестинских жителей зоны арабо-израильских боевых действий прав на компенсации. Однако позже Верховный суд Израиля сделал исключение для тех просителей, кто не является гражданином враждебного государства или участником террористических организаций.
В Великобритании компенсации жертвам
терактов и их родственникам определяются
в рамках общего закона о компенсациях
жертвам преступлений. Эти деньги выплачиваются
вне зависимости от того, получают ли пострадавшие
возмещение от виновника преступления
или из других источников. Служба выплат
при Министерстве юстиции принимает заявления
от пострадавших и назначает комиссии,
оценивающие физическое и психическое
состояние пострадавшего и имущественный
ущерб. Размер компенсации колеблется
от $2000 до $500 000, в редких случаях - $1млн.
Семьи погибших в терактах 2005 года получили
стандартную компенсацию "по потере
кормильца" в $22 000. Они назвали это жалкими
грошами. В июле в Палату общин внесен
законопроект об увеличении выплат жертвам
терактов.
Тридцать лет назад в
Испании принят первый закон, гарантирующий
дополнительную пенсию гражданским лицам,
пострадавшим от действий вооруженных
группировок. Власти пошли на такие меры
в связи с активизацией боевиков группировки
ЭТА, выступающей за независимость Страны
Басков. В 1996 году в МВД Испании создано
специальное подразделение помощи жертвам
терроризма, а три года спустя принят Акт
о солидарности, предусматривающий единовременную
выплату вдобавок к пенсии. Семьям жертв
192 погибших в терактах 2004 года назначили
компенсацию по $1 млн. Всего на выплаты
жертвам мадридских взрывов направлено
$400 млн.
2.2. Социальные технологии реабилитации лиц, пострадавших от террористического акта
Существуют специальные механизмы реализации реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, к которым относятся: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная помощь и самопомощь. Социальное обслуживание - деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся рудной жизненной ситуации, но воспринимающейся человеком как трудная лично для него или являющаяся объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность:
Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и платно через систему соответствующих социальных служб, на основании обращения клиента, или законного представителя. Виды социального обслуживания: