Содержание и технологии социальной работы с лицами, жертвами террористических актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:24, дипломная работа

Описание работы

Проблема заключается в том, что при большом количестве террористических актов, происходящих в нашей стране и за рубежом, количество специалистов занимающихся этой проблемой явно недостаточно. Данная проблема предопределила тему данной выпускной квалификационной работы «Содержание и технологии социальной работы с лицами, жертвами террористических актов». Исходя из темы, были определенны объект и предмет исследования.
В качестве объекта ВКР выступает социальная работа с жертвами террористических актов, а предметом исследования является содержание и технологии социальной работы с лицами пострадавшими от террористических актов.
Цель исследования: разработка рекомендаций для специалиста по социальной работе по организации профилактической и реабилитационной деятельности с жертвами террористических актов.

Содержание

Введение
Гл. 1 Теоретические основы исследования терроризма как социального явления
1.1.Социальная сущность терроризма как явления
1.2. Социальные проблемы, возникшие вследствие теракта
1.3. Анализ нормативно-правовой базы, способствующей профилактике терроризма и его последствий
Гл. 2 Особенности реализации реабилитационных технологий
2.1. Социальные технологии реабилитации лиц, пострадавших от террористического акта
2.2. Организационные формы и практические методы социальной работы с жертвами террористических актов
2.3. Рекомендации гражданам по действиям при угрозе или при совершении террористического акта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание и технологии социальной работы с лицами, жертвами террористических актов.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

      Правовая помощь предоставляется пострадавшим при их обращении в соответствующие службы и учреждения органов государственной власти, на которые возложены полномочия по оказанию содействия гражданам в осуществлении их прав, а также в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные давать разъяснения по вопросам, связанным с социальной реабилитацией.

       Предоставление жилья пострадавшим, лишившимся его в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

       Социальная реабилитация лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

       Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие борьбу с терроризмом, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом характера и последствий террористического акта, а также других обстоятельств в первоочередном порядке принимают меры, направленные на выявление и учет пострадавших, определение видов необходимой помощи в целях социальной реабилитации пострадавших.

       Для координации действий органов исполнительной власти по организации и осуществлению социальной реабилитации пострадавших и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, могут создаваться соответствующие органы (комиссии, комитеты).

       Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для покрытия расходов выплат единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; гражданам, получившим в результате террористического акта вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред — в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред — 200 тыс. рублей на человека). Также бюджетные средства могут выделяться и на компенсацию причиненного материального ущерба.

       Кроме того, сложившаяся практика показывает, что в большинстве случаев пострадавшие в результате подобных событий граждане и их близкие родственники могут рассчитывать и на получение дополнительных компенсаций от субъектов федерации, местных властей. Однако следует понимать, что выделение подобных средств не является обязательным с точки зрения федерального законодательства, а их размер устанавливается властями субъекта федерации или муниципального образования самостоятельно или на основании законодательства субъекта федерации, нормативных актов муниципального образования.

       Граждане могут рассчитывать и на выплаты страховых компаний в случаях, когда жизнь и здоровье пострадавших были застрахованы. В этом случае отдельного упоминания требуют ситуации, когда страхование является обязательным по закону – в том числе при совершении авиаперевозок. В таких случаях размер страховых выплат определяется договором страхования, либо минимальными страховыми суммами, установленными законодательством РФ.

      Немало вопросов и споров вызывают иски отдельных граждан к Российской Федерации о возмещении морального ущерба. Судебная практика не позволяет говорить о какой-либо сложившейся практике по данному вопросу. В целом уровень выплат в рамках данных исков в нашей стране существенно ниже аналогичных случаев в Европе и США (причем речь идет не только о возмещении морального ущерба пострадавшим от террористических актов, но и вообще о таковым явлении в целом), однако по ряду отдельных случаев имеются положительные решения судов по довольно крупным денежным суммам.

       В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.  
    В некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм. Это, например: закон Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2000 г. «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР»; Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 г. «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности» и др.  
   Большой интерес представляет законодательная база зарубежных государств по противодействию терроризму и религиозному экстремизму, которые могут оказаться полезными в современных российских условиях.

      В США в 1996 году был принят закон, разрешивший американцам судиться с государствами, которые поддерживают террористов. На практике его применили в 2003 году. Федеральный суд США признал Иран виновным в поддержке движения ХАМАС, организовавшего в 1997 году теракт в Иерусалиме. Тогда были ранены 8 американцев. В их пользу присудили $400 млн, а для исполнения решения суда были заморожены иранские счета. В 2008 году раскошелиться пришлось уже Ливии. Триполи перечислил $1,5 млрд в фонд поддержки жертв терактов, которые ливийские боевики осуществляли в 1980-х. Еще один фонд был создан специальным актом Конгресса после терактов 11 сентября 2001 года. За три года работы фонд выплатил семьям погибших и пострадавших более $7 млрд. В среднем это 2 $ млн за погибшего и $400 000 за раненого.

      В Израиле размеры компенсаций пострадавшим от терактов определяются индивидуально Институтом национального страхования. Они покрывают лечение, содержание на период нетрудоспособности, пособие по инвалидности (от $800 в месяц), похороны и выплаты иждивенцам ($1200-1700 в месяц). Ущерб собственности определяется и компенсируется налоговым ведомством. В 2000 году был принят Закон об интифаде, который лишал палестинских жителей зоны арабо-израильских боевых действий прав на компенсации. Однако позже Верховный суд Израиля сделал исключение для тех просителей, кто не является гражданином враждебного государства или участником террористических организаций.

       В Великобритании компенсации жертвам терактов и их родственникам определяются в рамках общего закона о компенсациях жертвам преступлений. Эти деньги выплачиваются вне зависимости от того, получают ли пострадавшие возмещение от виновника преступления или из других источников. Служба выплат при Министерстве юстиции принимает заявления от пострадавших и назначает комиссии, оценивающие физическое и психическое состояние пострадавшего и имущественный ущерб. Размер компенсации колеблется от $2000 до $500 000, в редких случаях - $1млн. Семьи погибших в терактах 2005 года получили стандартную компенсацию "по потере кормильца" в $22 000. Они назвали это жалкими грошами. В июле в Палату общин внесен законопроект об увеличении выплат жертвам терактов. 
       Тридцать лет назад в Испании принят первый закон, гарантирующий дополнительную пенсию гражданским лицам, пострадавшим от действий вооруженных группировок. Власти пошли на такие меры в связи с активизацией боевиков группировки ЭТА, выступающей за независимость Страны Басков. В 1996 году в МВД Испании создано специальное подразделение помощи жертвам терроризма, а три года спустя принят Акт о солидарности, предусматривающий единовременную выплату вдобавок к пенсии. Семьям жертв 192 погибших в терактах 2004 года назначили компенсацию по $1 млн. Всего на выплаты жертвам мадридских взрывов направлено $400 млн.
 

 
  

Глава 2. Особенности реализации реабилитационных технологий

2.1. Специфика социальной  работы с жертвами  терроризма

       Потребности жертв терроризма слишком долго оставались незамеченными и неудовлетворенными. Впервые  в истории жертвы  терроризма, представители правительств и гражданского общества и эксперты встретились 9 сентября 2008 года в рамках Симпозиума Генерального секретаря по вопросу об оказании  поддержки жертвам терроризма. Объединившись во  имя общего дела, они смогли преодолеть политические различия и сделать первый шаг в направлении удовлетворения  потребностей  и решения проблем этих  отважных людей, которые до настоящего времени практически оставались без внимания.

      На  протяжении  последнего  десятилетия  терроризм  причинил  невосполнимые потери и страдания множеству людей в мире, включая сотрудников Организации Объединенных Наций.  Число пострадавших постоянно увеличивается. Жертвы терроризма — это истинные герои глобальной борьбы с терроризмом. Жертвы  терроризма,  ни на минуту не  забывая о трагических  событиях прошлого, хотят  смотреть в будущее с надеждой.

      Представители гражданского общества выразили горячее желание сотрудничать  с правительствами на международном, национальном и местном  уровнях  в  проведении  информационных  мероприятий  и  создании  структур  по поддержке. Международные  средства массовой информации внесли  свой  вклад  в  достижение  цели — придать человеческое измерение трагическим последствиям терроризма. Тем самым СМИ начали оказывать противодействие одному из условий, способствующих терроризму, а именно дегуманизации его жертв.  

      С момента возникновения терроризма в ХХ в. особое внимание жертвам уделяется со стороны виктимологии. Виктимология – наука о жертвах и, в частности, о психологических особенностях жертв. Известно, что далеко не всякие люди оказываются в числе жертв, в данном случае, террористических актов. Есть некая непонятная, загадочная предрасположенность, особая «жертвенность», пока еще недостаточно изученная наукой. Изучение психологии жертв террора обычно представляет собой сложное дело. Во-первых, мало кто из жертв остается живым и достаточно сохранным. Во-вторых, оставшиеся в живых не хотят вспоминать о произошедшем и тем более говорить об этом. Тем не менее, анализ поведения жертв террористических актов показал, что оно по многим параметрам сближается с поведением жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

       Массовая психология жертв террора складывается из пяти основных слагаемых. Они могут быть выстроены хронологически. Это страх, сменяемый ужасом, вызывающим либо апатию, либо панику, которая может смениться агрессией. Мужчины и женщины – жертвы террора ведут себя по-разному. Определенные поведенческие различия связаны с уровнем образования, развитостью интеллекта и уровнем благосостояния. Особое внимание виктимология обращает к жертвам заложникам.

      Заложник – это человек, который находится во власти преступников, однако это не значит, что он вообще лишен возможности бороться за благополучное разрешение той ситуации, в которой оказался. Напротив, от его поведения зависит многое. Выбор правильной линии поведения требует наличия соответствующих знаний.

       И вот здесь нельзя пройти мимо второго, самого неприятного - урока Беслана и «Норд-Оста». Урока, свидетельствующего об опаснейшей утрате человечеством инстинкта самосохранения, о синдроме заложничества, который, по исторической аналогии, правильнее было бы назвать не «стокгольмским», а «мюнхенским».

        Современная культура, построенная на принципах толерантности и плюрализма, фетишизирует (и в результате губит) свое главное достижение – гибкость, готовность к переговорам и компромиссам. Абсолютизация принципа «договорного урегулирования» всех конфликтов – последствие привыкания человечества к новому стандарту существования и соответственно отвыкания от жизни в угрожающем, диком, неблагоприятном мире.

       XX век стал веком первого глобального испытания человечества на прочность. «Норд-Ост» и Беслан наглядно продемонстрировали, что сегодня мир и Россия охвачены мюнхенским синдромом: опаснейший дефицит инстинкта самосохранения обезоруживает нас перед прямой и явной угрозой, выбивает из рук дееспособный механизм самозащиты по «нюрнбергскому» варианту.

       Самое поразительное, что в России, потерявшей почти 30 миллионов жизней своих граждан на войне с нацизмом, не преследуется нацистская идеология [5].

2.2. Социальные технологии  реабилитации лиц,  пострадавших от  террористического  акта

    

       Существуют специальные механизмы реализации реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, к которым относятся: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная помощь и самопомощь. Социальное обслуживание - деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся рудной жизненной ситуации, но воспринимающейся человеком как трудная лично для него или являющаяся объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность:     

 Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и платно через систему соответствующих социальных служб, на основании обращения клиента, или законного представителя. Виды социального обслуживания:

Информация о работе Содержание и технологии социальной работы с лицами, жертвами террористических актов