Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:24, дипломная работа
Проблема заключается в том, что при большом количестве террористических актов, происходящих в нашей стране и за рубежом, количество специалистов занимающихся этой проблемой явно недостаточно. Данная проблема предопределила тему данной выпускной квалификационной работы «Содержание и технологии социальной работы с лицами, жертвами террористических актов». Исходя из темы, были определенны объект и предмет исследования.
В качестве объекта ВКР выступает социальная работа с жертвами террористических актов, а предметом исследования является содержание и технологии социальной работы с лицами пострадавшими от террористических актов.
Цель исследования: разработка рекомендаций для специалиста по социальной работе по организации профилактической и реабилитационной деятельности с жертвами террористических актов.
Введение
Гл. 1 Теоретические основы исследования терроризма как социального явления
1.1.Социальная сущность терроризма как явления
1.2. Социальные проблемы, возникшие вследствие теракта
1.3. Анализ нормативно-правовой базы, способствующей профилактике терроризма и его последствий
Гл. 2 Особенности реализации реабилитационных технологий
2.1. Социальные технологии реабилитации лиц, пострадавших от террористического акта
2.2. Организационные формы и практические методы социальной работы с жертвами террористических актов
2.3. Рекомендации гражданам по действиям при угрозе или при совершении террористического акта
Заключение
Список литературы
О степени угрозы для современного общества, которую несет в себе терроризм, говорит тот факт, что, ведущие государства мира принимают законы о борьбе с терроризмом; практически ни одна встреча глав ведущих государств не проходит без обсуждения этой проблемы.
Важнейшие направления деятельности в этой сфере: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между специальными органами, оказание максимального давления на страны, поддерживающие терроризм, повышение качества подготовки сотрудников этих структур, занимающихся проблемой терроризма, их технической оснащенностью.
В мире действуют сотни террористических группировок, некоторые из них приобрели поистине всеобщую известность, например: Ирландская республиканская армия, движение басков в Испании, Армия освобождения Косово, палестинская «ХАМАС», «Эль-Джи-хад», ливанская «Хизб Аллах», «Джаб-хай ал-инхал ал-исла ми» в Алжире, «Тамильские тигры» в Шри-Ланке и другие.
Атака террористов на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 года - это самый масштабный и кровавый террористический акт за всю историю человечества. Он вызвал ужас в Америке и во всем мире. Это страшное и трагическое событие стало своего рода кульминационным пунктом в окончательном формировании международного терроризма как еще одного социального феномена XX века и признании его в качестве одного из главных мировых зол. Весь мир узнал название еще одной террористической организации «Аль-Каида», имеющей отделения в 55 странах мира, и имя «террориста № 1», как полагали США, Усамы бен Ладена.
Но борьбу с терроризмом нельзя свести к поимке какого-либо «террориста № 1». Борьба должна вестись против терроризма как явления в целом и отдельных процессов, составляющих это явление; не только и не столько против следствий, а, прежде всего, против причин, которые эти следствия порождают.
В решении проблем реабилитации и профилактики террористических акций важную роль играет социальная политика. Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Любые социальные программы ничего не стоят, если не обеспечены экономически. Однако соотношение экономики и политики не может быть сведено к соотношению между экономической и социальной политикой государства. Здесь особое значение приобретает взаимодействие обоих видов политики, при котором приоритет может иметь то один, то другой вид.
Всякое невнимание к нуждам людей, ослабление внимания к социальным аспектам труда, быта, досуга, любые ущемления законных интересов людей в конечном итоге противоречат принципу социальной справедливости и ведут к обострению социальной напряженности в обществе или регионе (терроризму, межэтническим конфликтам, решению проблем одних социальных групп за счет других).
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике (преодоление безработицы, повышение уровня жизни населения, воспитание толерантного отношения к людям иной веры, иной культуры, повышение образовательного уровня).
Важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе, являющейся оценкой экономических, политических, правовых событий и фактов, взаимоотношений личности и общества, а также в сфере межличностных отношений, и предполагающей соответствие между действительной ролью личности, группы в жизни общества и их социальным статусом, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Всякое несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.
Таким образом, политика и социальная работа взаимосвязаны. Социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества.
Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.
Разумная
социальная политика направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека, гражданина
демократического общества. Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью.
А признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина считается
важнейшей обязанностью государства.
Террористам - в силу методов, к которым они прибегают, - уже гарантировано внимание средств массовой информации (далее СМИ). Важно, однако, создать условия, при которых смерть человека будет обходиться террористам чрезвычайно дорого. Если мы будем говорить о жертвах терроризма, видеть их, знать их в лицо, это поможет уменьшить пассивность общественности в отношении преступлений террористов, являющуюся, по сути, негласным отказом от борьбы с ними. Если мобилизовать общественность на поддержку жертв терроризма, террористам будет уже не так просто проводить массовые казни, вести себя безрассудно или жестоко. Без подобной мобилизации человек, ставший жертвой терроризма, останется лишь статистической единицей.
Многие люди, ставшие жертвами терроризма, отметили то обстоятельство, что при обсуждении терроризма и освещении его в средствах массовой информации акцент чаще всего делается на самих террористах - кто эти люди, что они сделали и почему они это сделали. При этом практически никакого внимания не уделяется тем, кто стал объектом теракта, получил физическое увечье и психологическую травму или, того хуже, лишился жизни, либо потерял близких.
Международное сообщество обязано видеть в жертвах реальных людей - с надеждами, мечтами, семьями и повседневной жизнью, которая была грубо нарушена, а иногда и разрушена в результате террористического насилия, и обращаться с ними соответственно. Этим международное сообщество не только проявит уважение к жертвам и продемонстрирует миру истинные последствия терроризма, но и, возможно, удержит потенциальных террористов от совершения подобных чудовищных преступлений.
Жертвам террористических актов
нередко приходится сталкиваться
с затяжными административными
процедурами, пытаясь
В разных государствах жертвы терроризма имеют различный правовой статус. Например, в одном из государств - членов ООН принят закон, приравнивающий жертв терроризма к жертвам гражданской войны. В принятии этого закона ключевую роль сыграла национальная ассоциация жертв терроризма, требовавшая их юридического признания. Участники симпозиума обсудили не только важность получения соответствующего правового статуса, но и конкретные случаи защиты прав жертв. Некоторые участники указали на то, что одним из основных способов выразить уважение людям, ставшим жертвами терроризма, и эффективно бороться с терроризмом является предание суду лиц, совершивших эти преступления. В этой связи чрезвычайно важно наладить международное сотрудничество. Как заявил представитель одного из государств-членов, многие из недавних проявлений терроризма носят транснациональный характер; поэтому необходимо принять международные документы, направленные на укрепление сотрудничества полиции и органов правосудия.
Малейшее напоминание о теракте может причинить его жертве страдания и заставить вновь и вновь переживать этот болезненный опыт.
Многие подчеркивают необходимость
бесплатной и доступной
За рубежом существуют центры содействия жертвам терроризма со своим веб-сайтом и горячей линией. Центры обеспечивают на должном уровне разные виды помощи, проводят лечение, а также помогают практическими советами и консультациями. Один из участников тех трагических событий назвал этот центр буквально спасительным и отметил, что он продолжает оказывать помощь, сотням пострадавших, включая тех, кто обратился за поддержкой лишь недавно, спустя три года после теракта. Необходимость в лечении может сохраняться в течение длительного времени - этот факт получил подтверждение в выступлениях нескольких экспертов, подчеркнувших, что пострадавшие в результате терактов могут страдать от физических ран и психологических травм даже годы спустя после теракта. Эксперты подчеркнули важность предоставления всех видов лечения и помощи в одном месте. Так же существует необходимость предоставления пострадавшим точной информации о возможностях поддержки и доступной помощи.
Экономические последствия террористического акта могут иметь столь же катастрофические последствия для его жертв, как психологические и физические травмы. Необходимость предоставления финансовой помощи жертвам терактов стала одной из основных тем. В то же время, было отмечено, что, несмотря на всю важность выплат компенсаций жертвам терроризма, осуществление таких выплат может оказаться трудным и политика государств в этой области различна.
В международной практике существуют шесть этапов разработки компенсационной политики: 1) разработка концептуальной основы для определения понятия «жертв терроризма», то есть тех, кто имеет право на получение компенсации; 2) выявление конкретных пострадавших и создание единого национального реестра жертв терроризма и получателей помощи; 3) составление характеристик жертв с указанием половой принадлежности, возраста и социально-экономического положения; 4) создание институциональной базы и межведомственного комитета; 5) разработка правовой основы для компенсационной политики, предполагающей право на правосудие, образование, здравоохранение и социально-психологическую помощь; 6) создание социальной основы для привлечения внимания общественности к этому вопросу и повышения ее осведомленности, с тем чтобы жертвы терактов знали о своих правах, а вся страна проявила солидарность с ними.
Один из пострадавших рассказал о том, как ассоциация жертв терроризма, в которой он работает, пыталась преодолеть этот разрыв, мобилизуя средства для медицинского страхования и обеспечения помощи детям, выжившим после терактов.
Еще одна жертва упомянула о благотворительном фонде, созданном в ее стране после террористического акта, куда поступают частные взносы в пользу жертв, испытывающих финансовые трудности. Данный фонд обеспечивает быструю помощь жертвам без бюрократических проволочек.
Подход к обеспечению помощи и поддержки жертвам терроризма должен быть многосторонний, основанный на опыте и ресурсах, имеющихся на международном, национальном и местном уровнях. Необходимо подчеркнуть важность осведомленности общественности и солидарности с жертвами терактов в качестве ключевого аспекта поддержки жертв терроризма на национальном и международном уровнях.
В некоторых странах ежегодно проводится день памяти жертв террористических актов, это способствует укреплению национальной солидарности и мобилизации мировых лидеров, средств массовой информации и молодежи.
Освещение проблем жертв терроризма в СМИ - вопрос деликатный и сложный. С одной стороны, нельзя забывать о жертвах и совершенных по отношению к ним злодеяниях; с другой стороны, фотографии с натуралистическими подробностями и описания перенесенных ими страданий могут вызвать тяжкие воспоминания и заставить их вновь и вновь переживать мучения.
СМИ могут сыграть важную роль в мобилизации общественного мнения в поддержку жертв и против террористов. Но информационно-психологическая агрессия по отношению к человеку проявляется также в циничном и развязном стиле подачи информации. В результате у людей снижается толерантность и формируется циничное отношение к действительности [19].
Тревожит в сообщениях СМИ:
- опасность
вызвать активность
- часто негативное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией переговоры;
- опрос детей – жертв террористов;
- постоянное
рассекречивание размещения, численности
и оснащения полиции,