Социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

Термин "природа человека" обычно употребляется учеными для обозначения некоторого исходного биологического начала, присущего всем представителям человеческого рода. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов.

Содержание

Общество и человек
1. Человек, как социальное явление
2. Понятие общества
3. Общество как социальная система.
Базисные компоненты социальной жизни
4. Социальные действия
5. Социальная связь
6. Социальные институты
Социализация
7. Социальные ценности и нормы.
8. Социализация – ее необходимость и свойства.
9. Этапы, агенты и средства социализации
Социальная структура и стратификация
10. Социальная структура
11. Социальная стратификация.
12. Марксистская парадигма и классовый анализ, концепция Вебера
13. Социальная мобильность
14. Социальная структура современного российского общества
Семейно-брачные отношения
15. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе
16. Социальный институт семьи
Аномия и девиация
17. Социальные нормы и отклонения от них.
18. Социальная Аномия и самоубийства
19. Р.Мертон и концепция приспособительных реакций индивида
20. Возможности общества в борьбе с отклонениями в социальных нормах

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 102.91 Кб (Скачать)

17. Социальные нормы  и отклонения от  них.

     

    В Древнем Риме "нормой" называли отвес, с помощью которого каменщики  выверяют вертикальность стены. По сути, именно такое значение это слово  сохранило и в современном  языке при использовании в  большинстве контекстов: некий измерительный  инструмент, применяемый для оценки "правильности" того или иного  явления, соответствия его какому-то заранее заданному образцу.

    Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец), как таковая имеет несколько значений: 1) Это узаконенное установление или признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки).

    Социальная  норма – это набор правил поведения, это социальное давление, при помощи которого осуществляется регуляция поступков и намерений индивидов в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

    Различают следующие наиболее общепринятые виды норм:

    • формализованные правила (все, что официально записано)
    • правила морали (связаны с представлениями людей)
    • образцы поведения (мода)

Поскольку понятие нормы относится, главным  образом, к социальным экспектациям (ожиданиям) "правильного" или "надлежащего" поведения, нормы подразумевают  наличие какой-то законности, несут  в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

Отклонение  от норм, или девиация, охватывает огромный спектр человеческих поступков. Само слово "девиация" - это прямая русскоязычная "калька" позднелатинского deviatio, т.е. отклонение. Заглянув в энциклопедические словари общего характера, мы обнаружим, что этот термин является общепринятым прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

    При этом необходимо учитывать то, что  девиация может быть как позитивной (геройство), так и негативной (преступление, душевная болезнь, алкоголизм и пр.). Чаще всего под девиацией понимается только негативное отклонение от утвердившихся  правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому  девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а  другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

    В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:

    • Незначительные отступления от норм морали и этикета; собственно девиация
    • Нарушения норм права, но также не столь значительные, чтобы за них наступала ответственность, называются в социологии делинквентностью.
    • Серьезные нарушения норм, - преступления.

    Подробнее остановимся на двух последних.

    Понятие "делинквентное поведение" охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А.И.Кравченко проводит такое разграничение между собственно девиантным и делинквентным поведением: "Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, то для другого или других может быть привычкой... Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны". Речь идет о том, что, к примеру, такая группа, как уличная шайка хулиганов может расценивать отказ любого из своих членов участвовать в какой-то очередной проделке в качестве девиации. Сами же эти проделки рассматриваются как девиантное поведение и милицией, и большинством жителей этой улицы.  

    Делинквентное поведение в целом охватывает более широкий спектр поступков, нежели те, что прямо преследуются законом. Так, многие различные формы  поведения могут подвергаться социальному  осуждению или отвержению, даже если поведение не является специфически противоправным - очевидные примеры  такого рода представляют собой нецензурная  брань, поддержание "дурной компании", привычка не являться в обусловленное  время и беспробудное пьянство. Девиантные исследования довольно часто включают в себя большое разнообразие типов  поведения от злоупотребления наркотиками  до футбольного хулиганства и  даже занятий колдовством и магией, как поведения, на которое наклеен  ярлык девиантного и даже делинквентного. Социология девиации, таким образом, берет в качестве объекта изучения более широкие, более неоднородные категории поведения, нежели традиционная криминология.

    Особо следовало бы остановиться на криминальном отклонении от норм (преступлении). Один из общепринятых взглядов на преступление состоит в том, что преступники - это просто плохие люди; единственный способ отношения к ним состоит  в том, чтобы их наказывать. И чем  менее простительным представляется нам преступление, тем сильнее  мы должны сломить его. Такой подход удерживался в течение многих веков, сохраняется он и сегодня. Беда только в том, что он реально  никогда не работал. В Европе на протяжении 1600-х и 1700-х гг. наказания были настолько жестокими, насколько  может позволить воображение. Людей  вешали за кражу куска хлеба; другим выжигали клеймо или отрезали уши. Но жестокие наказания не срабатывали: преступления продолжали удерживаться на высоких уровнях на протяжении сотен лет, несмотря на повешения  и увечья. 

    18. Социальная Аномия  и самоубийства 

    Развитие  и распространение девиации ведет  общество к аномальному состоянию  – соц. аномии, а эта последняя  в свою очередь становится почвой для новых девиаций.  
Соц. аномия – это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные соц. нормы или относится к ним безразлично, а нормативное соц. регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности.

    Дюркгейм, который ввел это понятие в  социологию, рассматривал соц. аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности.  Этим понятием, он описывал социальную ситуацию, "характеризуемую  упадком норм, управляющих социальным взаимодействием". Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации  происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае "общее  состояние дезорганизации, или  аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее".

    Одним из ярких выражений аномии, Дюркгейм видит самоубийства. Их исследованию фактически посвящена, одна из наиболее известных его работ, которая  так и называется - "Самоубийство".

    В этом исследовании Дюркгейм обратился  к социальным причинам самоубийств. Это было особенно драматично, потому что суицид является одним из наиболее уникальных индивидуальных актов, на которые способны только люди. Используя статистические данные Дюркгейм писал, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Поэтому самое уникальное индивидуальное событие оказывается детерминированным коллективными и высоко абстрактными факторами. Первый большой раздел этой книги рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания. Дюркгейм завершает каждую часть этого раздела выводом: ни одна из них не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом, а, следовательно, лишь социологическая наука способна это сделать.

    При анализе статистических данных Дюркгейм обращает внимание на целый ряд закономерностей: в городах удельный вес самоубийств  выше, чем в сельской местности; самоубийства чаще совершают протестанты, нежели католики; холостяки более склонны  к самоубийствам по сравнению  с семейными людьми, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; женщины реже совершают самоубийства, чем мужчины и т.д. Все это  говорит о том, что основным фактором самоубийств как более или  менее массового явления выступает  прежде всего характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или  даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о  бесцельности дальнейшего существования  и принятию решения уйти из жизни. "Если разрываются узы, соединяющие  человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла связь его  с обществом".

В соответствии с этим Дюркгейм и разрабатывает  свою типологию самоубийств. Он выделяет:

Эгоистическое самоубийство – человек не сладив с группой выходит на индивидуальный протест

Альтруистическое  самоубийство - Этот тип самоубийства, который Дюркгейм называет также "эндемическим", прямо противоположно рассмотренному выше и происходит "в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает... индивидуальность". К такого рода самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, "когда жизнь становилась им в тягость"; или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа. Согласно Дюркгейму, альтруистический суицид, т.е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения.

Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия выступает здесь, как "социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием", или "такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно". Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. "Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться". Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию.

Дюркгейм  рассматривает, например, причины всплеска кривой самоубийств в периоды  экономических кризисов.  Но, вероятно, аномические самоубийства являются продуктом не одних лишь экономических  кризисов. В той же мере другие социальные изменения, протекающие в сравнительно краткие периоды времени в  политической, идеологической сферах общественной жизнедеятельности, сдвиги в области нравственного регулирования  могут вызвать существенную дезориентацию  сознания и своеобразную моральную  панику.

Аномия  может затронуть и брачно-семейную сферу. Дюркгейм сопоставляет различные  регионы Франции, Германии Швейцарии  и приходит к выводу что существует устойчивая положительная корреляция статистики самоубийств со статистикой  разводов. Это дает ему основания  утверждать, что распад семьи (который  тоже во многом являет собою аномию) выступает в качестве одного из факторов самоубийств.

    Проблемами  аномии занимался и другой видный социолог – Мертон.  Под соц. аномией  он понимал состояние сознания, которое  связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными  путями и средствами, что ведет  к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый план в своей  теории проблему соотношения соц. целей  и средств их достижения как различных  фаз соц. структуры, Мертон показывает, что соц. аномия вырастает из состояния  равновесия между ними.  

19. Р.Мертон и концепция  приспособительных  реакций индивида. 

    Проблемами  аномии занимался видный социолог –  Мертон.  Он разработал свою аномическую  концепцию девиации. Под соц. аномией он понимал состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными путями и средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый план в своей теории проблему соотношения соц. целей и средств их достижения как различных фаз соц. структуры, Мертон показывает, что соц. аномия вырастает из состояния равновесия между ними.

      Он утверждал, что базовой причиной  любой девиации является разрыв  между институциональными культурными  целями и доступностью социально  одобряемых средств для достижения  этих целей. Среди множества  элементов социальной структуры  Р. Мертон выделяет два особенно, по его мнению, важных. Первый - это  определенные культурой данного  общества намерения и интересы, которые выступают в качестве "законных" целей - приемлемых  для всего общества или же  отдельных его слоев, социально одобряемых ими (и поэтому иначе именуемых институциональными). Второй элемент определяет, регулирует социально одобряемые средства (способы достижения этих целей) и контролирует их применение.

    В соответствии с этой гипотезой Р. Мертон рассматривает пять типов  приспособления людей к социально  и культурно заданным целям и  средствам. Для наглядности он помещает их в схематическую таблицу, где  символ "+" означает "принятие", "-" отвержение, а "+ -" - отвержение господствующих ценностей и замена их новыми.

    Типология форм индивидуального  приспособления

    Формы приспособления     Социально одобряемые цели     Институционализированные  средства
    Конформность     +     +
    Инновация     +     -
    Ритуализм     -     +
    Ретритизм     -     -
    Мятеж     + -     + -

Информация о работе Социология