Социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

Термин "природа человека" обычно употребляется учеными для обозначения некоторого исходного биологического начала, присущего всем представителям человеческого рода. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов.

Содержание

Общество и человек
1. Человек, как социальное явление
2. Понятие общества
3. Общество как социальная система.
Базисные компоненты социальной жизни
4. Социальные действия
5. Социальная связь
6. Социальные институты
Социализация
7. Социальные ценности и нормы.
8. Социализация – ее необходимость и свойства.
9. Этапы, агенты и средства социализации
Социальная структура и стратификация
10. Социальная структура
11. Социальная стратификация.
12. Марксистская парадигма и классовый анализ, концепция Вебера
13. Социальная мобильность
14. Социальная структура современного российского общества
Семейно-брачные отношения
15. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе
16. Социальный институт семьи
Аномия и девиация
17. Социальные нормы и отклонения от них.
18. Социальная Аномия и самоубийства
19. Р.Мертон и концепция приспособительных реакций индивида
20. Возможности общества в борьбе с отклонениями в социальных нормах

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 102.91 Кб (Скачать)

    Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида.  Вы сравниваете этого человека с собой, пытаясь неосознанно или сознательно определить причину вашего интереса. Интерес - это форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Актуализированный мотив и интерес - это еще не социальное действие, но лишь первые шаги к его осуществлению. 

    В контактах заинтересованности проявляются  уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым  она принадлежит.

    Контакты  обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями. В ходе подобных кратковременных контактов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.

      Социальные контакты имеют большое  значение в изучении места  каждого индивида в системе  социальных связей, его группового  статуса, особенностей исполнения  им своей социальной роли в  группе.  Но, не менее важны  и Социальные взаимодействия.

    Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий.   

    Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными  группами друг к другу. 

  • Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество
  • соперничество (иногда называемое конкуренцией).

    Сотрудничество  подразумевает взаимосвязанные  действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой  для взаимодействующих сторон.

    Взаимодействия  на основе соперничества включают в  себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

    Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются  чувства благодарности, потребности  в общении, желания уступить, то при  соперничестве могут возникать  чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений  между людьми. 
 
 

6.Социальные  институты 

    Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить  некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для  членов определенного общества или  определенной социальной группы. Это  прежде всего относится к тем  социальным отношениям, вступая в  которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

    Практика  закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также  в определении системы санкций  для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

    Системы ролей, статусов и санкций создаются  в виде социальных институтов, которые  являются наиболее сложными и важными  для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

    Понятие "институт" - одно из центральных в социологии. В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы.

    Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    В этом определении под общественными  ценностями понимаются разделяемые  идеи и цели, под общественными  процедурами - стандартизованные образцы  поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение  осуществляется и удерживается в  определенных рамках.

    Любой социальный институт возникает и  функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая  потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование  института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой  институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

    ( Зарождение и гибель социального  института хорошо просматриваются  на примере института дворянских  дуэлей чести). 

    Вместе  с тем есть важные, в высшей степени  необходимые институты, вызванные  к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких  институтов в развитых обществах  всего пять: семейные, политические, экономические, образовательные и  религиозные. Кроме того, поскольку  ценности и процедуры научной  жизни стали очень важными, то к это 5 можно причислить и институт науки.

    Социальные  институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные  способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые  постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные  обычаи и привычки. Спустя некоторое  время эти шаблоны и образцы  поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система  санкций. 

    Исходя  из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. 

    Процесс институционализации, т.е. образования  социального института, состоит  из нескольких последовательных этапов:

  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  2. формирование общих целей;
  3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
  6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

    Итак, финалом процесса институционализации  можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально  одобренной большинством участников этого  социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.  Люди всегда стремятся  институционализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремление проявляется в  самых разных областях деятельности. Например, продажа или распределение  товаров среди значительной части  людей порождает потребность  в справедливом порядке такого распределения. Пришедшие первыми должны получить свое прежде, чем те, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами и правилами. Далее происходит закрепление в  очереди определенных ролей: распорядителя (записывающего очередь), борца за справедливость (следящего за посторонними), последнего в очереди и т.д. Возникает институт очереди, специфическая институционализированная форма поведения.

    Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами. Рассмотрим подробнее некоторые институциональные  признаки.

    Культурные  символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб;  для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема.  Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

    Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля

    Идеология - систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. 

      Общество является сложным социальным  образованием, и силы, действующие  внутри него, так взаимосвязаны,  что невозможно предвидеть последствия  каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты  имеют явные функции, которые  легко распознаются как часть  признанных целей института, и  латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными. 

Явные функции социальных институтов Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.
  2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
  3. Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. 
  4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
  5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.
 

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов.  
 

Информация о работе Социология