Социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

Термин "природа человека" обычно употребляется учеными для обозначения некоторого исходного биологического начала, присущего всем представителям человеческого рода. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов.

Содержание

Общество и человек
1. Человек, как социальное явление
2. Понятие общества
3. Общество как социальная система.
Базисные компоненты социальной жизни
4. Социальные действия
5. Социальная связь
6. Социальные институты
Социализация
7. Социальные ценности и нормы.
8. Социализация – ее необходимость и свойства.
9. Этапы, агенты и средства социализации
Социальная структура и стратификация
10. Социальная структура
11. Социальная стратификация.
12. Марксистская парадигма и классовый анализ, концепция Вебера
13. Социальная мобильность
14. Социальная структура современного российского общества
Семейно-брачные отношения
15. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе
16. Социальный институт семьи
Аномия и девиация
17. Социальные нормы и отклонения от них.
18. Социальная Аномия и самоубийства
19. Р.Мертон и концепция приспособительных реакций индивида
20. Возможности общества в борьбе с отклонениями в социальных нормах

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 102.91 Кб (Скачать)
justify">Все эти  процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет  ее себе. Стабильный экономический  рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и  болезней, то для индустриального  общества характерно возрастание благосостояния населения.

В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность  значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и  буржуазия, укрепляются средние  слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен  внутри социальной группы, руководствуется  своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует  окружающий мир и принимает решения  на этой основе) и

утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат  личности. Происходит секуляризация  сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек  в индустриальном обществе стремится  к саморазвитию, самосовершенствованию.

Глобальные  изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический  режим. В обществе господствует право  и закон, а человек вовлекается  во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную  выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации —  в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к  рациональному (свойственному индустриальному  обществу) поведению.

К экономическим  аспектам рационального поведения  относят развитие товарно-денежных отношении, определяющую роль денег  как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий  размах рыночных операций и т.п.

Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения  ролей. Ранее общество накладывало  санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация  противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство  современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

  Постиндустриальное  общество.

Модернизация  породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в  глобальные проблемы. Разрешая их, поступательно  развиваясь, некоторые современные  общества приближаются к стадии постиндустриального  общества, теоретические параметры  которого были разработаны в 1970-е  гг. американскими социологами Д.Беллом, Э.Тоффлером и др.

Для этого  общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций  массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального  общества наблюдается стирание классовых  различий, а сближение размера  доходов различных групп населения  ведет к ликвидации социальной поляризации  и росту удельного веса "среднего класса". Новая цивилизация может  быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации. Переход к по-

стиндустриальному обществу для большинства стран  современного мира является весьма далекой  перспективой. 

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные  отношения. Подобные многообразные  формы взаимодействия людей, а также  связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) принято называть общественными отношениями.

  Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие  группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что  материальные отношения возникают  и складываются непосредственно  в ходе практической деятельности человека, складываются вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются предварительно "проходя через сознание" людей, детерминируются их духовными ценностями.

4. Социальные действия 

    Можно ли отыскать на Земле совершенно изолированного от других человека? Очевидно, нет, так  как человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать  в совместной деятельности. Более  того, одно лишь знание о присутствии  где-то других людей может весьма существенно изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Попытаемся проследить их развитие, останавливаясь на наиболее важном примере, а именно - социальном действии.

    Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии.

    Действие вообще – это поступок, энергия, процесс ввиду личностно значимой цели. Оно всегда характеризуется набором свойств, имеет смысл и значение.

    Значение  социального действия обусловлено  тем, что оно представляет собой  простейшую единицу, элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как  общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой  в сложнейшие цепи и системы.

    Сущность  социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него". 

    Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две  особенности:

  • во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным.
  • во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

      Исходя из такого понимания  социального действия, нельзя называть  социальными действиями поступки  людей, связанные с ориентацией  на несоциальные, вещные объекты.  Например, изготовление орудий труда,  рыбная ловля, охота сами по  себе не являются социальными  действиями, если они не соотносятся  с поведением других людей.  Характерен в этом отношении  пример, приводимый М. Вебером:  случайное столкновение двух  велосипедистов может быть не  более чем происшествием, подобно  явлению природы, но попытка  избежать столкновения, брань, последующая  за столкновением, потасовка или  мирное урегулирование конфликта  - это уже социальное действие. Очевидно, что провести четкую  грань между социальными и  несоциальными, так называемыми  природными, или естественными, действиями  крайне сложно.

    Еще сложнее определить осознанность, рациональность поведения, которая составляет неотъемлемую черту социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, например поведение  человека в результате приступов  гнева, страха, раздражения, когда он действует не задумываясь о происходящем. Даже если такие действия направлены на : других людей, в соответствии с  теорией М. Вебера их нельзя считать  социальными. Другое дело, если индивид  действует обдуманно, ставя перед  собой цели и добиваясь их реализации, изменяя при этом поведение других людей. Такие действия можно считать  социальными., Однако многочисленные исследования показывают, что человек никогда  не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и  целесообразности, скажем, в действиях  политика, борющегося со своими соперниками, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

    Социальное  действие – это достаточно сложное  явление.  Оно должно включать в  себя:

    1) действующее лицо;

    2) потребность в активизации поведения; 

    3) цель действия;

    4) метод действия;

    5) другое действующее лицо, на которой  направлено действие;

    6) результат действия.

    Социальные  действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются  мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к  совершению действий называется мотивацией.

    Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие

     

    Важность  изучения генезиса и структуры социального  действия, а также сопоставления  отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным  действиям судить о причинах напряженности  во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия,   или, наоборот, согласованности  действий подчиненных и т.д. Любая  социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов. Таким образцом социальные действия являются следующей  после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.  
 

5.Социальная  связь 

    Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем даже простое  наблюдение показывает, что социальное действие, рассматриваемое как попытка  одного индивида или социальной группы изменить поведение другого индивида или группы, редко на практике встречается  в единичном, обособленном виде. Когда  кто-нибудь пытается убедить в своей  правоте другого, то очевидно, что  это не общение с неодушевленным, бессловесным существом. Этот другой может  активно возражать, соглашаться  или проявлять пассивность, так  или иначе он тоже совершает социальные действия. В результате этих ответных действий очевидно, что каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит социальная связь.

    Социальная  связь – это отношение зависимости, реализуемое через социальное действие. Уровни этой зависимости выражаются в характере этой социальной связи, которая может быть формальной или  неформальной, прямой или опосредованной.

    Социальная  связь имеет несколько проявлений:

  • Социальный контакт
  • Социальное взаимодействие

    Обстоятельства  сталкивают каждого человека со многими  индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек  отбирает в этом множестве тех, с  которыми он затем вступает в сложные  взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые  называются контактами.

    Для того чтобы взаимодействовать с  другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего  должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных связей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.

    Каждый  из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на работе. Не задумываясь, мы проходим мимо них, но постоянно помним о их существовании.  Возникает Пространственный контакт - первоначальное и необходимое звено формирования социальных связей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.

Информация о работе Социология