Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:20, реферат
Термин "природа человека" обычно употребляется учеными для обозначения некоторого исходного биологического начала, присущего всем представителям человеческого рода. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов.
Общество и человек
1. Человек, как социальное явление
2. Понятие общества
3. Общество как социальная система.
Базисные компоненты социальной жизни
4. Социальные действия
5. Социальная связь
6. Социальные институты
Социализация
7. Социальные ценности и нормы.
8. Социализация – ее необходимость и свойства.
9. Этапы, агенты и средства социализации
Социальная структура и стратификация
10. Социальная структура
11. Социальная стратификация.
12. Марксистская парадигма и классовый анализ, концепция Вебера
13. Социальная мобильность
14. Социальная структура современного российского общества
Семейно-брачные отношения
15. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе
16. Социальный институт семьи
Аномия и девиация
17. Социальные нормы и отклонения от них.
18. Социальная Аномия и самоубийства
19. Р.Мертон и концепция приспособительных реакций индивида
20. Возможности общества в борьбе с отклонениями в социальных нормах
7.
Социальные ценности
и нормы.
Социальная ценность – это не интерес и не потребность, это стандарт по средствам которого отбираются цели действия. Общество поддерживается распространением ценностей, но социальные группы по разному их понимают.
Социальные нормы – это образцы, эталоны действия в определенных ситуациях. Это своеобразный набор правил поведения, это принуждение к определенному поведению, это набор санкций. Нормы выступают в качестве скрепа в обществе.
Каковы же механизмы осуществляемого в процессе социализации усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит?
Один из основоположников современной теории социализации французский социолог Габриэль Тард положил в ее основу принцип подражания. Типовым социальным отношением, которое проявляется практически на всех уровнях взаимодействия, является отношение "учитель - ученик". Ключевое понятие при описании процесса обучения индивидов своим социальным ролям - "имитация". Так, в процессе первичной социализации огромное значение имеют игры, в ходе которых дети как бы "примеряют" на себя будущие роли, имитируя наблюдаемое ими поведение взрослых.
Толкотт
Парсонс, в работах которого содержится
развернутая социологическая
8.
Социализация –
ее необходимость
и свойства.
Важнейшим
видом социального
Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесса, делающего возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение.
Этот
процесс концептуализируется
(1) Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются, таким образом, частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.
(2)
Социализацию можно
Приобщение индивидуального интеллекта к социальному совершается в процессе социализации и является важной ее частью.
Чем
выше уровень "социального" развития
того или иного человека, тем большую
роль в индивидуальном развитии играет
социализация. Умственное же (а интеллектуальное
в особенности) развитие, являющееся
своеобразным венцом высшей нервной
деятельности, практически всецело
зависит от процесса обучения, то есть
целенаправленного и
Так,
З.Фрейд строит свою теорию развития
личности, исходя из базового конфликта
между биологическими побуждениями
и нормами культуры, и поэтому
рассматривает социализацию как
процесс обуздания
9.
Этапы, агенты
и средства социализации
Социализацию принято разделять на две стадии:
первичная стадия (социализация младенца) главным агентом социализации выступает семья; педагоги, ближайшее окружение.
вторичная стадия охватывает период от зрелости до смерти: в нее входят; социализация взрослого человека, социальные роли, которые первичная социализация не может подготовить в полной мере (например, становление наемного работника, мужа, жены, родителя).
В период первичной (детской) социализации возможности приобретения информации из социальной памяти еще во многом определяются возможностями и параметрами биологического интеллекта: качеством "сенсорных датчиков", временем реакции, концентрацией внимания, памятью. Однако чем больше удаляется человек от момента своего рождения, тем меньшую роль в этом процессе играет биологический инстинкт и тем большее значение приобретают факторы социального порядка.
Мир
младенца с самого его появления
на свет населен другими людьми.
Причем, очень скоро он становится
способен отличать их друг от друга, и
некоторые из них приобретают
для его жизни господствующее
значение. С самого начала ребенок
взаимодействует не только со своим
собственным телом и с
Понятно, что в семье
Значение именно ранних воздействий, развивающих личность и интеллект, подчеркивается, в частности, в работе Р. Бергинса, который показывает, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к четырем годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет. Считается, что уже в этом возрасте можно с достаточно высокой вероятностью предсказать как сферу, так и "потолок" будущих возможных достижений.
Так или иначе, к моменту
завершения первичной
Содержание,
характер и качество социализации,
совпадающей по времени с периодом
получения формального
Именно в школе начинается подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение его к миру научных систематизированных знаний. Однако школа преследует не только эту цель. Одной из главных функций данного этапа в первичной социализации является общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в социальных институтах, действующих в рамках формальных организаций. В силу этих причин школа, всегда ставит перед собою задачу привития индивиду господствующих в данном обществе в данный исторический период идеологических и моральных ценностей.
Наконец, во второй период - социализации
взрослого человека - развитие индивидуального
интеллекта и возможности его "подпитки"
от интеллекта социального, а также всех
других способностей личности уже почти
полностью определяются ее социальным
статусом (и, в свою очередь, оказывают
определенное влияние на уровень этого
статуса).
10.
Социальная структура
Современное
общество основывается на широком разделении
труда и функций людей в
процессе общественного воспроизводства.
11.
Социальная стратификация.
Термин
"стратификация" еще сравнительно
недавно рассматривался в советской
социологической науке как
Другими
словами, советская общественная наука
при описании социальной структуры
прибегала исключительно к
Между тем оба этих подхода никоим образом не могут исключать друг друга. Это просто две измерительные линейки с различными масштабами. Понятие "класс", удобное и уместное при макроподходе, оно оказывается явно недостаточным, когда мы попытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. Кроме того, для выработки системного подхода одного лишь экономического измерения, которое предлагает нам марксистский классовый подход, явно недостаточно. Поэтому и теоретические, и практические потребности заставляют искать иные методики измерения социальной структуры.
Здесь и открываются те возможности, которые как с аналитической, так и с практической точки зрения предоставляет измерение стратификации.
"Страта" (strata) в переводе с латыни означает - "слой", а стратификационное измерение - это не что иное, как достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.
Однако это только один из
аспектов понятия