Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:20, реферат
Термин "природа человека" обычно употребляется учеными для обозначения некоторого исходного биологического начала, присущего всем представителям человеческого рода. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов.
Общество и человек
1. Человек, как социальное явление
2. Понятие общества
3. Общество как социальная система.
Базисные компоненты социальной жизни
4. Социальные действия
5. Социальная связь
6. Социальные институты
Социализация
7. Социальные ценности и нормы.
8. Социализация – ее необходимость и свойства.
9. Этапы, агенты и средства социализации
Социальная структура и стратификация
10. Социальная структура
11. Социальная стратификация.
12. Марксистская парадигма и классовый анализ, концепция Вебера
13. Социальная мобильность
14. Социальная структура современного российского общества
Семейно-брачные отношения
15. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе
16. Социальный институт семьи
Аномия и девиация
17. Социальные нормы и отклонения от них.
18. Социальная Аномия и самоубийства
19. Р.Мертон и концепция приспособительных реакций индивида
20. Возможности общества в борьбе с отклонениями в социальных нормах
СОДЕРжАНИЕ
Общество и человек
Базисные компоненты социальной жизни
Социализация
Социальная структура и стратификация
Семейно-брачные отношения
Аномия и девиация
1.
Человек, как социальное
явление
Термин
"природа человека" обычно употребляется
учеными для обозначения
Каждый человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют конкретного единичного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа.
Понятие "человек", как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду, а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям качествами.
От
этих двух понятий необходимо отличать
понятие "личность". Слово личность
первоначально обозначало маску, которую
надевал актер в античном театре.
Затем это понятие стали
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
2. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.
Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.
Термин "общество" многозначенен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:
Необходимо
обратить внимание на сходство, которое
существует между различными понятиями
"общества". Это сходство можно
увидеть, если внимательно присмотреться
к самому слову: "общество"
- от слов "общий", "общность"
(латинское societas также происходит от
socius, что означает общий, совместный).
3.
Общество как социальная
система.
В социологии общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система (от греческого "systema") определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Это нечто целое, не сводимое к сумме своих элементов.
В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. К ним относятся:
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема". Подсистемами именуются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемам общества принято считать - сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;
2) социальная, состоящая из таких структурных образований как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;
3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;
4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.
Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга.
Разделение
общество на сферы несколько условно,
но оно помогает вычленять и изучать
отдельные области реально
Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:
а) Простые
и сложные (в качестве критерия в
данной типологии выступает число
уровней управления обществом, а
также степень его
б) Первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество;
в) В
Западной научной литературе в 1960-е
гг. получило распространение деление
всех обществ на традиционные и индустриальные
(при этом капитализм и социализм
рассматривались как две
В формировании
этой концепции большой вклад
внес немецкий социолог Ф.Теннис, французский
социолог Р.Арон, американский экономист
У.Ростоу.
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии.
Социальная
же структура традиционного
Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.
Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.
В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.
Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совремепного. Индивидуальность, самостоятельность в данном обществе не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом человеке", не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.
Традиционные
общества сохранились и до наших
дней в основном в странах так
называемого "третьего мира" (Азия,
Африка) (поэтому часто синонимом
"традиционного общества" выступает
понятие "незападные цивилизации").
С европоцентристской точки зрения,
традиционные общества — это отсталые,
примитивные, закрытые, несвободные
социальные организмы, которым западная
социология противопоставляет
Индустриальное общество
В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции.
В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным.