Социология Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Работа содержит 1 файл

Социлогия.docx

— 109.17 Кб (Скачать)

    3.  Постиндустриальное общество. Все большую роль играет научное знание как основной элемент в производстве. В США данный термин впервые возникает в середине 50-х, когда становится понятно, что капитализм 50-х существенно отличается от индустриального капитализма 20-30-х годов. Возникает отдельный, прежде не настолько выраженный класс в обществе, имеющий достаточный вес и наличие капитала – средний класс. Техника, используемая в промышленности, значительно усложнялась, что привело к росту потребности в квалифицированных кадрах и увеличило значимость науки и образования.

Причины зарождения постиндустриальной экономики:

   -Автоматизация производства  привела к уменьшению числа  сотрудников, занятых непосредственно  материальной работой;

  -Изменение в системе  ценностей. Увеличение благосостояния  резко возросло, благодаря чему  творческие способности и высшее  профессиональное мастерство вышли  на передний план;

   -Ситуация в современной  экономики предполагает значительный  уровень образованности у населения.

      Согласно  большинству исследователей, сегодняшнее  постиндустриальное общество –  это общество профессионалов. Значительно  снижается потребность в неквалифицированных  сотрудниках, все больше предпочтения  отдается сотрудникам с высшим  образованием. Для большинства людей  мотивацией становиться самореализация, а не материальный достаток.  

 

 

22. Социальная  структура общества. Ее основные  элементы.

 

В любом современном обществе функционируют социальные группы и  слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и  отношения образуют социальную структуру  общества.

 

В основе социальной структуры  общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности  на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда  появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей  города и деревни, умственного и  физического труда. Отношения собственности  экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

 

К основным элементам социальной структуры общества относятся: классы; люди города и деревни; представители  физического и умственного труда; сословия (т.е. социальные группы, место  в обществе которых определяется не только их положением в системе  социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и  правовыми актами); социально-демографические  группы — молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности — нации, этнические группы и др.

 

Структура – это организованность и упорядоченность системы, это  способ взаимодействия и взаимосвязи  образующих ее элементов.

 

Если рассматривать социальную структуру общества, то это совокупность взаимосвязанных социальных групп, институтов и отношений между  ними. Социальную структуру рассматривают  как:

 

1) общности, образованные  на различии отношения к средствам  производства (классовое);

 

2) общности по разделению  труда (социально-профессиональная  дифференциация);

 

3) общности, возникшие на  базе культурно-исторической самобытности (этнос);

 

4) территориальные общности (село);

 

5) социально-демографические  (пол, возраст);

 

6) социально-политические  институты (наука, семья);

 

7) религиозные общности (христиане,  мусульмане). По мере развития  общества социальная структура  меняется и становится еще  сложнее, устойчивей, возникает приспособляемость  к условиям среды.

 

И как раз развитость социальной структуры показывает ее разнообразие – способы связи между людьми, социальными группами и институтами.

 

В социологии есть два подхода  к изучению социальной структуры:

 

1) классовый – центральное  место в структуре занимают  классы (на основе разделения  труда и производственных отношений)  и «классоподобные» социальные  группы (интеллигенция);

 

2) стратификационный –  статусные группы в обществе  расположены по иерархической  лестнице; Пар-сонс, Сорокин, Вебер  определяли разные признаки, по  которым человек занимал то  или иное место в иерархии.

 

Развитие социальной структуры  в любой стране ведет к сближению  всех субъектов социальной сферы. Можно  сказать, что социальная структура  – это:

 

1) объединение людей, которые  взаимодействуют между собой  из-за конкретных обстоятельств;

 

2) иерархия позиций индивида  – выполнение определенных функций;

 

3) совокупность норм и  ценностей.

 

Таким образом, развитие социальной структуры – это сложный, длительный процесс, занимающий целую эпоху  или жизнь нескольких поколений  людей.

 

Проблема структурного мышления особенно явно присутствует в функционалистском  мышлении, но идентификация «существенных», или первостепенных особенностей определенных социальных структур или типов часто  спорна в вопросе о том, предполагают ли они или нет функциональное мышление.

 

23. Понятие социальный  институт. Их типы и функции.

 

Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер  выделил в социальной системе  отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.

Социальный институт- означает организованная система социальных связей , норм и ролей, посредством  которых общество регулирует и контролирует поведение людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.

      Сущность  социального института заключается  не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей  в отдельных сферах общественной  жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение  жизненных потребностей общества.

Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями  социальной системы, удовлетворение которых  обеспечивает ее устойчивость и функционирование.

Сергей Фролов предложил  свою классификацию различных видов функций отдельных социальных институтов (подфункций):

  --закрепление и воспроизводство  общественных отношений

  --регулятивная функция,  заключающаяся в регулировании  отношений между членами общества  путем выработки норм и стандартов  поведения

  --интегративная функция,  включающая процессы сплочения,  взаимозависимости и взаимоответственности  членов социального института

  --транслирующая функция,  связанная с передачей социального  опыта

  --коммуникативная функция,  обеспечивающая распространение  информации внутри социального  института и между различными  социальными институтами

 

Исходя из спенсоровского понимания сущности социального  института можно сделать вывод, что основная его характеристика — функциональность. Под функциями  социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности. В зависимости от направленности различают: функции и дисфункции; Роберт Мертон ВЫделяет: явные и  латентные функции.

 

Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.

 

Дисфункции — деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а  на разрушение. Дисфункции возникают, если социальный институт начинает выполнять  несвойственную ему функцию. Дисфункция возникает, если бесконтрольно разросшаяся  организация социального института  начинает работать не на общество, а  на самообеспечение.

 

Явные функции — деятельность социальных институтов, которая осознается людьми и носит намеренный характер.

 

Латентные (скрытые) функции  — деятельность социальных институтов, последствия которой не осознаются участниками или не носит намеренный характер.

Классификация социальных институтов

 

Как и функции, сами социальные институты можно классифицировать по ряду критериев.

 

По масштабу деятельности:

  -главные, которые  удовлетворяют основные, базовые  потребности общества

  -не главные — структурные  элементы или составные части  главных социальных институтов, обеспечивающие их деятельность

 

По внутренней структуре:

  -простые — выполнение  функций которых не требует  системного деления

  -сложные — сложные  социальные системы с внутренней  структурой, элементами которой  выступают другие социальные  институты

 

По сфере деятельности:

  -политические (государство,  парламент, партии)

  -экономические (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)

  -социально-культурные (наука,  образование, искусство)

  -нормативные (право,  суд)

  -семейные (семья, брак)

  -религиозные (религия,  церковь, секта)

 

24. Понятие социальной  роли и статуса, как элементов  социальной структуры и предпосылок  в социальной стратификации.

 

В социальной системе каждый человек занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные обязанности, называется статусом. Человек может иметь  несколько статусов. Однако чаще всего  только один из них определяет его  положение в обществе. Такой статус называется главным, или интегральным. Главный статус чаще всего обусловливается  должностью человека и отражается как  во внешнем поведении (одежде, лексиконе  и др.), так и во внутренней позиции (установках, ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи различают следующие  статусы:

 

1) предписанные – навязанные  обществом вне зависимости от  усилий и заслуг личности, обусловленные  этническим происхождением, местом  рождения и т. д.;

 

2) приобретенные (достигнутые), которые определяются усилиями  самого человека (писатель, ученый);

 

3) естественные, предполагающие  существенные и относительно  устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины);

 

4) профессионально-должностные  – это базисный статус для  взрослого человека, чаще всего  являющийся основой интегрального  статуса. Социальный статус обозначает  конкретное место, которое занимает  индивид в данной социальной  системе. Таким образом, социальные  статусы – это структурные  элементы социальной организации  общества, обеспечивающие социальные  связи между объектами общественных  отношений.

 

Социальная роль – соответствующий  принятым нормам способ поведения людей  в зависимости от их статуса или  позиции в обществе, в системе  межличностных отношений. Понятие  социальной роли было введено в научный  оборот независимо друг от друга американскими  социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом.

 

Т. Парсонс выделяет пять основных черт любой социальной роли:

 

1) эмоциональность – одни  роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

 

2) способ получения –  одни предписывают, другие завоевывают;

 

3) масштабность – часть  ролей сформулирована и строго  ограничена, другая размыта;

 

4) формализация – действие  в строго установленных правилах  либо произвольно;

 

5) мотивация – на общее  благо, на личную прибыль и  т. д.

 

Таким образом, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

 

Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного  характера направлена на обеспечение  надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

 

Когда люди жили в более  простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. В современном обществе с его  высокой социальной мобильностью существенно  возросли возможности сменить амплуа и просто необходимым стало менять роли.

 

25. Теория стратификации,  как теория социального неравенства.

 

 

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация  показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному  определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины  в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении  члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:

 

1) то, чем человек обладает  с рождения (пол, этническая принадлежность);

 

2) приобретенный статус (трудовая  деятельность);

 

3) то, что человек имеет  (собственность, моральные ценности, права).

 

Рассматривая историю  общества и те сообщества, которые  существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация –  это естественное неравенство между  членами общества, которое имеет  свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.

 

Важно различать понятия  «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» – естественный и  обусловленный процесс, а «несправедливость» – проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что  эгаметаризм (учение о необходимости  равенства) – это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в  борьбе за власть.

Информация о работе Социология Маркса