Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:45, реферат
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.
3. Постиндустриальное общество. Все большую роль играет научное знание как основной элемент в производстве. В США данный термин впервые возникает в середине 50-х, когда становится понятно, что капитализм 50-х существенно отличается от индустриального капитализма 20-30-х годов. Возникает отдельный, прежде не настолько выраженный класс в обществе, имеющий достаточный вес и наличие капитала – средний класс. Техника, используемая в промышленности, значительно усложнялась, что привело к росту потребности в квалифицированных кадрах и увеличило значимость науки и образования.
Причины зарождения постиндустриальной экономики:
-Автоматизация производства
привела к уменьшению числа
сотрудников, занятых
-Изменение в системе
ценностей. Увеличение
-Ситуация в современной
экономики предполагает
Согласно
большинству исследователей, сегодняшнее
постиндустриальное общество –
это общество профессионалов. Значительно
снижается потребность в
22. Социальная структура общества. Ее основные элементы.
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.
В основе социальной структуры
общества лежат общественное разделение
труда и отношение
К основным элементам социальной
структуры общества относятся: классы;
люди города и деревни; представители
физического и умственного
Структура – это организованность и упорядоченность системы, это способ взаимодействия и взаимосвязи образующих ее элементов.
Если рассматривать социальную структуру общества, то это совокупность взаимосвязанных социальных групп, институтов и отношений между ними. Социальную структуру рассматривают как:
1) общности, образованные
на различии отношения к
2) общности по разделению
труда (социально-
3) общности, возникшие на
базе культурно-исторической
4) территориальные общности (село);
5) социально-демографические (пол, возраст);
6) социально-политические институты (наука, семья);
7) религиозные общности (христиане, мусульмане). По мере развития общества социальная структура меняется и становится еще сложнее, устойчивей, возникает приспособляемость к условиям среды.
И как раз развитость социальной структуры показывает ее разнообразие – способы связи между людьми, социальными группами и институтами.
В социологии есть два подхода к изучению социальной структуры:
1) классовый – центральное
место в структуре занимают
классы (на основе разделения
труда и производственных
2) стратификационный – статусные группы в обществе расположены по иерархической лестнице; Пар-сонс, Сорокин, Вебер определяли разные признаки, по которым человек занимал то или иное место в иерархии.
Развитие социальной структуры в любой стране ведет к сближению всех субъектов социальной сферы. Можно сказать, что социальная структура – это:
1) объединение людей, которые
взаимодействуют между собой
из-за конкретных
2) иерархия позиций индивида
– выполнение определенных
3) совокупность норм и ценностей.
Таким образом, развитие социальной структуры – это сложный, длительный процесс, занимающий целую эпоху или жизнь нескольких поколений людей.
Проблема структурного мышления особенно явно присутствует в функционалистском мышлении, но идентификация «существенных», или первостепенных особенностей определенных социальных структур или типов часто спорна в вопросе о том, предполагают ли они или нет функциональное мышление.
23. Понятие социальный институт. Их типы и функции.
Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.
Социальный институт- означает организованная система социальных связей , норм и ролей, посредством которых общество регулирует и контролирует поведение людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.
Сущность
социального института
Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями социальной системы, удовлетворение которых обеспечивает ее устойчивость и функционирование.
Сергей Фролов предложил свою классификацию различных видов функций отдельных социальных институтов (подфункций):
--закрепление и
--регулятивная функция,
заключающаяся в регулировании
отношений между членами
--интегративная функция,
включающая процессы сплочения,
--транслирующая функция,
связанная с передачей
--коммуникативная функция,
обеспечивающая
Исходя из спенсоровского понимания сущности социального института можно сделать вывод, что основная его характеристика — функциональность. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности. В зависимости от направленности различают: функции и дисфункции; Роберт Мертон ВЫделяет: явные и латентные функции.
Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.
Дисфункции — деятельность
социальных институтов, которая мешает
удовлетворению потребностей социальной
системы, работает не на сохранение, а
на разрушение. Дисфункции возникают,
если социальный институт начинает выполнять
несвойственную ему функцию. Дисфункция
возникает, если бесконтрольно разросшаяся
организация социального
Явные функции — деятельность социальных институтов, которая осознается людьми и носит намеренный характер.
Латентные (скрытые) функции — деятельность социальных институтов, последствия которой не осознаются участниками или не носит намеренный характер.
Классификация социальных институтов
Как и функции, сами социальные
институты можно
По масштабу деятельности:
-главные, которые удовлетворяют основные, базовые потребности общества
-не главные — структурные элементы или составные части главных социальных институтов, обеспечивающие их деятельность
По внутренней структуре:
-простые — выполнение функций которых не требует системного деления
-сложные — сложные
социальные системы с
По сфере деятельности:
-политические (государство, парламент, партии)
-экономические (
-социально-культурные (наука, образование, искусство)
-нормативные (право, суд)
-семейные (семья, брак)
-религиозные (религия, церковь, секта)
24. Понятие социальной
роли и статуса, как элементов
социальной структуры и
В социальной системе каждый человек занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Однако чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. Такой статус называется главным, или интегральным. Главный статус чаще всего обусловливается должностью человека и отражается как во внешнем поведении (одежде, лексиконе и др.), так и во внутренней позиции (установках, ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи различают следующие статусы:
1) предписанные – навязанные обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности, обусловленные этническим происхождением, местом рождения и т. д.;
2) приобретенные (достигнутые), которые определяются усилиями самого человека (писатель, ученый);
3) естественные, предполагающие
существенные и относительно
устойчивые характеристики
4) профессионально-должностные
– это базисный статус для
взрослого человека, чаще всего
являющийся основой
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие социальной роли было введено в научный оборот независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом.
Т. Парсонс выделяет пять основных черт любой социальной роли:
1) эмоциональность – одни
роли требуют эмоциональной
2) способ получения – одни предписывают, другие завоевывают;
3) масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;
4) формализация – действие
в строго установленных
5) мотивация – на общее благо, на личную прибыль и т. д.
Таким образом, социальная роль
– это совокупность требований,
предъявляемых обществом к
Эти требования (предписания,
пожелания и ожидания соответствующего
поведения) воплощаются в конкретных
социальных нормах. Система социальных
санкций позитивного и
Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. В современном обществе с его высокой социальной мобильностью существенно возросли возможности сменить амплуа и просто необходимым стало менять роли.
25. Теория стратификации,
как теория социального
Важным элементом социальной
жизни является социальная стратификация
(дифференциация), т. е. расслоение общества
на группы, слои. Именно социальная стратификация
показывает то, как неодинаково социальное
положение членов общества, их социальное
неравенство. Разные ученые по-разному
определяют, в чем причина неравенства.
М. Вебер видел эти причины
в экономических критериях (доходы),
социальном престиже (статус) и отношении
члена общества к политическим кругам.
Парсонс выделял такие
1) то, чем человек обладает
с рождения (пол, этническая
2) приобретенный статус (трудовая деятельность);
3) то, что человек имеет
(собственность, моральные
Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация – это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.
Важно различать понятия
«неравенство» и «