Социология Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Работа содержит 1 файл

Социлогия.docx

— 109.17 Кб (Скачать)

Видатнийвчений-економістМихайло Туган-Барановський (1865—1919) вважавсоціологіюоднією з стрижневихсуспільних наук. У більшостісвоїхпрацьвінзосереджувався на обґрунтуванніролігосподарства у соціальномужитті. Господарстворозглядав як сукупністьлюдськихдійщодозовнішньогосвітузадлястворенняматеріальнихобставин, якізадовольняли б людські потреби. 
Виробництвозасобів до життя — нижчасходинкадіяльності людей. На вищихсходинкахгосподарська робота стаєменшзначимою. Отже, чимвищі потреби, тимменшу роль в їхзадоволеннівідіграєгосподарськапраця. Тількинайбіднішіборються за своє «чисте» існування, а більшість людей розглядаєбагатство як спосіб доступу до влади, а не навпаки.

Історик, політолог, соціологВ'ячеславЛипинський (1882— 1931), зосередившись на проблемах держави і права, стверджував, щожиттєвістькожноїдержавизумовленаособливістювзаємовідносинміжпровіднимиверствамисуспільства і народом. Ціособливостіреалізуються через різнітипи державного устрою — класо-кратію, демократію, охлократію. Найраціональнішоювінвважавкласократію, розуміючипідпоняттям«клас» осіб, наділениходнієюсуспільноюфункцією. На ційпідставі до «промисловогокласу» вінзараховувавробітників, технічний персонал, лідерівіндустрії, аргументуючицетим, щооб'єднуючіїхчинникизначносильніші за суперечностіміж ними. Це аж ніяк не унеможливлюєвзаємної критики, свободиопозиції. А навпаки, діючи в координатах традиційного правопорядку,- вони забезпечуютьнеобхіднурівновагуміжвладою і свободою. За взірецькласократіївін наводив Англію з їїтрадиціоналізмом, консервативнимицінностями.

  Известный историк,  этнограф, археолог Владимир  Антонович  (1834—1908)использовал свои знания для изучения социальной  структуры,  психосоциальныхтипов, поведения толпы, факторов социального развития.

  Ученик Антоновича, выдающийся  историк,  политический  деятель  Михаил Грушевский (1866—1934) считал, что социальный  прогресс  в одинаковой  мереопределяется биологическими, экономическими  и психологическими  факторами.Значительное место в его исследованиях отведено  изучению  истории Украины,исторического процесса  вообще,  генезиса  восточнославянских  народов.  Ноособое внимание заслуживают взгляды Грушевского относительно  возникновенияи развития украинской и русской народностей,  становления государственностив Украине и России.

  Один  из  ведущих  тогдашних ученых,  историк,  политолог,  социолог  Вячеслав  Липинский  (1882— 1931),сосредоточившись  на  проблемах государства   и   права,   утверждал,   что жизненность каждого государства обусловлена особенностью  взаимоотношений между ведущими слоями общества и народом. Эти особенности реализуются через разные  типы  государственного  устройства   —   классократию,   демократию,охлократию. Наирациональнейшей он считал классократию, понимая под понятием«класс» лиц, наделенных одной общественной функцией.  На  этом  основании к«промышленному классу» он зачислял рабочих,  технический персонал,  лидеровиндустрии, аргументируя это тем, что объединяющие  их  факторы значительноболее сильны, чем разногласия между ними.

 

16. Системный подход к обществу в социологии.

Систему можно определить как совокупность взаимосвязанных  элементов.  
Признаки системы:  
- система состоит из элементов, связанных между собой отношениями взаимозависимости, благодаря чему изменения в одном элементе порождают изменения в системе в целом;  
- система – это упорядоченная целостность, образуемая совокупностью элементов и несводимая к их простой сумме;  
- отношения взаимозависимости между элементами и получаемая в результате целостность, подчиняются определенным правилам;  
- развитие системы осуществляется путем ее реагирования на изменения внутри системы, а также на импульсы из внешней среды.  
В качестве элементов социальной системы выступают разнокачественные явления: материальные, идеальные, духовные. Кроме того, общество включает в себя разнородную совокупность социальных субъектов (индивидов, общностей, государств, институтов) и объектов, подсистем, функций, взаимосвязей, действие которых зависит от основного элемента социальной системы – человека, обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своего поведения.  

Первичным элементом общества как социальной системы является социальное действие. Под ним понимаются все виды поведения, которые мотивируются и направляются теми смысловыми значениями, которые придает им действующий субъект как существо культурное.

Социальное действие одного индивида с другими является взаимодействием.Упорядоченность взаимодействиям людей придают правила, нормы, ценности, идеалы, убеждения.  
Функции системы соответствуют совокупности тех видов деятельности, назначение которых состоит в способности удовлетворять потребности системы. Любая система включает 4 функции: воспроизводства, интеграции, целедостижения и адаптации. Эти функции в своей совокупности должны обеспечивать стабильность системы и способность к развитию.

Для своего существования  и поддержания жизнеспособности общество как социальная система  должно разрешать возникающие проблемы. Способность общества как системы  к саморазвитию обеспечивает механизм функционирования, действие которого основано на принципе «стимул-реакция».  
В качестве стимула выступают импульсы, идущие из внешней среды или от составных частей системы. Они могут приобретать характер требований (повышение заработной платы – социальная система).  
«Реакция» представляет собой действия подсистемы как ответ на внешние и внутренние раздражители. Реакция может принимать форму действий правительства, нормативно- правовых актов законодательного собрания. Для реагирования на возникающие проблемы общества как система должна обладать ресурсами: экономическими, финансовыми, информационными, правовыми и иными возможностями. 

Существуют и общезначимые потребности, которые он не в состоянии  реализовать в одиночку. Они являются общими для множества людей. Для  их удовлетворения индивид объединяется, кооперируется с другими индивидами и создает социальные группы.Социальные группы обладают сплоченностью, стабильностью, устойчивостью, однородностью. Потребности социальных групп характеризуются массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, сопряженностью (т.е. удовлетворение одних потребностей влечет за собой целый комплекс других потребностей).

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальные институты  объединяют совместные усилия людей, сводят их социальное поведение к определенным образцам и стандартам. Их называют социальными ролями. Социальная роль – это ожидаемое поведение, связанное с определенными правами и обязанностями (статусом).  
Упорядоченность социальных связей и взаимодействий в обществе в значительной мере обусловлена наличием в нем социальных норм и ценностей.Ценностями являются общепринятые в данном обществе убеждения. На основе ценностей формируются социальные нормы (правила). Социальные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры. Соблюдение этих правил обеспечивается путем применения поощрений и наказаний.  
Наиболее важное значение в механизме регуляции взаимодействий между людьми имеют правовые нормы и нормы морали.

 

17. Понятие «общество»  в социологии. Признаки общества.

Общество – это совокупность всех форм взаимодействия и способов объединения людей, сформированное на определенной территории и отличающееся социокультурной идентичностью ее  членов.

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом  характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное  системное образование; целостная  система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил  американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно является частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей, которые признаны членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть название и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой  сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как  социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты;

4) социальные нормы и ценности.

 

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую  упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более  или менее связанных и взаимодействующих  друг с другом и образующих единое социальное целое. 

 

18. Типологии обществ.

В современной  социологии выделяют:

- тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни),

- демократические (население может влиять на государственные структуры);

- авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма основой для  классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. 

Традиционное  общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

 

Основой трансформации индустриального  общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

 

19.  Понятие  социальных перемен, развития  и их ..

Социальное изменение  обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени  в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а  также с индивидами; социальное изменение  — наиболее общее понятие, характеризующее  социальную динамику.

 

Социальное развитие рассматривается  как частный случай социальных изменений, имеющих либо направленность в сторону  улучшения/усложнения/совершенствования/прогресса, либо в сторону регресса.

 

Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс определяют развитие. Другие же, которые  не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены.

 

Поскольку социальные изменения  затрагивают все элементы общества, принято разделять их на 4 уровня:

социальный (глобальный) уровень  — это изменения, затрагивающие  все сферы общества (экономическое  и техническое развитие, политические революции, кризисы, глобальные миграции, урбанизация)

Информация о работе Социология Маркса