Социология Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Работа содержит 1 файл

Социлогия.docx

— 109.17 Кб (Скачать)

1. Предмет и объект социологии.

 

Объектом социологической  познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь  в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно  организованный характер. Общество можно  представить как систему взаимодействующих  и взаимосвязанных общностей  и институтов, форм и методов социального  контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей  и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях  и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в  обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно  определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает  социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения объекта  и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

  • как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
  • как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
  • как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США); Физико-химический институт имени Л.Я. Карпова
  • как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д.

Разнообразие определений  социологии отражает сложность и  многогранность ее объекта и предмета.

 

 

 

2. Структура социологического  знания.

 

Социологическое знание неоднородно  и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. Как и  многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях:фундаментальном и прикладном.

Основанием для выделения  фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное  исследование ставит своей целью  преимущественно разработку научных  теорий, развитие основополагающих принципов  социологии, выявление универсальных  взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два  взаимосвязанных уровня познания: теоретический  и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений,  разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремится ответить на вопрос: ”что и как изучается?”. Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии).  Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей  и способов использования познанных  теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: ”для чего  изучается?”.

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как  фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится  к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций – к прикладной социологии.

Связь между теоретическим  и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня – понятие, введенное Робертом Мертоном, американским социологом, в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей: 1) между обществом и данной сферой общественной жизни; 2) внутренние взаимосвязи  и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни. Функционально  эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей  и институтов, то есть используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.), теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, энтосов и  т.п.) и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации  и т.п.).

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему  знания. Она включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных  уровней и об отношениях между  ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается  на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения  связываются воедино на базе фундаментальных  принципов истолкования социальных явлений и процессов.

 

3.  Методы социального  познания.

 

Каждая наука, выделяя  для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования  знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может  быть получена лишь при правильном методе познания.

Метод (от греч. methodos – букв. “путь к чему-либо”) – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а методах социологии. Понятие “метод социологии” употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализированный опрос и т.д.

В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно-научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и др. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.

К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.

Одной из важнейших характеристик  метода социологии является опора в  изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование (принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и др., к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и др.

 

 

4. Функции социологии  и ее место в системе социально-гуманитарного  знания.

 

Общественное предназначение и роль социологии в современном  обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет. В самом общем виде функции социологии можно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) и мировоззренческую.

Теоретико-познавательная функция заключается в накоплении, приращении знания об обществе, о его структурных элементах и процессах.  Значение этой функции социологии растет в связи с ускорением развития человеческого общества, о чем уже шла речь выше. Особенно важное значение приобретает эта функция в нашей стране, где происходят очень глубокие и быстрые преобразования. Только на основе объективных знаний о происходящих в нашем обществе изменениях, их характере и направленности, которые может дать социология, мы сможем преодолеть нынешний кризис и обеспечить устойчивое развитие страны.

Добывая объективное научное  знание о происходящих социальных процессах  в стране, социология неизбежно высвечивает  те острейшие социальные проблемы, с которыми сталкивается современное  общество. Хотя многие из нас в определенной мере осознают их существование, но научное  выявление данных проблем социологией  придает им большую отчетливость в нашем сознании. В этом проявляется  познавательная функция социологии.

Весьма многообразны конкретные проявления практической функции социологии. Практическая направленность социологии проявляется, в частности, в том, что социология, исследующая общество как целостную систему, способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, что особенно важно в переходный период развития общества.

Социологическое знание базируется во многом на эмпирических исследованиях. Осуществляя в ходе эмпирических исследований сбор, систематизацию и  накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию. Невозможно в современном  обществе осуществлять обоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения не имеют  достаточного информационного обеспечения. В противном случае все произойдет по известной формуле: “хотели как  лучше, а получилось как всегда”. На основе собранной объективной  информации социологи вырабатывают предложения и рекомендации для  политики и практики.

К прикладной, то есть имеющей практическое приложение, функции социологии можно отнести также такие специфические научно обоснованные виды деятельности как социальное обслуживание населения (социальная работа), социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.). Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.

Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину  социальных отношений и процессов  в современном мире, формирует  у людей систему взглядов на человеческий мир и место  в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и  к самому себе, а также обусловленные  этими взглядами жизненные позиции  людей, их идеалы. В этом проявляется мировоззренческая функция социологии.

Социология объясняет, какие  социальные условия необходимы для  того, чтобы человек стал реализовывать  себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную  сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.

Социология развивается  не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными  науками, занимая при этом ведущую  роль в системе общественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также  методы измерения этой деятельности. Это проявляется, в частности, в  том, что другие общественные науки  “социологизируются”, в результате чего в их недрах формируются новые направления исследований – социальные: социально-экономические,  социально-психологические, социально-политические, социально-демографические и др.

Политология, экономика, право  и другие общественные науки изучают  лишь какую-то одну сферу жизни общества, социология же исследует общество и  иные социальные системы как целостные  объекты с присущими им свойствами, отношениями и закономерностями функционирования, которые проявляют  себя в любой сфере их жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или  политической. 

Социология – это генерализирующая (обобщающая), по словам П.А. Сорокина, наука  по отношению к другим наукам, изучающим  общество и человека. С другой стороны, в своих генерализирующих функциях социология зависит от открытий в  других науках, таких, например, как  история, экономика, политология.

Информация о работе Социология Маркса