Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:45, реферат
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.
11. Концепция «коллективного сознания» Э. Дюркгейма.
Коллективное сознание, по Дюркгейму, формирует определенные образцы поведения индивидов, их нормы и ценности и т. д., которые существуют объективно в качестве социальных фактов. Признание объективности социальных фактов позволило ученому сделать вывод о том, что общество есть та область действительности, где действуют свои особые законы, независимые от сознания и воли отдельных индивидов. По Дюркгейму, классическая социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача — не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни.
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
- англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму - духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций, знаний и т. д.), оказывающее сильное влияние на индивидуальное сознание. К с. создает моральную обществ, среду, заставляющую людей принимать способы действия и мышления, распространенные в данном обществе. Формы К. с.: коллективные представления, коллективные чувства.
12. "Понимающая социология" М. Вебера.
Неклассический
тип научной социологии
Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий.
Государство по Веберу бывает нескольких видов:
13. Современные социологические школы и направления.
Группа социологов, работающая в рамках выработанных ею самой исследовательских традиции, может рассматриваться как та или иная школа в социологии. В более узком смысле школа в социологии является исследовательской группой с общими традициями и соответствующей институциональной формой.
Эмпирическая социология (Чикагская школа)
Именно в Чикагском
университете, на базе первого в
мире факультета были развернуты многоцелевые
прикладные исследования, которые ознаменовали
возникновение и расцвет
Франкфуртская школа - главными особенностями этой
школы были неомарксизм (стремление применить
теорию Маркса к современным условиям),
и леворадикализм (борьба с капитализмом,
новыми средствами и в новых условиях).
Представители: Теодор Адорно, Герберт
Маркузе, Макс Хоркхаймер. Здесь изучалась
связь между социальным положением человека
и его идеологическими представлениями.
Типичные черты авторитарной личности:
антисемитизм, расизм, консерватизм в
экономических и политических вопросах,
некритическое отношение к групповым
авторитетам, их идеализация, стремление
проявить и наказать тех, кто не разделяет
почтения к этим авторитетам, склонность
к суеверию, вере в судьбу, повышенная
чувствительность с проявлением силы
и твердости. Авторитарная личность не
проявляет гуманного отношения и неуступчива,
механически подчиняется общим ценностям,
подражает авторитетам, ненавидит всяких
оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам
и стереотипам. Для фрункфуртцевхарактернапсихолог
Структурный функционализм – Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов - подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга. Функционалисты анализируют общественные подсистемы -экономику, политику, право, религию с точки зрения их связей друг с другом и выполняемых в обществе функций.
Неофункционализм. Джеффри К. Александер – американский
социолог представительнеофункционализма
Теория социального конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом(ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.
Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.
Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.
Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.
Интеракционизм - взаимодействие.Создателем этой теории считается ДжоржМид .Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы - это язык, жесты, знаки, передающие информацию.Социальный мир, по Миду, - это мир значений.. Человек не соотносится с реальностью напрямую, только через использование интерпретивных механизмов. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я» (набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы» (усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акта взаимодействия. Механизм формирования значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого.
Феноменология. Феноменологичес
Теория обмена. Социологическая теория действия (иначе ее называют теорией обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хомансу. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т.е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями (знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие.
Этнометодология. Этнометодологическое направление в социологии является одним из самых «молодых». Его появление связывают с именем Гарольда Гарфинкеля. Основная идея этнометодологии состоит в том, что люди живут в мире смыслов, толкований, постоянно создаваемых ими, и делают это в обществе других людей, осознают они это или нет. Подавляющее большинство смыслов воспринимается людьми как должное. Так, правила, регулирующие поведение людей при взаимодействиях, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде. Значит, существуют «невидимые правила», невидимые для самих людей, которыми они руководствуются в повседневной жизни. Насколько сильны эти скрытые неосознаваемые правила, показывают эксперименты Г. Гарфинкеля по разрушению стереотипов социальной коммуникации в повседневной жизни. Он попросил своих студентов, приходя домой, вести себя так, как если бы они были постояльцами гостиницы или квартирантами. Реакции родителей носили сперва недоуменный, а затем даже агрессивный характер. Это показывает, насколько тщательно и тонко сконструирован социальный порядок повседневности. В человеческом обществе существует множество само собой разумеющихся условностей, нарушение которых приводит к конфликтам.
14. Этапы развития
социологической мысли в
Период развития
социологической мысли в Украине
непосредственносвязан с
способы видения и модели познания социальной реальности, новые подходы,способы решения и средства реализации социальных целей, интересов ипотребностей, поскольку социологические принципы, методы и концепции былиуже довольно известными среди украинских научных работников.
Принято
считать, что украинская
Ученые,
которые исследуют особенности
тогдашней украинскойсоциологической
мысли в конце XIX ст., отмечают,
что тогдашние
слабо были заряжены
на изготовление собственных
социологических теорий, хотя отдельные
оригинальные идеи они высказывали.
Определяющая чертасоциологической
мысли в Украине — тесная
взаимосвязь с общественно-политическими
проблемами, с задачами
утверждения национальнойгосударственности,
возрождение.
Доминировало в
тогдашней социологической
Социологическая мысль в Украине впитывает такие мысли, теоретические обобщения и идеи многих мыслителей прошлого, которых можно причислить к зачинателям отечественной протосоциологии. Среди них Н. Костомаров, М. Драгоманов, О. Потебня, И. Франко, Ф. Вовк, М. Туган-Барановский, М. Шаповал и др. Они в социально-философских, антропологических, культурологических и исторических исследованиях проторили путь социологической мысли в Украину, занимали заметное место в европейском научном и культурном движении. То есть развитие социологической мысли в Украине стало единством двух тенденций, определивших особенность ее формирования, - единством универсального и национального.
Универсальное, общенаучное проявлялось в расширении, анализе и развитии передовых в то время социологических теорий, методов исследования, идей. Национальной же особенностью развития социологии на украинской ниве было ее тесное переплетение с социально-политической жизнью, национально-освободительным движением, соединение с творческим наследием выдающихся представителей научной и общественной деятельности.
15. Социологические взгляды общественных деятелей Украины второй половины 19 начала 20ст.
Помітнозбагативукраїнськусоціо