Социология Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Работа содержит 1 файл

Социлогия.docx

— 109.17 Кб (Скачать)

 

11. Концепция «коллективного  сознания» Э. Дюркгейма.

Коллективное  сознание, по Дюркгейму, формирует определенные образцы поведения индивидов, их нормы и ценности и т. д., которые существуют объективно в качестве социальных фактов. Признание объективности социальных фактов позволило ученому сделать вывод о том, что общество есть та область действительности, где действуют свои особые законы, независимые от сознания и воли отдельных индивидов. По Дюркгейму, классическая социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача — не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни.

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

- англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму - духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций, знаний и т. д.), оказывающее сильное влияние на индивидуальное сознание. К с. создает моральную обществ, среду, заставляющую людей принимать способы действия и мышления, распространенные в данном обществе. Формы К. с.: коллективные представления, коллективные чувства.

 

 

12. "Понимающая  социология" М. Вебера.

 

       Неклассический  тип научной социологии разработан  немецким мыслителем Макс Вебером  (1858-1918). В основе этой методологии  лежит представление о принципиальной  противоположности законов природы  и общества и, следовательно  признание необходимости существования  двух типов научного знания: наук  о природе (естествознания) и наук  о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная  наука, которая должна заимствовать  у них лучшее. У естественных  наук — приверженность к точным  фактам и причинно-следственное  объяснение действительности, у  гуманитарных наук — метод понимания. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д.

Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать  их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий.

Государство по Веберу бывает нескольких видов:

  1. Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США.
  2. Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы.
  3. Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.

 

 

 

13. Современные социологические  школы и направления.

Группа социологов, работающая в рамках выработанных ею самой исследовательских  традиции, может рассматриваться как та или иная школа в социологии. В более узком смысле школа в социологии является исследовательской группой с общими традициями и соответствующей институциональной формой.

Эмпирическая  социология (Чикагская школа)

Именно в Чикагском  университете, на базе первого в  мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан  первый социологический журнал и  Американское социологическое общество. Основателями школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский  крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой  являются бихевиоризм (бихевиоризм - «поведение», согласно этой концепции, социология должна изучать наблюдаемое поведение  людей, сводимое к стимулам и реакциям, влияя на первые, можно управлять  поведением человека.

Франкфуртская школа - главными особенностями этой школы были неомарксизм (стремление применить теорию Маркса к современным условиям), и леворадикализм (борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях). Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер.  Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцевхарактернапсихологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. 

Структурный функционализм  – Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов - подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга. Функционалисты анализируют общественные подсистемы -экономику, политику, право, религию с точки зрения их связей друг с другом и выполняемых в обществе функций. 

Неофункционализм.  Джеффри К. Александер – американский социолог  представительнеофункционализма(термин «неофункционализм» был введён в научный оборот им самим в 1985 году). Александер, учтя критику функционализма 60-70-ых годов, дополнил концепцию Парсонса достижениями других социологических школ (социология конфликта,феноменология). Описывая социальные системы, неофункционалисты представляют их не как многообразные варианты конкретных взаимодействий целостных личностей, а как предельные возможности таких взаимодействий.

Теория социального  конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом(ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую  функцию, создавая предпосылки для  развития общества.

Однако не все конфликты  играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается  функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в  состояние повышенной социальной напряженности.

 

 

 Интеракционизм - взаимодействие.Создателем этой теории считается ДжоржМид .Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы - это язык, жесты, знаки, передающие информацию.Социальный мир, по Миду, - это мир значений.. Человек не соотносится с реальностью напрямую, только через использование интерпретивных механизмов. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я» (набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы» (усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акта взаимодействия. Механизм формирования значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого.

Феноменология. Феноменологическая социология (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукманн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования ситуации, определение того, что возможно, допустимо, а что абсолютно исключено, зависит от системы ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта. Шюц подчеркивает, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе.  

Теория обмена. Социологическая теория действия (иначе ее называют теорией обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хомансу. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т.е. аналогия обмена эквивалентными ценностями.  Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями (знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. 

Этнометодология. Этнометодологическое направление в социологии является одним из самых «молодых». Его появление связывают с именем Гарольда Гарфинкеля. Основная идея этнометодологии  состоит в том, что люди живут в мире смыслов, толкований, постоянно создаваемых ими, и делают это в обществе других людей, осознают они это или нет. Подавляющее большинство смыслов воспринимается людьми как должное. Так, правила, регулирующие поведение людей при взаимодействиях, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде. Значит, существуют «невидимые правила», невидимые для самих людей, которыми они  руководствуются в повседневной жизни. Насколько сильны эти скрытые неосознаваемые правила, показывают эксперименты  Г. Гарфинкеля по разрушению стереотипов социальной коммуникации в повседневной жизни. Он попросил своих студентов, приходя домой, вести себя так, как если бы они были постояльцами гостиницы или квартирантами. Реакции родителей носили сперва недоуменный, а затем даже агрессивный характер. Это показывает, насколько тщательно и тонко сконструирован социальный порядок повседневности. В человеческом обществе существует множество само собой разумеющихся условностей, нарушение которых приводит к конфликтам.

 

14. Этапы развития  социологической мысли в Украине.

Период развития социологической мысли в  Украине  непосредственносвязан с возникновением социологии как отдельной  науки.  В  научных  кругахего  называют   периодом   академической   социологии.   Начинается   он   свозникновения и становления социологии на Западе. Это породило  определенные

способы видения  и модели  познания  социальной  реальности,  новые  подходы,способы  решения  и  средства  реализации  социальных  целей,  интересов   ипотребностей, поскольку социологические  принципы, методы  и  концепции  былиуже довольно известными среди  украинских научных работников.

      Принято  считать, что украинская социология  заявила о себе в 80-х годахXIX ст. исследованиями Женевского кружка  украинских ученых,  работы  которыхпечатались  чаще всего в тамошнем журнале  «Община».

      Ученые,   которые   исследуют   особенности    тогдашней    украинскойсоциологической  мысли в конце XIX ст., отмечают, что тогдашние  исследованиябольшей  частью трансформировали идеи  О.  Конта,  Г.  Спенсера,  К.  Маркса,проявляли мало критического  отношения к достояниям  своих   предшественников,

слабо были заряжены  на  изготовление  собственных  социологических  теорий, хотя  отдельные оригинальные  идеи  они  высказывали.  Определяющая   чертасоциологической  мысли  в  Украине  —  тесная  взаимосвязь  с   общественно-политическими    проблемами,    с    задачами    утверждения    национальнойгосударственности,   борьбой   за   независимость,    национально-культурное

возрождение.

Доминировало в  тогдашней социологической мысли  обращение к  социально-культурным   проблемам.   Вместе    с    тем    она    проявляла    заметнуюзаинтересованность социально-политическими, экономическими аспектами.

Социологическая мысль  в Украине впитывает такие  мысли, теоретические обобщения  и идеи многих мыслителей прошлого, которых можно причислить к зачинателям  отечественной протосоциологии. Среди  них Н. Костомаров, М. Драгоманов, О. Потебня, И. Франко, Ф. Вовк, М. Туган-Барановский, М. Шаповал и др. Они в социально-философских, антропологических, культурологических и исторических исследованиях проторили путь социологической мысли в Украину, занимали заметное место в европейском научном и культурном движении. То есть развитие социологической мысли в Украине стало единством двух тенденций, определивших особенность ее формирования, - единством универсального и национального.

Универсальное, общенаучное  проявлялось в расширении, анализе  и развитии передовых в то время  социологических теорий, методов  исследования, идей. Национальной же особенностью развития социологии на украинской ниве было ее тесное переплетение с социально-политической жизнью, национально-освободительным  движением, соединение с творческим наследием выдающихся представителей научной и общественной деятельности.

 

 

15. Социологические взгляды общественных деятелей  Украины второй  половины 19 начала 20ст.

 
Помітнозбагативукраїнськусоціологічну думку кінця XIX — початку XX ст. Іван Франко (1856— 1916), який,роздумував над проблемами справедливості, нового соціального порядку, за якоготоржествуватимесамоуправління народу,йогопрацязадлявласногорозвитку. У громадсько-федеративному суспільномуустроївінвбачав основу свободи особи і громади, об'єднання громад та народів, обстоюючи свободу та автономію громад, як одиницьсуспільногожиття.

Информация о работе Социология Маркса