Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:45, реферат
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.
Одной из заслуг мыслителей
эпохи Возрождения есть расчистка
общественно-политической мысли от
теократических теорий государства
и права, схоластики и т.п., подготовка
почвы политико-правового
В эпоху Возрождения и Нового времени первым из мыслителей обратился к античным учениям итальянец Н.Макиавелли (1469 – 1527гг.). Он обосновал идею создания светского государства, основной функцией которого является защита частной собственности и своих граждан. Но в работе «Государь» он делает акцент не на структуре общества, а на поведении политического лидера, его личных качествах. Для удержания власти государь должен учитывать природу человека, которая близка природе зверя (лисицы и льва) – уподобляясь последним, прибегать к хитрости, коварству, насилию и даже убийству.
7. Социологические концепции Нового времени
Значительное влияние на развитие научной мысли Нового времени в целом и социальной мысли в том числе оказали труды Аристотеля. Они стали важным событием, подтолкнувшим многих мыслителей отказаться от схоластических богословских идей в пользу более широкого взгляда на действительность.
Фома Аквинский (1225–1274) – теолог, разработавший философскую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. По его мнению, все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к Божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять теологии.
Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из Божественной воли: Бог так устроил мир, и людям нужно просто подчиниться его воле, а значит, любые попытки человека перейти в более высокое сословие грешны. Он четко разделял Божественную и мирскую власть.
Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она является моделью мира, которым правит Бог.
Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский дипломат и политик эпохи Возрождения. Его главное произведение – трактат «Государь» – продолжил основную линию платоновских рассуждений о государстве, однако основной упор делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера.
По мнению Макиавелли, политика
является особой сферой, к которой
нельзя применять нормы общей
морали. Он предложил свои принципы
(законы), которыми должен руководствоваться
правитель в своей
Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стремление к власти (человек либо стремится сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой).
Закон второй: умный правитель
не должен выполнять всех своих обещаний
(ведь и подданные не всегда выполняют
свои обязательства перед
Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших количествах.
Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ. Он разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию (изучает природные законы) и гражданскую философию (изучает человеческое общество). Гоббс стал первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.
Кроме того, он разработал концепцию
общественного договора, на основе
которой позже было развито понятие
гражданского общества. По Гоббсу, естественное
состояние людей – это
1) демократию;
2) аристократию;
3) монархию.
8. Позитивистская социология О. Конта.
Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания, предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что, как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение и эксперимент.
Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную).
Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии.
Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие — это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии.
Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.).
9. Эволюционистская социология Г. Спенсера.
Герберт Спенсер (1820-1903) —
английский философ и социолог, один
из основоположников позитивизма. Он много
времени уделял взаимосвязи природы
и общества. Основываясь на научных
фактах и данных Спенсер распространил
идею эволюции на все без исключения
явления и процессы в природе
и обществе — космические, химические,
биологические и социальные. Спенсер
считал, что даже психология и культура
естественны по происхождению и
поэтому все естественное и природное
развивается по законам природы,
а следовательно— эволюции. Общество,
будучи формой природного бытия, подчиняется
тем же законам эволюции. Анализ
органической природы для Спенсера
явился одной из методологических основ
исследования общества и его процессов.
Эти два начала: описание структуры
общества как особого организма
и идеи эволюции — определили тот
факт, что Спенсер считается
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
По аналогии с биологическим
организмом Спенсер рассматривал общество
как сложный организм, исходным элементом,
которого выступает индивид. Правда
соотношение части и целого он
трактовал особым образом. Индивид,
хотя и выступает частью целого (общества),
тем не менее это не обычная
часть органического целого, а
такая, которая характеризуется
многими признаками целого, но обладает
относительной свободой в рамках
целостной структуры
Спенсер выделял черты
сходства биологического и
возможность временного существования частей при расстройстве
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
10. Социологическая теория марксизма.
Марксистское понимание
сущности человека и человеческого
общества возникло в рамках целостного
марксистского миропонимания, развитого
К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм
представляет собой совокупность теорий,
относящихся ко многим областям объективной
действительности. Это, в частности,
философское, социологическое, экономическое
и другие учения. Все эти теории
тесно взаимосвязаны и
К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной особенностью идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:
1) средства производства (орудия и материалы);
2) работника;
3) того, кто присваивает
продукт производства. Данные элементы
присутствуют во всякой
4) работник может владеть
или нет средствами
5) присвоение продукта
производства может
Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.
Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.
Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению. Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:
1) это структурная часть капиталистического общества;
2) это психологическое
состояние, которое переживает
производящий класс в условиях
капиталистического
К. Маркс разработал концепцию социального изменения, по которой двигателем истории является классовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, точнее, угнетенного класса.