Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. (Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия.

Содержание

1). Социология как наука об обществе

2) Объект и предмет социологической науки.

3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций по социологии.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

— предложения;

— методики;

— оценки различных  характеристик субъекта, его практики;

— все это  исходный материал для разработки и  принятия управленческих решений.

Следовательно, для того, чтобы принять грамотное  решение но тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу — необходима социологическая деятельность.

Например: Управленческое решение, связанное с изменением режима работы в трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и косвенных факторов, которые возникают:

— в сфере  трудовой деятельности;

— в сфере  быта, досуга и т.п.

Управленческая  функция социологии проявляется:

— в социальном планировании;

— при разработке социальных показателей и нормативов;

— и т. п.

 

Инструментальная  функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности.

С помощью  одних методов познается и  отражается социальное явление в  его конкретном состоянии;

с помощью  других — разрабатываются пути его преобразования.

Т.е. это отдельная  и самостоятельная функция социологии направлена на разработку методов и  инструментария по

— поиску

— регистрации

— обработке

— анализу 

— обобщению

первичной социологической  информации.

Само социологическое  исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которых продолжается. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

 

II. Структура социологии.

Социология  представляет собой достаточно дифференцированную систему знания.

Каждая ее структурная часть обусловлена  потребностями познавательной и  продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Структуру социологии можно представить состоящую  из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические основы социологии.

II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.

III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки.

IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.

По I части:

Исследование  социального явления предполагает выявление сущности и природы  социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

По II части:

Социология  имеет дело с отдельными социальными  явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому  факту). В их изучении выделяются два  момента:

1) знание  природы конкретного социального  явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального.

2) знание  природы самого состояния социального  явления как момента и предела  в его развитии.

По III части:

Специфика познавательной деятельности — теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

По IV части:

Теория организации  и деятельность служб социального  развития, раскрывающая функции и  роль социолога — самостоятельная  специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.

 

III. Метод социологической науки.

Гегель говорил: “Вся философия резюмируется в методе”.

Так и в  социологии — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.

Поскольку для  познания социального процесса, явления  и т.д. необходимо получение первичной  детальной информации о нем, строгий  отбор ее, анализ, то очевидно, что  инструментом в процессе такого познания является социологической исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов  в социологии. Он включает в себя:

1) Теоретическую  часть

(— разработка  программы исследования,

— обоснование  цели и задач,

— определение  гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную  часть (процедурная часть)

(— набор  инструментов сбора информации

— выбор метода сбора информации

— определение  результативной выборки

— возможность  обработки информации

— получение  характеристик состояния исследуемой реальности).

 

Социологический факультет 

Лекция №3 ( + см. лекцию по МГ )

 

Категории, понятия  и законы социологической науки

 

План

 

I.  Система  основных категорий (понятий)  в социологии

II. Cоциальные  законы: сущность, классификация

 

Социологический факультет 

 

Литература:

 
  1. М-л социология. Под ред. Н.Н. Дряхлова. М. Изд-во мос  ф-та, 1989. стр. 55-83, 186-194, 249-256
  2. Социология Г. В. Осипов М. Мысль, 1990 стр. 50-79, 119-185.
  3. Социальная структура советского общества: история и современность - М. Политиздат 1987
  4. Краткий словарь по социологии - М. Политиздат 1988
 

План

 

1) Социальное  как предметная сущность социологической науки.

2) Социальные  структуры и отношения.

 

Категории, понятия  и законы социологической науки.

 

I. Система основных категорий (понятий) в социологии.

Социальное  явление всегда имеет определенное социальное качество.

Например: “Группа  студентов” — социальное явление.

Его качества:

1) это люди, которые учатся;

2) имеют среднее  или среднеспециальное образование;

3) определенный  возраст (до 35 лет);

4) определенный  уровень интеллекта;

и т.д.

Эти качества социального явления бесконечно многообразны и находятся в постоянном движении.

Пример: —  “группа студентов дневного отделения”

— одни качественные характеристики;

— “группа  студентов вечернего отделения”;

— “группа  студентов технического вуза”;

— “группа  студентов гуманитарного вуза;

и т.д.

Конкретные состояния социального явления

— другие качественные характеристики.

Все характеристики подвижны и предстают самыми различными оттенками “целого”, т.е. самого социального  явления в целом.

Это единство и многообразие, постоянство и  подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.

Для описания конкретного состояния того или  иного социального явления необходима вся система знаний:

1) как относительно  социального вообще;

2) так и относительно специальной области данного социального явления вплоть до его конкретного состояния;

Содержание  объекта и предмета всякой науки  получает развернутое отражение  в системе категорий, понятий  и законов данной науки. Они образуют теоретический остов всего объема знаний науки и одновременно являются необходимым инструментом для познания, анализа и оценки конкретного объекта исследования.

Из сказанного сделаем вывод:

В познании любого социального явления в социологии необходимо учитывать два взаимосвязанных момента (противоречия).

1) Признание  индивидуальности, конкретности изучаемого  социального явления ( в нашем  примере группы студентов).

2) Выделение  существенных характеристик социального  явления, связанных с проявлением  статистических закономерностей распределения признаков, общих для данного класса социальных явлений, которые проявляют себя в определенных условиях и дают основание делать выводы о закономерном характере развития, функционирования и структуре как данного социального явления, так и всего класса родственных явлений.

Здесь применима  теория вероятности и закон больших  чисел:

Чем выше вероятность  проявления какого-то признака, тем  достовернее и обоснованнее наше суждение о каком-то конкретном социальном явлении и его качественных и количественных характеристиках.

Поэтому и  система категорий и законов  социологии будет тем конструктивнее и эффективнее, если она учитывает  эти два момента социального  познания.

Итак. категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является объектом данной науки.

Специфика объекта  и предмета науки определяет специфику  категорий (понятий) данной науки.

Категорийный  или понятийный аппарат — это  один из главнейших вопросов для всякой науки. Именно в этом концентрируется выработанное общественное знание.

То, на сколько  разработан категорийный аппарат характеризует  уровень познания в той или  иной науке. И наоборот — углубление познаний в науке обогащают категории  и понятия.

Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”.

Социальное  по своему содержанию — это отражение  организации и жизнедеятельности  общества как субъекта исторического  процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности  и т.д.

Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях:

— как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса;

— способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве;

— выступает  основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов  общественного развития;

— детерминирует  содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей;

Информация о работе Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса